Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- вести наблюдения в природе по заданиям «Дневников наблюдений» и фиксировать их;
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
- правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;
- охранять свое здоровье от простудных заболеваний;
- в доступной форме охранять растения и животных;
- ухаживать за комнатными растениями;
- выращивать растения одним из изученных способов.
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
- особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своей местности;
- строение, назначение термометра;
- простейшие физические свойства снега и льда;
- названия и различия не менее пяти-шести декоративных травянистых растений;
- названия и различия местных растений (не менее трех-четырех деревьев, двух-трех кустарников, трех-четырех травянистых растений);
- особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
- некоторые способы размножения растений (в объеме учебника), цикл развития растения от семени до семени;
- названия и различия пяти-шести комнатных растений;
- простейшие правила ухода за комнатными растениями;
- особенности перелетных и зимующих птиц;
- названии и различия разводимых в данной местности домашних животных;
- названия и различия десяти диких животных (черви, членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).
IV КЛАСС(34 ч)
Наблюдения(4 ч; в течение года)
Проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы. Обобщение данных наблюдений по временам года.
Природа нашего края(26 ч)
Учителю надо иметь в виду, что в данной теме изучается природа своего края.
Формы поверхности: равнина, холм, овраг, гора. Поверхность своего края. Погода края. Важнейшие полезные ископаемые (четыре-пять), их свойства, добыча, использование. Водоемы, типы водоемов, названия двух-трех водоемов. Использование и охрана водоемов. Вода и ее свойства (цвет, прозрачность, текучесть, запах, вкус, состояния воды, вода — растворитель, очистка воды фильтрованием). Круговорот воды в природе. Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв.
Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране?
Участие детей в общественно полезном труде при охране природных объектов.
Экскурсии (3). Ознакомление с формами поверхности и полезными ископаемыми; ознакомление с особенностью местного водоема, его использованием и охраной; ознакомление с растениями и животными поля, луга или леса.
Работа с натуральными объектами: полезные ископаемые своего края, растительность леса, полевые культуры (один урок отводится на знакомство с растениями дикого ландшафта, другой — с растениями культурного ландшафта).
Заключение(4ч) Обобщение и систематизация знаний.