Проблема языковых штампов

За…

Как рождаются словесные штампы в языке? Может ли метафора, пословица стать штампом?

Давайте подумаем: какова первая реакция человека на вопросы?

- Поэт?

- Пушкин.

- Река?

– Волга.

Скажете, штамп? А что поделаешь, если чуть что обращаемся к Пушкину: говорим о дружбе – «Друзья, прекрасен наш союз!», о любви – «Я вас любил!», о приятном – «Я помню чудное мгновенье!» И Волга свежа в памяти: «Выдь на Волгу… Чей стон раздается над великою русской рекой!» Так что не стоит огорчаться по поводу злоупотребления иных штампов. Штамп, конечно же, не накормит, не напоит и в постель не уложит, но как-то скучно без некоторых жить, потому что иной штамп – эта та же истина. Например, «бедность не порок», «суженого конем не объедешь», «жить не с богатством, а с человеком». Заметим, эти нравственные максимы, ставшие штампами, использовал опять же Пушкин в повести «Метель».

Против…

Дети банальности – словесные штампы, особенно, если они идеологические. Вспомним редактора Ермолкина из романа В. Войновича «Претендент на престол». День и ночь он сидел и правил тексты молодых корреспондентов. Живые слова менял на мертвые. Советских летчиков выправлял на «сталинских соколов», немецких – на «фашистских стервятников». Любимые перифразы Ермолкина – «голубое золото» (газ), «черное золото» (нефть), однако драгоценный металл у него - «простое золото». Чудесную пору бабьего лета он не признавал, а была обычная крестьянская пора. Дошло до того, что и женщину-просительницу уговаривал отказаться от мужа, как несознательного элемента советского государства. Нужны ли такие штампы? Нет! Банальность лишает человека творчества.

О «рабах канцелярской эстетики» писал Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь», резко осуждая бюрократические формы речи. «Что было бы, если вдруг Пушкин писал канцеляритами?» - спрашивает он. Получилось бы следующее:

Надо отметить, что в синем небе звезды блещут.

Необходимо сказать, что в синем море волны хлещут.

Следует особо остановиться на том, что туча по небу идет.

Приходится указать, что бочка по морю плывет.

«Не для того наш народ вместе с гениями русского языка – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз» - с горечью восклицал Корней Иванович Чуковский.