Оборудование ходового мостика судов

овнм.

3.2.23.1Оборудование и органы управления на главном посту управления судном должны быть расположены таким образом, чтобы вахтенный штурман имел возможность:

определить и нанести на карту местоположение судна, его курс и скорость,

анализировать ситуацию движения судов в акватории,

принять решение о маневрах для избежания столкновения,


изменить курс,

изменить скорость,

осуществить внутреннюю и внешнюю связь, при решении задач маневрирования, включая радиосвязь в диапазоне УКВ,

подать звуковые сигналы,

слышать звуковые сигналы, находясь в рулевой рубке,

контролировать курс, скорость, путь судна, частоту вращения (шаг) гребного винта, угол перекладки руля, глубину под килем,

своевременно фиксировать события рейса.

3.2.23.2На ходовом мостике судов ОВНМ должно быть установлено следующее оборудование, технические характеристики которого должны отвечать требованиям, изложенным в соответствую­щих разделах настоящей части Правил:

.1 средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП), которое должно обеспечивать подачу предупредительного сигнала о появлении опасной цели с опережением от 6 до 30 мин, в зависимости от допустимого времени сближения на кратчайшее расстояние;

.2 система управления судном по курсу и/или траектории, обеспечивающая подачу аварийного сигнала, в случае отклонения судна от заданного курса или траектории на величину, превышающую установленную. Аварийный сигнал должен подаваться независимо от системы управления устройством;

.3 система предупредительной сигнализации при подходе судна к очередной путевой точке (при движении по заданной траектории);

.4 система сигнализации о выходе судна на опасную глубину (глубина под килем менее установленной величины), а также о приближении к границам зоны, запрещенной для плавания судов;

.5 две независимые электронные системы место-определения, способные определять расхождение в обрабатываемых данных и вырабатывать аварийно-предупредительный сигнал в случае неисправности или отказа одной из них;

.6 электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС);

.7 регистратор данных рейса;

.8 аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС);

.9 две радиолокационные станции, работающие независимо друг от друга. Одна радиолокационная станция должна иметь диапазон 3 см;

.10 магнитный компас;

.11 гирокомпас (репитер);

.12 лаг (репитер);

.13 эхолот;

.14 система дистанционного управления главной пропульсивной установкой;


Часть V. Навигационное оборудование



 


.15 устройство управления тифоном;

.16 устройство управления стеклоочистителями и стеклоомывателями;

.17 устройство регулировки освещения главного пульта управления;

.18 переключатели насосов и систем управления рулевым устройством;

.19 система внутренней связи;

.20 радиооборудование в соответствии с гл. 2.2 части IV «Радиооборудование»;

.21 истема управления обогревом/охлаждением рулевой рубки.

3.2.23.3 На ходовом мостике судов ОВНМ должна быть предусмотрена система аварийно-предупредительной сигнализации и связи (АПСС), обеспечивающая подачу звукового и визуального сигнала в следующих случаях:

выход судна на установленную минимальную глубину под килем,

обнаружение опасной цели,

отклонение от заданного курса и/или от заданной траектории движения,

подход к очередной путевой точке (при движении по заданной траектории),

неисправность гироскопического компаса,

снижение ниже допустимого значения или прекращение подачи напряжения питания навигационного оборудования,

неисправность системы контроля дееспособ­ности вахтенного штурмана,

выход из строя сигнально-отличительных огней.

На всех рабочих местах ходового мостика должны быть установлены устройства квитирования сигнала АПСС. Любой сигнал системы аварийно-предупреди­тельной сигнализации, не подтвержденный вахтенным штурманом в течение 30 с, должен автоматически передаваться капитану судна, резервному штурману и в общественные помещения. Подача сигналов АПСС должна осуществляться стационарной системой. Подтверждение сигнала АПСС должно быть возможно только на ходовом мостике.

В любых условиях эксплуатации вахтенный штурман должен иметь возможность вызова на мостик капитана и резервного штурмана. Поданный вахтенным штурманом сигнал вызова на мостик должен быть слышен в каютах капитана, вахтенного штурмана и во всех общественных помещениях судна.

Если резервный штурман может находиться в помещении, не оборудованном стационарной системой связи, он должен иметь при себе переносное устройство, обеспечивающее прием сигналов АПСС и двустороннюю связь с вахтенным штурманом на ходовом мостике.

В случае прекращения подачи питания системе АПСС от основного источника электрической энергии


должно быть предусмотрено автоматическое переключение на аварийный источник.

3.2.23.4 Ходовой мостик судна ОВНМ должен
иметь приоритет в системе служебной телефонной
связи.

3.2.23.5 На ходовом мостике судна ОВНМ
должна быть предусмотрена система контроля
дееспособности вахтенного штурмана, не
мешающая ему выполнять свои функции.

Система должна быть отрегулирована на выполнение контроля дееспособности через интервалы времени, не превышающие 12 минут, спроектирована и расположена таким образом, чтобы только капитан судна имел доступ к элементам системы для установки соответству­ющих интервалов, а также иметь защиту от несанкционированного вмешательства.

Система должна предусматривать возможность квитирования сигнала контроля с любого рабочего места на ходовом мостике.

Сигнал системы контроля дееспособности вахтенного штурмана, не подтвержденный им в течение 30 с, должен автоматически через систему АПСС передаваться капитану судна и резервному штурману, а также, если капитан судна считает необходимым, и в общественные помещения.

Любая попытка отключения системы контроля дееспособности должна быть зарегистрирована, а при выходе ее из строя, должен быть подан соответствующий сигнал через систему АПСС.

Если на судне установлена интегрированная навигационная система, то проверка дееспособ­ности вахтенного штурмана может осуществляться с помощью специальной программы, которая не должна создавать дополнительной нагрузки вахтенному штурману.

3.3 АГРЕГАТНАЯ

3.3.1 Агрегатная, в которой размещаются
преобразователи навигационного оборудования,
должна быть расположена в непосредственной
близости от рулевой рубки или аппаратной, если
такая имеется на судне.

Однако расположение агрегатной должно быть таким, чтобы акустический шум работающих агрегатов не был слышен на ходовом мостике.

3.3.2 В агрегатной должны быть предусмотрены
отопление, вентиляция, электрическое освещение,
обеспечивающие надежную работу установленного
в ней оборудования. Применение парового и
водяного отопления не допускается. Палуба
агрегатной должна быть покрыта линолеумом или
прочным электроизолирующим материалом.



Правила по оборудованию морских судов


 


3.3.3 Электромашинные преобразователи и различные электрические устройства должны устанавливаться в агрегатной в соответствии с требованиями части XI «Электрическое обору­дование» Правил классификации и постройки морских судов.

3.4 АККУМУЛЯТОРНАЯ

3.4.1Аккумуляторы, питающие навигационное
оборудование, могут быть размещены в аккумуля­
торной средств радиосвязи при условии, что это не
вызывает помех радиоприему.

3.4.2Если на судне оборудуется отдельная
аккумуляторная для навигационного оборудования,
она должна отвечать требованиям гл. 3.3 части IV
«Радиооборудование».

3.4.3Допускается размещение аккумуляторов в
специальных ящиках, отвечающих требованиям 3.3.6
части IV «Радиооборудование».

3.5 ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ ОСНОВНОГО ПРИБОРА ГИРОКОМПАСА

3.5.1Помещение, где устанавливается основной прибор гирокомпаса, должно удовлетворять следующим требованиям:

.1 находиться по возможности в диаметральной плоскости судна ближе к миделю и на уровне одной из действующих ватерлиний;

.2 должно быть изолировано от сырости и от проникновения в него пыли, копоти, пара, воды, дыма и вредных испарений. Рекомендуется предусматривать кондиционирование воздуха;

.3 помимо основного должно быть обеспечено переносным и аварийным электрическим освеще­нием и иметь систему двусторонней связи с ходовым мостиком. Связь должна быть парной или входящей в группу управления судном (АТС может приме­няться как дублирующее средство связи);

.4 в помещении не допускается установка приборов и оборудования, не относящихся к техническим средствам судовождения;

.5 прокладка трубопроводов через помещение не допускается, за исключением трубопровода системы охлаждения гирокомпаса.

3.6 ШАХТА ЛАГА И/ИЛИ ЭХОЛОТА

3.6.1Шахта лага и/или эхолота должна отвечать следующим основным требованиям:


.1 размеры шахты должны обеспечивать доступ к преобразователям;

.2 шахта должна закрываться клинкетной две­рью или иебованиям:


.1 размеры шахты должны обеспечивать доступ к преобразователям;

.2 шахта должна закрываться клинкетной две­рью или иметь горловину с крышкой на откидных болтах. На крышке или на комингсе шахты должен быть установлен контрольный краник;

.3 спуск в шахту должен быть оборудован обычным трапом или скоб-трапом;

.4 шахта должна быть испытана на непроницаемость в соответствии с требованиями приложения к части II «Корпус» Правил классификации и постройки морских судов;

.5 шахта должна иметь постоянное освещение и штепсельную розетку для переносной лампы на напряжение не более 12 В.

3.6.2При расположении шахты лага и/или эхолота в районе грузовых танков на нефтеналив­ных судах должны быть выполнены следующие требования (см. также 3.7.4.6):

.1 шахта должна быть отделена от грузовых танков коффердамами;

.2 монтаж подводящих кабелей и кабелей внутри помещения должен быть выполнен в газонепрони­цаемых стальных трубах;

.3 должна быть предусмотрена надежная вентиляция помещения;

.4 конструкция устройства для закрытия горловины должна исключать возможность искрообразования.

3.7 РАЗМЕЩЕНИЕ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА СУДНЕ