ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ – ПУТЬ К УСПЕХУ

При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недос­тойного исследуй себя, дабы не было таких же недостатков.

Конфуций

Быстрейший способ завязать хорошие связи – создать впечатление, что они у тебя уже есть

Зигмунд Графф

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЛИЧНОСТЬ

Созданное пространство коммуникации – это та информация, которая подсозна­тельно «считывается» нашими коллегами, партнерами, о нас.

Железная кровать или грубо сколоченная деревянная, цинковая ванна, тазы, подвешенный на грязную стенку пресловутый велосипед, лишенная всякого эстетического лица посуда общепита и как максимум эмоциональной радости – патефон под вязаной салфеткой на самом почетном месте «интерьера». Рядом шаткая этажерка с набором пластинок в мохнатых бурых конвертах. Слово «архитектура» звучит здесь кощунственно, о дизайне никогда и не слышали. Проявления индивидуальности, личности по всем направлениям ее жизни крайне скованы бедным ассортиментом и унификацией предметно- пространственной среды, с которой не вяжется слово «прекрасная» или «совершенная». Эта цитата из книги автора «Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание» представляет собой описание материально-предметной среды человека первых пятилеток советских времен барачного времени. Вместе с этой предметной средой перед нами встает во всей своей функциональной и эстетической убогости массовый человек этого времени.
И теперь часто можно слышать: «Неважно, что мой кабинет находится в давно не ремонтированном помещении, в полуподвале. Главное – че­ловек!». Такая точка зрения нередка и, к сожалению, ошибочна. Увидев безвкусицу, эклектичность, неэффективность размещения мебе­ли в кабинете, Ваш посетитель вольно или невольно переносит эту ин­формацию на Вас. Ваше безразличие к окружающей среде может быть истолковано как:

1) Претензия на оригинальность. Это не очень удачно, так как может возникнуть ощущение, Вы настолько ущемлены, что хотя бы так хотите обратить на себя внимание. Для коллег это может стать неким «тормозом» в развитии дальнейших отношений.

2) Полное безразличие к себе. А это бывает у людей, находящихся в депрессивном состоянии. В таком случае предполагаемые партнеры вряд ли захотят в ближайшем будущем иметь с Вами какие-либо дела.

Кабинет социального работника – это лицо организации. Пусть не смущаются те, у кого его пока нет. При нынешних реалиях – это вопрос надеемся, недалекого будущего.

Ваш кабинет должен быть полифункциональным и обустроен таким образом, чтобы Вы могли вести официальные, деловые перегово­ры, полуофициальные разговоры, неформальные, доверительные беседы.

Такой кабинет должен иметь три рабочих зоны. Первая – в рай­оне Вашего рабочего стола. Там Вы ведете разговоры на своем рабочем месте, а Ваш собеседник – за приставным столиком. Лучше, если такой столик будет с закругленными внешними краями. При современных ус­ловиях – это не проблема. В этой зоне Вы без особого труда демонстри­руете посетителю, что вы хозяин положения.

Стол переговоров» – это вторая зона, где Вы имеете возможность показать гостю свое желание вести на равных с ним переговоры, быть партнерами.

Для доверительного общения за «чашечкой чая» существует тре­тья зона. Мягкий диванчик (или кресла) возле низкого журнального столика. Ваш секретарь может поставить красивые фарфоровые (или другие) чашеч­ки с чаем или кофе (чашечки всегда подаются с блюдцами).

По общепринятым нормам этикета – это минимум того, что долж­но быть в кабинете у руководителя, социального работника, социального педагога, психолога.

В последнее время все чаще происходит общение с иностранными коллегами. И не стоит прикрываться лозунгом «Бедность – не порок». Перспективней потратиться на создание должного предметного окружения, чтобы у Ваших коллег не возникло желание отложить активное парт­нерство до лучших времен.

Оформляя свой кабинет, не увлекайтесь всяческими украшениями. Если у главы фирмы, которая никак не может расплатиться с долгами, вынуждена увольнять рабочих, – роскошный кабинет, то у посети­теля возникает естественный вопрос: «Откуда?» Необходимо помнить о сочетании вашего окружения, т.е. своего кабинета, с более широким фоном. Чем больше этот контраст, тем в менее выгодном положении Вы находитесь.

Для формирования вашего культурного лица не нужно быть «как все». Необходимо быть чуть выше среднего уровня. Ваш кабинет, автомобиль должны быть чуть лучше, чем у большинства людей Вашего круга. Об­щий принцип формирования предметного образа: «Чуть лучше, чем у всех».Это означает – лучше, чем у других, настолько, чтобы это мож­но было заметить, но не настолько, чтобы возник вопрос: «Откуда?»

Вспоминается при этом стихотворение нашего в прошлом сибирского поэта Ильи Фонякова «В одном знакомом доме»:

В этом доме всё – на бога,

На соплях и на фу-фу:

Шкаф подпер, натужась, боком

Кривобокую софу.

 

Быт стоит полуодетый.

Чуть осмотришься кругом–

Там подклеено газетой,

Там – подвязано шнурком.

 

В этом доме всё немножко

На авось, нашармачка:

Нож без ручки, стол без ножки,

Дверь в уборной – без крючка.

 

(Впрочем, зря себя не мучай,

Что там попусту дрожать?

Можно дверь, на крайний случай,

И рукой попридержать!)

 

На стене висит картина

(Пышной раме нет цены!) –

Гвоздь, как червь, наполовину

Вылез, черный, из стены.

 

На картине – речка вьется,

Мальчик в дудочку свистит.

Может, к вечеру сорвется,

Может век перевесит.

 

И, распластанный в полёте,

Свищет ветер над жильем…

– Так вот, люди, и живете?

– Так вот, люди, и живем.

Весьма нежелательно, чтобы предметный мир подобным образом «кричал» о вашей культуре, небрежности, лени, личностном недоразвитии, отсутствии эстетического вкуса и воспитания. Обаяние должно исходить не только от вашего лица и голоса, ваших жестов, но и от предметно-вещной среды, которая тоже свидетельствует о вашей культуре. Пусть вам достался в «наследство» такой необустроенный быт. Хотя бы минимальными средствами приведите его в приемлемый человеческий вид. Это облегчит ваше общение с клиентом, вызовет доверие к вашим экзистенциальным возможностям.