Проблема равнодушия, нравственной черствости

Откуда появляется равнодушие?

Почему в мире так много нравственно черствых людей?

Кто в этом виноват и что делать?

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нем тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр – впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте фигуру женщины «с ребенком, завернутым в одеяло». «Ненормальная!» - раздается крик водителя. И все – темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь завороженно смотреть игру актеров.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребенком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадежно испорчен. Ситуация дежа вю, как будто это уже было, – проносится мысль у героини рассказа А. Масс. Конечно, было – и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстраненность, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писатель Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колеса автомобиля. Скорее всего, у нее больной ребенок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко оказывается ощущать свое бессилие в этой ситуации, остается только представить себя на месте этой женщины, когда «мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах». Муки совести, думаю, еще долго будут терзать душу героини этого рассказа: «Я молчала и ненавидела себя за это молчание».

«Довольные собой люди», люди, привыкшие к комфорту, люди, с мелкособственническими интересами – те же герои Чехова, «люди в футлярах». Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный» Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный», кричит: «Прррава держи!» «Прррава держи» - это ведь и есть отстраненность от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло» мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А. Масс: «А вдруг этот ребенок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!» Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту – мещане, обыватели, возомнившие себя «хозяевами жизни».