ЭТО НЕ КАТЕГОРИИ

 

Совершенно справедливо, что некоторые люди гораздо сильнее в каком-то одном типе мышления. Так же верно и то, что многие чувствуют себя не очень комфортно, думая «несвойственным» им образом. Но я хочу подчеркнуть, что шляпы — это не категории и не определения. Я не хочу, чтобы кто-либо считал себя «черной шляпой» в этой группе. Я не хочу, чтобы кто-то говорил о себе: «Я всегда ношу зеленую шляпу». Задача шести шляп прямо противоположна. Каждый должен стремиться использовать все шляпы поочередно. Когда группа переходит к зеленой шляпе, это означает, что зеленую шляпу надевает каждый ее участник. Если человек предпочитает молчать всегда, кроме тех случаев, когда играет его любимый цвет, следует обратиться непосредственно к нему, попросив высказать несколько «зеленых» или «желтых» идей.

Было бы слишком просто рассматривать шляпы как категории. Это категории мыслительного поведения, но не людей. Так же как игрок в гольф стремится использовать все клюшки, каждый участник группы должен пытаться использовать каждую из шляп.

 

ВЫБОРОЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

Шляпы чаще всего используются избирательно. Это означает, что вы обращаетесь в нужный момент к единственной — нужной шляпе. Это помогает вызвать нужный тип мышления или изменить направление мышления. До и после того как вы надели шляпу, обсуждение ведется в обычном режиме. Выборочная шляпа — удобный способ переключить мышление. Вы можете попросить другого человека надеть или снять определенную шляпу. Вы можете объявить о том, что надеваете определенную шляпу. («Надев свою черную шляпу, вот какие осложнения я предвижу».) Вы можете обратиться ко всей группе. («Я думаю, самое время достать зеленые шляпы. Нам нужны новые идеи».)

Большое достоинство метода — возможность мгновенно переключать мышление без опасения кого-либо обидеть. Если сказать кому-то, что он слишком заражен негативизмом, человек может обидеться. Но если вы просите его «надеть желтую шляпу», никакой обиды не возникает.

Спустя некоторое время метод шести шляп становится частью внутренней культуры данной организации, используется свободно и автоматически всякий раз, когда требуется изменить стиль мышления.