Индивидуальные занятия
I. Обследование учащихся. -
II. Преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся (в течение года).
Развитие речевой историки и коррекция недостатков произношения звуков у учащихся с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и I классах). Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших учащихся.
Закрепление правильного произношения и дифференциация звуков. Преодоление трудностей, связанных с произношением слов сложного слогового состава.
Устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении у поступивших учащихся с особо сложными нарушениями речи.
Преодоление индивидуальных затруднений в. овладении словарем и грамматическим строем речи.
Фронтальные занятия (34 ч)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1. Закрепление правильного, четкого произношения гласных звуков - (1ч);
мягких согласных звуков [л'], [б'], [т1], [д'], [к'], [г'], [ф1], [в'],[н'], [м'],Ш,[с'],[з'] - (4ч).
2. Дифференциация твердых и мягких звуков, различение на слух и выделение из слов доступной сложности мягких и твердых звуков - (4ч).
3. Правильное произнесение звука []'] в положении после гласного (красная, красное) и после разделительного мягкого знака (ь) (бельё). Четкое произнесение и различение на слух сочетаний типа тя-тья, ле-лье - (2ч).
4. Повторение звуков [ж] —[ш] - (1 ч); [ч], [щ], [ц] - (3 ч).
5. Дифференциация звуков [ш] — [ж] — [с] — [з] - (3 ч);
[щ] — [ч] - [т'] - (3 ч);
[ц] - [щ] - [ч] - (3 ч);
[щ] - [ч] - [с'] - [с], [ц] - (3ч);
[р] - [л] - (1ч).
6. Дифференциация звонких и глухих согласных - (6ч).
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов. Произнесение рядов гласных звуков типа аиуаиуаиу..., уваауоэауоэа..
Произнесение слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю, све-сви-свя-свю, вле-кле-мле-пле, мя-ня-вя-ря,
Произнесение слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными. звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-ать, кра-кря-кла-кля.
Произнесение слоговых сочетаний, включающих звук []]: ин-пя-пья, пья-пье-пью, пья-вью-лья.
Произнесение слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки:, ша-са-за-жа, шва-жва-зва-сва, саш-шас, ча-ща-тя-ся, сяща-чаща-цача.
Произношение слоговых рядов с чередованием ударных: и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошусасошу..., татянататяна..., тятанатятана; с разным ударением тата, татата, татата.
2. Формирование навыков произношения слов и предложений.
Четкое, слитное, с правильным ударением произношение слов, состоящих из правильно произносимых звуков (трех- пятисложных), из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трех согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пастмассовый) .
Выделение ударного слога в словах, состоящих из трех — пяти слогов.
Смысловое ударение (мука — мука).
Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на Другой при образовании грамматических форм (город — города, куплю — купишь, прошу — просишь).
Правильное, плавное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка, сбрасывать).
Слитое произнесение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде, под -крышей, в дремучем лесу и т.п.).
Систематическое заучивание в течение года труднопроизносимых терминов, связанных с преподаванием математики, чтения, правописания и других учебных предметов (вопросительный знак, восклицательный знак, и т. п.).
3. Формирование навыков связной речи.
Построение, четкое и слитное произнесение простых и распространённых предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения.
Логическое ударение.
Интонации повествовательная, вопросительная, восклицательная.
Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале небольших рассказов и стихотворений.
ФОНЕТИКА, ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ(102 ч)
Звуки и буквы(22 ч)
Повторение пройденного в I классе.
Слоговой и звуко-буквенный анализ.
Гласные и согласные. Обозначение твердости и мягкости ей гласных буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком; мягкий знак между согласными и после л.
Слог, перенос слов, перенос с одной гласной и мягким знаком!
Гласные после шипящих (жи-ти, ча-ща,чу-щу). Правописание ЧК, ЧН.
Алфавит (повторение). Название букв (алфавитное). Упражнения, обучающие пользоваться словарем учебника.
Разделительный ь. Различение на слух раздельного произношения гласного и согласного звука.
Двойные согласные в простых словах.
Ударение; различение ударных и безударных слогов; правописание проверяемых безударных гласных в корне слова (в словах без приставок).
Слово (64 ч)
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? |
Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Изменение слова по вопросам и постановка вопроса к словам (у кого? к о м у? и т. д.). I
Предлог — отдельное слово, служащее для связи слов в предложении.
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в на-1 званиях городов, деревень, рек.
Слова, обозначающие действия предмета, отвечающие на вопросы что делает? что делать? что делал? что 'сделал?
Слова, обозначающие признаки предмета, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Корень. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Наблюдение за единообразным написанием корней (лес — лесник — лесной).
Окончание. Значение окончания в слове.
Правописание безударных гласных в корне слова,
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Различение на слух и в произношении звонких и глухих согласных.
Разделительный ь на материале звонких и глухих согласных (воробьи, копья, братья, ружьё).
Практическое усвоение словообразования при помощи приставок: в-(во-), до-, на-, над-, за-, по-, про-, под-, о-(об-), с-(со-), у-.
Предложение(16 ч)
Выделение предложения на слух из текста. Точка в конце предложения, большая буква в начале предложения. Составление предложения и распространение их по вопросам.
Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Предложения повествовательные и вопросительные. Точка, вопросительный знак в конце предложения.
Выделение в предложении слов (словосочетаний), связанных собой по смыслу.