Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- определять с помощью опытов изученные физические свойства воды, местных почв;
- различать три-четыре растения леса, поля, луга, водоема; пять-шесть животных своей местности;
- вести наблюдения в природе по заданиям, фиксировать их в «Дневниках наблюдений»;
- пользоваться метеорологическими приборами (термометром и флюгером), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием;
- собирать простейшую установку для опыта;
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и сельскохозяйственных работ, предусмотренных программой;
- охранять растения и животных;
- сажать цветы, кусты и деревья;
- культурно вести себя в природе.
Учащиеся должны знать:
- некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, почвы, полезные ископаемые, водоемы, растения, животные);
- особенности труда людей своей местности;
- некоторые физические свойства наиболее важных трех-четырех местных полезных ископаемых;
- физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, текучесть, три состояния воды, вода — растворитель);
- физические свойства местных почв (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, минеральных солей, перегноя);
- названия трех-четырех растений леса, поля, луга, водоема; пяти-шести животных своей местности1;
мероприятия по охране природы своей местности.
1 Количество объектов указано дополнительно к тому, что учащиеся знали из III класса.
V КЛАСС(102 ч)
Наблюдения (4 ч; в течение года)
Продолжение наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы. Обобщение данных наблюдений по временам года.
Ориентирование на местности. План и карта(12 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности по солнцу и компасу. Строение компаса. Правила пользования компасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта.
Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу; работа с планом.
Наша Родина — СССР. Административные центры. Столица СССР — Москва, столицы союзных республик.
Введение(2ч)
Тела, вещества, явления природы. Для чего и как человек изучает природу.
Практические работы: организация наблюдений за погодой, наблюдения в двадцатых числах каждого месяца за изменением высоты Солнца над горизонтом и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе. Демонстрация модели флюгера и способа определения направления ветра.
Земля и другие небесные тела (12 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для Земли. Прямолинейное распространение света.
Планеты. Планета Земля, расстояние от Земли до Солнца, сравнительные размеры Земли и Солнца, форма Земли; вид Земли из космоса, глобус — модель Земли; полюсы, экватор.
Движение Земли: вращение Земли вокруг оси —причина смены дня и ночи; годовое движение Земли вокруг Солнца — смена времен года.
Луна —спутник Земли. Расстояние до Земли; размеры Луны по сравнению с Землей; поверхность Луны; почему не видна обратная сторона Луны.
Звезды. Созвездия.
Изучение космоса человеком. Ю. А. Гагарин —первый космонавт Земли.
Практические работы: обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушария, линии направления север—юг, запад—восток. Обучение ориентированию по Полярной звезде.
Демонстрация теллурия для объяснения годового движения Земли вокруг Солнца.
Воздух(12 ч)
Воздух — смесь газов: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: бесцветность, прозрачность, малая теплопроводность, упругость, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Как человек использует свойства воздуха.
Нагревание воздуха от поверхности суши и воды. Изменение температуры воздуха с высотой.
Движение воздуха — ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Изменчивость погоды. Местные признаки изменения погоды. Зачем нужны прогнозы погоды.
Значение воздуха для жизни на Земле; необходимость его охраны от загрязнения.
Практические работы: по календарю погоды провести сравнение погоды разных дней.
Демонстрация опытов: 1) свойство кислорода поддерживать горение; 2) воздух занимает место; 3) воздух сжимаем и упруг; 4) изменение объема воздуха с изменением температуры; 5) движение теплого и холодного воздуха.
Вода(10 ч)
Свойства воды как жидкости. Изменение объема воды при нагревании и охлаждении. Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры. Образование облаков и осадков.
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Взвеси и растворы. Очистка воды от примесей. Растворы в природе; вода пресная и соленая. Минеральные источники.
'Распределение воды на Земле, материки и океаны. Работа воды в природе; образование пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды. Использование воды человеком. Необходимость экономного использования воды и охраны ее от загрязнения.
Практические работы: Определение растворимости веществ в воде. Обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий материки и океаны; надписывание их названий на контурной карте.
Демонстрация опытов: 1) небольшая теплопроводность воды; 2) изменение объема воды при нагревании и охлаждении; 3) переход воды из одного состояния в другое; 4) выпаривание растворов; 5) фильтрование воды.