ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ

2.3.1Все навигационное оборудование,
установленное на судне, должно быть обеспечено
питанием от основного и аварийного источников
электрической энергии.

2.3.2Распределительный щит навигационного
оборудования должен получать питание от главного
распределительного щита и аварийного распреде­
лительного щита по двум независимым фидерам (см.
также часть XI «Электрическое оборудование»
Правил классификации и постройки морских судов).

2.3.3 Питание судового навигационного оборудо­
вания должно обеспечиваться в соответствии с
требованиями табл. 2.3.3.

2.3.4Все навигационные приборы и устройства (за
исключением гироскопического компаса и системы
управления курсом или траекторией судна),
рассчитанные на питание электрической энергией,
должны получать питание по отдельным фидерам от
одного общего щита навигационного оборудования.

Гироскопический компас должен получать питание в соответствии с 3.7.2.3.

Система управления курсом судна и система управления траекторией судна должны получать питание в соответствии с 5.5.12 части XI «Электрическое оборудование» Правил классифика­ции и постройки морских судов.

2.3.5 Если отдельные виды навигационного
оборудования должны получать питание от
различных первичных родов тока или различных
первичных напряжений, допускается, в порядке
исключения, питание такого оборудования от
других распределительных щитов при обязательном
расположении их вблизи основного щита навига­
ционного оборудования.


Часть V. Навигационное оборудование



Таблица 2.3.3


№ п/п


Навигационное оборудование


Источник питания


Минимальное число часов непрерывной работы оборудова­ния для расчета ем­кости аккумуляторов


 


13


Компас магнитный (основной

и запасной)

Компас гироскопический

Лаг

Измеритель скорости поворота

Эхолот

Радиопеленгатор

Радиолокационная станция Средства автоматической ра­диолокационной прокладки Приемоиндикаторы системы радионавигации1 Система единого времени Радиомаячная установка

Электронная картографическая навигационно-информацион-ная система

Резервная электронная карто­графическая навигационно-информационная система Система приема внешних зву­ковых сигналов Регистратор данных рейса Аппаратура универсальной автоматической идентифика­ционной системы (АИС) Система управления курсом судна

Система управления траек­торией судна

Устройство дистанционной передачи магнитного курса Устройство дистанционной передачи курса


Судовая электростанция и аккумуляторы

Судовая электростанция Судовая электростанция Судовая электростанция Судовая электростанция Судовая электростанция быть заменено питанием Судовая электростанция Судовая электростанция

и аварийный источник электрической энергии и аварийный источник электрической энергии и аварийный источник электрической энергии и аварийный источник электрической энергии и аккумуляторы (питание от аккумуляторов может от аварийного источника электрической энергии) и аварийный источник электрической энергии и аварийный источник электрической энергии

Судовая электростанция и аккумуляторы (питание от аккумуляторов может быть заменено питанием от аварийного источника электрической энергии) Судовая электростанция

Судовая электростанция и аккумуляторы (питание от аккумуляторов может быть заменено питанием от аварийного источника электрической энергии) Судовая электростанция и аварийный источник электрической энергии

Судовая электростанция и аварийный источник электрической энергии

Судовая электростанция и аварийный источник электрической энергии

Судовая электростанция и аккумуляторы (встроенные)

Судовая электростанция и аварийный источник электрической энергии

Судовая электростанция

Судовая электростанция

Судовая электростанция и аварийный источник электрической энергии

Судовая электростанция и аварийный источник электрической энергии


1 Приемоиндикаторы систем радионавигации, используемые для автоматического ввода в радиоустановки ГМССБ информации о координатах судна и времени их определения, должны также получать питание от резервного источника для питания радиоустановки, требуемого 2.3.3 части IV «Радиооборудование».


2.3.6При питании отдельных видов оборудования
от дополнительных распределительных щитов эти
щиты должны получать питание от соответствующих
источников по отдельным фидерам.

2.3.7На распределительном щите (щитах)
навигационного оборудования должны быть
предусмотрены выключатели и предохранители или
установочные автоматические выключатели на
отходящих линиях к каждому виду навигационного
оборудования.

Подключение к щиту навигационного оборудо­вания потребителей, не имеющих отношения к навигационному оборудованию, не допускается.

2.3.8Любая аккумуляторная батарея, исполь­
зование которой допускается для аварийного
питания нескольких потребителей, должна иметь
достаточную емкость для того, чтобы обеспечить


требуемую табл. 2.3.3 продолжительность непрерыв­ной работы всех подключенных к ней потребителей одновременно без дополнительной подзарядки.

2.3.9 Для судов ОВНМ:

.1питание радио- и навигационного оборудова­ния от судовой сети должно осуществляться в соответствии с требованиями части XI «Электри­ческое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов;

.2 распределительные щиты радио- и навига­ционного оборудования должны получать питание от главного распределительного щита (ГРЩ) и аварийного распределительного щита (АРЩ) по двум независимым фидерам с автоматическим переключе­нием в случае прекращения подачи питания от ГРЩ При этом должна срабатывать звуковая и световая сигнализация;



Правила по оборудованию морских судов


 


.3 если оборудование связано с компьютерной сетью, выход из строя этой сети не должен препятствовать отдельным видам оборудования выполнять свои функции.


.4 аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы (АИС).


2.5 ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ И СНАБЖЕНИЕ


2.4 АНТЕННЫЕ УСТРОЙСТВА

2.4.1На каждом судне должны быть установлены отдельные антенные устройства, обеспечивающие работу следующего навигационного оборудования:

.1 радиолокационных станций,

.2 приемоиндикаторов систем радионавигации,

.3 радиомаячной установки (использование антенны радиомаячной установки для оборудования средств радиосвязи является предметом специаль­ного рассмотрения Регистром),


 

2.5.1 На каждом судне валовой вместимостью
более 500, а на пассажирских судах — более 300,
должен находиться минимальный комплект запасных
частей, переносных измерительных приборов,
инструментов и материалов, необходимых для
обеспечения нормальной эксплуатации установлен­
ного на нем навигационного оборудования.

2.5.2 Состав и количество запасных частей,
переносных измерительных приборов, инстру­
ментов и материалов являются в каждом случае
предметом специального рассмотрения Регистром.


3 УСТРОЙСТВО ПОМЕЩЕНИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСТАНОВКИ

НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ. РАЗМЕЩЕНИЕ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И МОНТАЖ КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ


3.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


3.2 ХОДОВОЙ МОСТИК1


 


3.1.1 На каждом судне, на котором устанавли­
вается навигационное оборудование, должны быть
предусмотрены следующие помещения:

.1 рулевая и штурманская рубки (совмещенные или раздельные),

.2 агрегатная и/или аппаратная (аппаратная — специальное помещение для установки навига­ционного оборудования),

.3 аккумуляторная,

.4 помещение для установки основного прибора гирокомпаса (если не предусмотрена установка основного прибора гирокомпаса в рулевой рубке),

.5 шахта лага и/или эхолота.

3.1.2Все помещения, в которых устанавливается
навигационное оборудование, должны иметь
электрическое освещение, отопление (кроме шахты
лага и/или эхолота) и штепсельную розетку.

3.1.3 Навигационные приборы, устройства,
кабели и другое оборудование, устанавливаемое на
ходовом мостике, должны быть размещены так,
чтобы магнитные поля, создаваемые этим оборудо­
ванием, не вносили искажений в показания магнит­
ного компаса более чем на +0,5°.


3.2.1 Конструкция ходового мостика должна
обеспечивать возможность оперативного управления
судном одним человеком.

3.2.2 Ходовой мостик должен быть расположен
выше всех палубных конструкций, которые
находятся на или выше палубы надводного борта,
исключая дымовые трубы.

3.2.3 Обзор поверхности моря с места управле­
ния судном не должен быть затенен на расстоянии
более чем на две длины судна или 500 м, смотря по
тому, что меньше, впереди носовой оконечности до
10° на каждый борт независимо от осадки судна,
дифферента и палубного груза.

3.2.4Теневые секторы, создаваемые грузом,
грузовым устройством и другими препятствиями за
пределами рулевой рубки, затрудняющие обзор
поверхности моря впереди судна, наблюдаемой с
места управления, не должны превышать 10°
каждый. Суммарный теневой сектор затрудненного
обзора не должен превышать 20°. Секторы
беспрепятственного обзора между теневыми
секторами должны быть не менее 5°. Однако в
обзоре, описанном в 3.2.3, каждый отдельный
теневой сектор не должен превышать 5°.

1 Требования 3.2.3 — 3.2.14 применимы к судам длиной 45 м и более, построенным 1 июля 1998 г. или после этой даты. К судам

— 3.2.14 применимы

длиной менее 45 м требования

насколько это практически возможно и целесообразно.


Часть V. Навигационное оборудование



 


3.2.5Нижняя кромка передних окон ходового
мостика должна быть как можно ниже, чтобы она не
мешала обзору вперед.

Высота пультов, располагаемых вплотную к носовой переборке рулевой рубки, не должна превышать 1300 мм.

3.2.6Верхняя кромка передних окон ходового
мостика должна находиться на высоте не менее
2000 мм от поверхности палубы и обеспечивать
возможность обзора вперед с места управления
судном для человека, глаза которого находятся высоте
1800 мм, когда судно испытывает килевую качку до 10°.

На судах, где мачты, краны, другие палубные конструкции затрудняют обзор носовой части в диаметральной плоскости, должно быть обеспечено по одному дополнительному месту с четким обзором по обе стороны от диаметральной плоскости на расстоянии не более 5 м друг от друга.

3.2.7Горизонтальный обзор с места управления
судном должен обеспечиваться в секторе, не
меньшем 225°, т.е. от направления прямо по носу
не менее 22,5° позади траверза каждого борта.

3.2.8С каждого крыла мостика обзор должен
обеспечиваться в секторе, не меньшем 225°, т.е. не
менее 45° с противоположного борта через нос и до
180° к корме.

3.2.9С главного поста управления рулем обзор
должен обеспечиваться в секторе от направления
прямо по носу до не менее 60° на каждый борт.

 

3.2.10Борт судна должен быть виден с крыла
мостика.

3.2.11Число межоконных перемычек должно
быть минимальным, и они не должны располагаться
непосредственно перед рабочими местами вахтен­
ного помощника и рулевого.

3.2.12Во избежание отражений стекла передних
окон мостика должны быть наклонены наружу от
вертикальной плоскости на угол не менее 10° и не
более 25°.

Рекомендуется обеспечивать аналогичный наклон стекол задних и боковых окон мостика (за исключением стекол дверей).

3.2.13Поляризованнные и тонированные стекла
не должны устанавливаться.

В целях обеспечения ясного обзора при ярком солнечном свете рекомендуется предусматривать съемные солнцезащитные экраны с минимальным нарушением светового спектра.

3.2.14Для обеспечения хорошей видимости из
рулевой рубки независимо от условий погоды два
передних окна ходового мостика и, в зависимости от
конфигурации мостика, дополнительное число окон
должны иметь устройства для эффективной очистки,
противообледенения и противозапотевания.

3.2.15Размещение пультов с навигационным
оборудованием в рулевой рубке и их конструкция


должны обеспечивать возможность управления судном в любых ситуациях, включая аварийные.

3.2.16Отдельные навигационные приборы и
пульты оперативного управления судном могут
устанавливаться на крыльях мостика.

3.2.17Должен быть обеспечен беспрепятствен­
ный проход с одного крыла мостика к другому
шириной не менее 1200 мм.

3.2.18Расстояние от носовой переборки рулевой
рубки до любого пульта или устройства,
установленного на ходовом мостике, должно быть
не менее 800 мм. Расстояние между двумя пультами
должно быть не менее 700 м.

Объединенный пульт управления судном допускается устанавливать непосредственно у носовой переборки рулевой рубки.

При любом из указанных размещений должна быть обеспечена возможность ведения наблюдения за окружающей судно обстановкой через окна рулевой рубки.

Отступление от данного требования для судов валовой вместимостью менее 1600 является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

3.2.19Высота от палубного настила до подволока
в рулевой рубке должна быть не менее 2250 мм.

Расстояние между палубным настилом ходового мостика и нижней кромкой оборудования, установ­ленного на подволоке над проходами, открытыми местами, постами должно быть не менее 2100 мм.

3.2.20Вся навигационная информация должна
подаваться оператору в расшифрованном и обработан­
ном виде для сокращения времени принятия решения.

Рекомендуется использовать обобщенные электронные индикаторы навигационной информации.

3.2.21Приборы, непосредственно используемые
для управления судном или соединенные с органами
управления, должны быть такими, чтобы можно
было считывать показания с расстояния не менее
1000 мм в любых условиях.

Все остальные приборы, устанавливаемые на ходовом мостике, должны быть такими, чтобы можно было считывать их показания с расстояния не менее 2000 мм при номальной освещенности.

3.2.22 Общие требования к ходовому мостику
судов ОВНМ.

3.2.22.1Конструкция ходового мостика,
расположение пультов управления и оборудования
должны обеспечивать вахтенному штурману
возможность выполнения своих обязанностей с
одного или нескольких рабочих мест.

3.2.22.2Главный пост управления судном в
нормальных условиях эксплуатации должен
обеспечивать возможность одному человеку выполнять
все необходимые операции по управлению судном и
наблюдению за окружающей обстановкой.



Правила по оборудованию морских судов


 


Все приборы, органы управления и индикации должны быть легко доступными, хорошо видимыми и слышимыми с рабочего места вахтенного штурмана.

3.2.22.3Зона видимости с главного поста
управления судном должна обеспечивать возмож­
ность наблюдения за всеми объектами, которые
могут оказать влияние на безопасность судна.

Основное рабочее место на ходовом мостике судна должно иметь обзор, отвечающий требованиям 3.2.3; 3.2.4; 3.2.7; 3.2.9.

3.2.22.4На ходовом мостике могут быть органи­
зованы другие рабочие места для выполнения одной
или нескольких вспомогательных функций. Зона
видимости с этих рабочих мест также должна быть в
соответствии с вышеизложенным.

3.2.22.5Конструктивное расположение рабочих
мест и оборудования на ходовом мостике должно
обеспечивать одновременную согласованную работу
двух штурманов, когда это необходимо по условиям
эксплуатации.

3.2.22.6Внешние звуковые сигналы, слышимые на
открытой палубе ходового мостика, должны быть
слышны и в рубке, для чего на судне должна быть
установлена система приема внешних звуковых
сигналов, отвечающая требованиям гл. 5.20.

3.2.22.7Конструкция ходового мостика и
установленного на нем оборудования должны отвечать
требованиям, обеспечивающим безопасное выполнение
вахтенным штурманом обязанностей, связанных с
управлением судном, для чего:

оборудование не должно иметь острых углов, кромок и выступов,

с внутренней стороны рубки и вокруг пультов управления должны быть предусмотрены поручни,

палуба в рулевой рубке должна иметь нескользящее покрытие,

двери, ведущие на крылья ходового мостика должны легко открываться, закрываться и фиксироваться в открытом и закрытом положениях,

кресла рабочих мест ходового мостика должны быть передвижными, регулируемыми по высоте и надежно прикрепленными к палубе в установленном месте.