Тематика для развития речи
Наша Родина(10 ч). Рассказы о Москве и других городах Советского Союза, о своем крае, о любимых и дорогих местах, уголках природы. О труде людей, об их отношении к труду, об Основном Законе СССР — Конституции.
Осень(8 ч). Описание погоды и картин осенней природы по материалам наблюдений детей и описаниям художественной литературы. Сопоставление своих наблюдений с авторскими. Ранняя и поздняя осень. Рассказы о разной поре осени в различных местах. Советского Союза, о труде колхозников осенью, о сельскохозяйственных профессиях, об участии школьников в работе на пришкольном участке, в осенних полевых работах.
Рассказы по аналогии с прочитанным о жизни зверей, птиц осенью.
Знание пословиц, поговорок, народных примет об осени.
Жизнь рабочих и крестьян до и после Великой Октябрьской социалистической революции. Гражданская война(10 ч). Рассказы детей о жизни рабочих и крестьян до Октября 1917 г., о борьбе трудящихся против угнетателей по материалам внеклассного чтения, кино- и диафильмам, походов в музеи. Об изменении жизни трудящихся и их детей после Великой Октябрьской социалистической революции.
О защите Советской .республики в годы гражданской войны.
О В, И. Ленине и его соратниках. Выполнение заветов В. И. Ленина.
Пионер готов к борьбе за ленинскоедело (10 ч). О значении пионерской организации, об общественно полезных делах юных ленинцев, о долге перед Родиной.
Свободные рассказы детей о подвигах героев-пионеров в наши дни, в первые годы создания пионерской организации, в годы Великой Отечественной войны. О детских организациях зарубежных стран, об интернациональной дружбе детей.
Пришла волшебница-зима(8 ч). Описание погоды и картин зимней природы.
Сравнение наблюдений детей с изображением зимней природы в художественных произведениях, живописи, музыке.
Обобщение детских впечатлений о труде людей зимой, о жизни зверей, домашних животных, птиц.
Свободные рассказы о случаях из жизни детей в зимнюю пору, о зимних развлечениях и видах спорта, о зимних каникулах, о встрече Нового года, об охране природы своего края.
Знание пословиц, поговорок и народных примет о зиме.
Советские люди строят новую жизнь(10 ч). Огероизме нашего народа в строительстве новой жизни. Знание отдельных профессий.
Рассказы по материалам кино- и диафильмов, газеты «Пионерская правда», учебников о подвигах советских людей в строительстве заводов, фабрик, электростанций, плотин, дорог, о достижении нашего народа:
Экскурсии на стройку, завод, фабрику, птицеферму.
О дружбе и товариществе(8 ч). Рассказы о плохих и хороших поступках детей, о внимательном отношении к старшим, о взаимоотношении пионеров в коллективе, об общественно полезных делах, выполнении общественных поручений. Свободные рассказы о конкретных примерах школьной дружбы, о знакомых, друзьях, которые проявили себя хорошими товарищами.
О героизме советских людей(8ч). Свободные рассказы детей о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о героях-партизанах, о делах и жизни солдат в мирное время, о героях труда города (края, области) по. рассказам близких, после экскурсий в краеведческий музей, в школьный музей боевой славы.
Весна(8 ч). Свободные рассказы детей по материалам наблюдений, экскурсий, картинам и по аналогии с прочитанным о пробуждении природы (растений, насекомых), об охране птиц и животных весной.
Описание половодья, раннецветущих растений, птиц, весенних 5абот в поле, саду, огороде. Свободные устные и письменные рассказы Детей о своих впечатлениях о весенних каникулах, о каком-нибудь случае в весеннюю пору. Пословицы, поговорки, народные приметы о весне.
Лето(4 ч). Описание конкретных случаев из жизни в летнюю пору. Летний труд людей. Пословицы, поговорки и народные приметы о лете.
Советские праздники и знаменательные даты(18 ч). Расширение и углубление знаний и представлений о, праздниках и знаменательных датах.
ФОНЕТИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ(136 ч)
Звуки и буквы(повторение изученного) (8ч)
Разделительный ь перед гласными е, и, я, ё, ю. Четкое и правильное произношение звонких и глухих согласных. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Слово(104 ч)
Состав слова(34 ч).
Приставка.Подбор подходящих по смыслу приставок данным словам, обозначающим действия. Однокоренные слова с приставками. Правописание гласных и согласных, в приставках (кроме приставок з- и с-, пре- и при-) и в соответствующих предлогах. Отличие приставки от предлога. Разделительный ъ после приставок.
Суффикс.Суффикс в простых по составу словах. Образование слов с помощью суффиксов.
Группировка слов и разбор слов по составу, имеющих одинаковые приставки или суффиксы. Подбор однокоренных слов с приставками.
Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением. Упражнения в пользовании орфографическим школьным словарем.
Части речи(70 ч)
Общее представление о частях речи.
Имя существительное(38 ч). Значение имени существительного! Род и число существительных. Изменение существительных по вопросам.
Мягкий знак у существительных женского рода после шипящих в конце слова (мышь, рожь, дочь) и его отсутствие после шипящих у существительных мужского рода (мяч, нож).
Знакомство с названиями падежей и умение различать падежи. Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (1, 2, 3-е склонение). Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном, числе (кроме имен существительных на-мя,-и,-ие,-ия).
Падежи и предлоги. Правильное употребление предлогов с различными падежами имен существительных.
Имя прилагательное(16 ч). Значение имени прилагательного. Вопросы, на которые отвечает имя прилагательное. Изменение прилагательных, по родам, числам. Правописание окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие).
Глагол(16 ч). Значение глагола. Умение ставить вопросы к глаголам. Изменение глаголов по временам; согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе.
Правописание частицы не с глаголами.
Предложение(24 ч)
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Выделение подлежащего и сказуемого. Связь между словами в предложении. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Второстепенные члены предложения (без определения по видам).
Самостоятельное распространение предложений. Выделение слов, связанных по смыслу, путем вопросов. Самостоятельное составление предложений с изученными грамматическими формами по данному подлежащему или сказуемому.
Сложное предложение. Общее знакомство со сложным предложением, состоящим из двух простых. Запятая в сложном предложении. Составление сложных предложений с изученными частями речи.