Введение
ПРОГРАММЫ
СПЕЦИАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, 1-5 КЛАССЫ
I ОТДЕЛЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
РИТМИКА
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987
Рекомендовано
Главным управлением общего среднего образования
Министерства просвещения СССР
Разработано Главным управлением общего среднего образования
Министерства просвещения СССР и
Научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР
Введение
Типовые программы для I отделения школ для детей с тяжелыми нарушениями речи разработаны в соответствии с новым учебным планом и с учетом изменений в программах массовой общеобразовательной школы в светце реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Учебный план за шесть лет обучения обеспечивает общеобразовательную подготовку детей в объеме программы I—IV классов одиннадцатилетней общеобразовательной школы.
Вместе с тем программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют свои особенности, которые наряду с общеобразовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекционной направленности. Программы построены с учетом специфики основного дефекта детей, что отражено прежде всего в программе по русскому языку: развитие речи (подготовительный — V классы); произношение (подготовительный — II классы); обучение грамоте (подготовительный — I классы); фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (II—V классы); чтение и развитие речи (II—V классы).
Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии.
На занятиях по развитию речи предусмотрена специальная коррекционная работа по формированию лексико-грамматического строя речи, по развитию свободного речевого высказывания. Вместе с тем предусматривается и работа по развитию предметных представлений с одновременным ознакомлением детей с окружающим миром в соответствии с программой массовой школы.
Большое внимание уделяется усилению коррекционного воздействия на основной речевой дефект на индивидуальных логопедических занятиях, число которых увеличено, в связи с чем по годам обучения перераспределен материал по произношению.
В программе по чтению расширен раздел по развитию понимания читаемого текста различной сложности, определено соотношение активного и пассивного словаря; усилена идейно-политическая направленность материала.
Программный материал по математике предусматривает "более интенсивную и направленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятий и речевых формулировок условий задач. В этом отражена специфика обучения математике детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа по природоведению также имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики.
Оригинальной является программа по ритмике, включающая в себя общеразвивающие упражнения, музыкально-ритмические занятия, пение и слушание музыки.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .
Начальный курс русского языка в I отделении специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи является основным учебным предметом. Он призван восполнять пробелы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку,, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в письменной форме, давать ряд сведений по грамматике и правописанию, а также элементарные представления о литературе.
В I отделение принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, алалией, осложненной заиканием, афазией, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией, сопровождающейся дисграфией и дислексией).
Общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые, слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения.
Ученики стремятся изменить слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки оказываются часто безуспешными. При построении предложений нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.
Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается не-4:
понятной. Развитие описательной и повествовательной речи (монологической) , очень важной для обучения и усвоения детьми знаний, происходит в процессе обучения очень медленно.
Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению. Часы. по русскому языку, предусмотренные учебным планом, распределяются следующим образом:
Количество часов по классам | ||||||||
Содержание | Подготовит, класс | II | III | IV | V | |||
I | II | I | II | |||||
полу-годие | полу- годие | вари- ант | вари- ант | |||||
Развитие речи | ||||||||
Произношение | - | - | - | |||||
Обучение грамоте | - | - | - | - | ||||
Фонетика, грамматика правописание и развитие речи | - | - | - | - | - | |||
Чтение и развитие речи Всего часов | - | - | - | - |
Каждый из разделов программы обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цели — ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
return false">ссылка скрытаНа специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой деятельности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической связной речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.
На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения учащиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой; правописанием и чтением.
I вариант программы предназначен для работы с учащимися 1 класса 2-го года обучения. 2 вариант программы предназначен для работы с учащимися I класса
1-го года обучения.
В свою очередь, обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной речи благодаря развитию познавательных процессов, наблюдениям и обобщениям в области речевых звуков.
Уроки чтения также предусматривают, помимо формирования техники чтения и решения общеобразовательных и воспитательных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи. Эти уроки являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя языка, понимания синтаксических конструкций и овладения различными видами речи (диалогической, описательной и т. д.).
Для коррекционной работы над речью предназначены индивидуальные занятия, которые выносятся за сетку часов. Знания и навыки, полученные на индивидуальных занятиях, закрепляются во время классных занятий.
В начале каждого года учитель школы для детей с тяжелыми нарушениями речи одновременно с изучением программного материала должен определить уровень речевого развития каждого ребенка: объем словарного запаса, правильное употребление грамматических форм, навыки произношения звуков.
Показатели речевого развития, выявленные в начале года, и последующие изменения в процессе обучения у каждого ученика отмечаются в речевых картах.