Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- вести наблюдения в природе по заданиям «Дневников наблю­дений» и фиксировать их;

измерять температуру воздуха с помощью термометра;

- правильно строить режим дня, выполнять необходимые прави­ла личной гигиены;

- охранять свое здоровье от простудных заболеваний;

- в доступной форме охранять растения и животных;

- ухаживать за комнатными растениями;

- выращивать растения одним из изученных способов.

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местно­сти, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;

- особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своей местности;

- строение, назначение термометра;

- простейшие физические свойства снега и льда;

- названия и различия не менее пяти-шести декоративных травя­нистых растений;

- названия и различия местных растений (не менее трех-четырех деревьев, двух-трех кустарников, трех-четырех травянистых рас­тений);

- особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых ра­стений, лиственных и хвойных растений;

- некоторые способы размножения растений (в объеме учебни­ка), цикл развития растения от семени до семени;

- названия и различия пяти-шести комнатных растений;

- простейшие правила ухода за комнатными растениями;

- особенности перелетных и зимующих птиц;

- названии и различия разводимых в данной местности домаш­них животных;

- названия и различия десяти диких животных (черви, членисто­ногие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).

IV КЛАСС(34 ч)

Наблюдения(4 ч; в течение года)

Проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы. Обобщение данных наблюдений по временам года.

Природа нашего края(26 ч)

Учителю надо иметь в виду, что в данной теме изучается природа своего края.

 

Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (че­тыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, названия двух-трех водоемов. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояния воды, вода — растворитель, очистка воды фильтро­ванием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв.

Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране?

Участие детей в общественно полезном труде при охране при­родных объектов.

Экскурсии (3). Ознакомление с формами поверхности и по­лезными ископаемыми; ознакомление с особенностью местного во­доема, его использованием и охраной; ознакомление с растениями и животными поля, луга или леса.

Работа с натуральными объектами: полезные ис­копаемые своего края, растительность леса, полевые культуры (один урок отводится на знакомство с растениями дикого ланд­шафта, другой — с растениями культурного ландшафта).

Заключение(4ч) Обобщение и систематизация знаний.