ГОНГОТРИ

Через несколько дней я уже был в Дели, в ашраме Шри Ауробиндо, где оставались некоторые мои вещи и обратный билет. Я планировал на следующий же день улететь в Канаду. Однако все изменилось после встречи со старой знакомой - пожилой индусской, работавшей на ашрамской кухне. Она возбужденно рассказала, что во сне получила для меня следующее послание: я непременно должен попасть в одно горное селение под названием Гонготри. Несомненно, это был знак от Бабаджи. На следующее же утро я сел в автобус, надеясь через три дня прибыть на конечную остановку его маршрута в Гонготри. Мои приключения в Индии еще не закончились.

Реку Гангу индусы почитают, как священную, берущую свое начало из волос Господа Шивы. Сама река и ее истоки являются одними из главных объектов поклонения в индуизме. Основные истоки Ганги находятся в окрестностях селений Гонготори, Бадринатх и Кедарнатх. Эти труднодоступные места в горах исстари являются целью религиозного паломничества. В старые времена, чтобы добраться туда и искупаться в холодной воде, текущей от ледников, люди путешествовали пешком, по бездорожью иногда в течение двух-трех лет. Многие умирали в пути, становясь жертвами обвалов, хищников, холода или истощения. Путники гибнут там и в нашу эпоху, к счастью уже не так часто. Сейчас к этим местам проложены очень узкие проезжие дороги, но они нередко повреждаются в результате действия различных разрушительных природных явлений.

Древние пути паломников очень живописны. Вдоль них с интервалом около двадцати километров обычно расположены приюты (дхарамсалы), в которых можно найти бесплатное убежище на ночь. Эти простые хижины часто строились на пожертвования богачей. В период дождей (с июля по сентябрь) без них многие путники умирали бы от холода. А в зимние месяцы дороги в тех краях и вовсе непроходимы, так как толщина снежного покрова достигает нескольких метров. Индусы, живущие на равнине, где всегда жарко, не имеют представления о холоде и не умеют от него защищаться. Я видел длинные цепочки странников, слишком бедных, чтобы купить билет на автобус, бредущих босиком по древним горным тропам и одетых только в самые тонкие хлопчатобумажные сари или лунги. Ночи в горах в конце июня были очень холодными, а в самом Гонготри еще лежал снег на улицах.

Первую ночь мы провели в гостинице в Техри, горном городке, знаменитом обилием храмов. На следующий день с наступлением темноты автобус остановился в маленькой высокогорной деревушке. Гостиницы там не было. Все пассажиры растворились в кромешной тьме, а я остался в одиночестве возле автобуса, так как не знал, где приютиться на ночлег. Я уже думал, что придется расстелить спальник прямо на земле, как вдруг услышал женский голос: «Иди сюда, мы нашли тебе комнату». Оказалось что одна семья из числа моих попутчиков, найдя ночлег для себя, решила и меня приютить. Я был очень рад этому.

Утром оказалось, что мы находимся очень высоко в горах. По сторонам узкой долины вздымались заснеженные вершины. К полудню автобус остановился, и водитель объявил, что всем нужно взять свои вещи, спустится на дно глубокого ущелья, а затем подняться на противоположную его сторону, где нас ждет другой автобус. Моста через ущелье не было, и все грузы пересекали его на спинах жилистых горцев. Даже автобус попал туда, будучи размонтированным, перенесенным по частям и собранным заново на другой стороне. Некоторые женщины и старики из числа пассажиров нанимали местных жителей, которые переправляли их на своих спинах в деревянном приспособлении, похожем на стул с лямками.

Через пару часов после того, как все перебрались через ущелье, мы оказались в Гонготри. В селении я обнаружил только древний маленький храм Шивы, несколько скромных зданий и был несколько разочарован, так как ожидал увидеть здесь множество интересных культовых сооружений и толпы паломников. Солнце уже скрылось за горами, и стало очень холодно. Я устроился на ночлег в местной дхарамсале. Несколько молодых садху пригласили меня к своему костру. Они курили чарас и, кажется, собирались заниматься этим до утра. Вскоре я попрощался с ними и пошел спать. Надев всю свою одежду и закутавшись в спальник, я все же не мог защититься от ночной стужи и всю ночь просыпался.

На следующее утро я решил, что здешний климат мне не подходит и нужно немедленно уезжать, так как после нескольких жарких месяцев, проведенных в Херакхане, я совсем отвык от холодов. Было совершенно непонятно, зачем Бабаджи направил меня сюда.

Как оказалось, автобус отправлялся только после обеда. У меня было несколько часов, чтобы погулять по селу. Бродя по тропинкам, так как улиц там не было, я наткнулся на окруженный стеной ашрам. Он назывался Данди Ашрам по имени его наставника, Свами Данди.

Я заметил, что на открытой площадке среди простых бараков и маленьких храмов сидит в медитации монах в одеждах цвета охры. Вокруг него беспрестанно перемещались люди. В основном они ходили из храма в храм, простираясь у порога каждого. Эта неподвижная фигура в центре всеобщего движения притягивала меня, как магнит. Я подошел, сел около него, закутавшись в свой спальник, и стал ждать. Через полчаса или час он повернулся ко мне и сказал: «No English», —сообщив тем самым, что не говорит по-английски. Я пожал плечами и продолжал сидеть. Тогда монах подозвал в качестве переводчика кого-то из своих учеников и с его помощью предложил мне чаю. Мы выпили его и еще некоторое время посидели в молчании. Я видел, что монах время от времени подглядывает на меня с любопытством. Он снова позвал своего переводчика и указал барак, где можно было устроиться на ночлег. Взяв свои вещи, я отправился туда.