Введение

ПРОГРАММЫ

СПЕЦИАЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, 1-5 КЛАССЫ

I ОТДЕЛЕНИЕ

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

РИТМИКА

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987

Рекомендовано

Главным управлением общего среднего образования

Министерства просвещения СССР

Разработано Главным управлением общего среднего образования

Министерства просвещения СССР и

Научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР

Введение

Типовые программы для I отделения школ для детей с тяжелы­ми нарушениями речи разработаны в соответствии с новым учебным планом и с учетом изменений в программах массовой обще­образовательной школы в светце реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Учебный план за шесть лет обучения обеспечивает общеобра­зовательную подготовку детей в объеме программы I—IV классов одиннадцатилетней общеобразовательной школы.

Вместе с тем программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют свои особенности, которые наряду с общеобра­зовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекционной направленности. Программы построены с учетом специфики основного дефекта детей, что отражено прежде всего в программе по русскому языку: развитие речи (подготовительный — V клас­сы); произношение (подготовительный — II классы); обучение гра­моте (подготовительный — I классы); фонетика, грамматика, пра­вописание и развитие речи (II—V классы); чтение и развитие ре­чи (II—V классы).

Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и пресле­дует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии.

На занятиях по развитию речи предусмотрена специальная коррекционная работа по формированию лексико-грамматического строя речи, по развитию свободного речевого высказывания. Вме­сте с тем предусматривается и работа по развитию предметных представлений с одновременным ознакомлением детей с окружаю­щим миром в соответствии с программой массовой школы.

Большое внимание уделяется усилению коррекционного воздей­ствия на основной речевой дефект на индивидуальных логопеди­ческих занятиях, число которых увеличено, в связи с чем по годам обучения перераспределен материал по произношению.

В программе по чтению расширен раздел по развитию понимания читаемого текста различной сложности, определено соотноше­ние активного и пассивного словаря; усилена идейно-политическая направленность материала.

Программный материал по математике предусматривает "более интенсивную и направленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятий и речевых формулировок ус­ловий задач. В этом отражена специфика обучения математике де­тей с тяжелыми нарушениями речи.

Программа по природоведению также имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики.

Оригинальной является программа по ритмике, включающая в себя общеразвивающие упражнения, музыкально-ритмические за­нятия, пение и слушание музыки.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Начальный курс русского языка в I отделении специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи является основ­ным учебным предметом. Он призван восполнять пробелы рече­вого развития детей, давать им практическую речевую подготовку,, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в письмен­ной форме, давать ряд сведений по грамматике и правописанию, а также элементарные представления о литературе.

В I отделение принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, алалией, осложненной заиканием, афазией, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией, сопровож­дающейся дисграфией и дислексией).

Общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказы­вается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и харак­теризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые, слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употреб­ляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения.

Ученики стремятся изменить слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки оказываются часто безуспешными. При построении предложений нарушаются нормы согласо­вания и управления. Затруднения в практическом овладении грам­матическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.

Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и сло­говой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с опреде­ленной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается не-4:

понятной. Развитие описательной и повествовательной речи (моно­логической) , очень важной для обучения и усвоения детьми зна­ний, происходит в процессе обучения очень медленно.

Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специ­альной работы по их преодолению. Часы. по русскому языку, предусмотренные учебным планом, распределяются следующим образом:

    Количество часов по классам  
Содержание     Подготовит, класс       II   III   IV   V  
    I   II   I   II                  
    полу-годие полу- годие вари- ант вари- ант                
Развитие речи                  
Произношение             -   -   -  
Обучение грамоте       - -   -   -  
Фонетика, грамматика правописание и развитие речи     -     -     -       -       -                
Чтение и развитие речи Всего часов   -     -     -     -                    

Каждый из разделов программы обязательно включает систе­матическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цели — ликвидировать в процессе обу­чения недостатки речевого развития ребенка и создать у него го­товность к овладению школьными навыками и умениями.

return false">ссылка скрыта

На специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, ана­лизировать и обобщать различные процессы языковой деятель­ности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической связной речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными законо­мерностями грамматического строя языка.

На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный на­вык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения учащиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамо­той, грамматикой; правописанием и чтением.

I вариант программы предназначен для работы с учащимися 1 класса 2-го года обучения. 2 вариант программы предназначен для работы с учащимися I класса

1-го года обучения.

В свою очередь, обучение грамоте является не только сред­ством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной речи благодаря развитию познавательных процессов, на­блюдениям и обобщениям в области речевых звуков.

Уроки чтения также предусматривают, помимо формирования техники чтения и решения общеобразовательных и воспитатель­ных задач, использование чтения как коррекционного средства развития речи. Эти уроки являются эффективным средством за­крепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя языка, понимания синтаксиче­ских конструкций и овладения различными видами речи (диало­гической, описательной и т. д.).

Для коррекционной работы над речью предназначены индиви­дуальные занятия, которые выносятся за сетку часов. Знания и навыки, полученные на индивидуальных занятиях, закрепляются во время классных занятий.

В начале каждого года учитель школы для детей с тяжелыми нарушениями речи одновременно с изучением программного мате­риала должен определить уровень речевого развития каждого ре­бенка: объем словарного запаса, правильное употребление грамма­тических форм, навыки произношения звуков.

Показатели речевого развития, выявленные в начале года, и последующие изменения в процессе обучения у каждого ученика отмечаются в речевых картах.