Архитектура Восточной Европы готического стиля (Чехия, Моравия. Польша).

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.)))

 

wikipedia.org Готика в Польше

Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XVвеков. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Тевтонские рыцари, большие магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры зажиточных городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345-1503) и самое значительное кирпичное сооружение — дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Свое влияние оказало и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XVвеке.

Готическим алтарь Мариацкого костёла в Кракове

Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Самые известные из них — статуи князей династии Пястив, которые сохранились во Вроцлаве, Ополе, Кресобоже, Любуше и Кракове. Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. До наших времен сохранилось несколько хороших образцов резных деревянных алтарей (алтарь Вита Ствоша в Кракове). В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота — 13 м, ширина — 11 м, высота фигур до 2,80 м).

К лучшим образцам живописи принадлежат миниатюры и орнаменты в манускрипте, который содержит житие св. Ядвиги, созданные Николаем Пруссом (в 1353 г.). Богемское искусство миниатюры, которое было сочетанием французской и итальянской традиций с оригинальными чешскими элементами, достигло Польши лишь в XV ст.

 

На протяжении второй половины XIVв. и первых двух десятилетий следующего XV столетия готика переживала эпоху яркого расцвета. В истории чешского искусства она явилась первым и одним из высочайших взлетов национального художественного гения. В европейском искусстве того времени она стоит вровень с крупнейшими художественными школами-ит., фр-й, нем-й.

В первую очередь обращает на себя внимание интенсивность творческой деятельности, обилие художественной продукции во всех видах искусства. Огромным был размах строительства, причем не только в Праге, но и в др. городах и сельских мпестностях Чехии. Как по инициативе императора, так и п/покровительством феодалов расширялись и благоустраивались города, во множестве сооружались приходские церкви, монастырские комплексы, замки. Столь же многочисленным произведения скульптуры и книжной живописи, возникшие за этот период. По количеству же памятников станковой живописи, дошедших до наших дней, Чехия этого времени превосходит остальные страны Европы и уступает только Италии. Определяющим признаком расцвета является высокий художественный уровень чешского искусства. Эта эпоха породила целый ряд выдающихся индивидуальностей, т.к. Мастер Вышебродского цикла, Теодорик, Мастер Тржебоньского алтаря живописи, палерж в архитектуре и скульптуре, Мастер бревиария Яна из Стршеды в книжной живописи.

Насколько сильна была творческая энергия чешского искусства 50-80-х годов XIVв., свидетельствуют мощь и масштабность создававшихся тогда ансамблей, оригинальность их идейных замыслов и художественных решений. Необычен по архитектурным формам и по изобразительной программе замок Карлштейн, уникален декор интерьера его капеллы св. Креста. Самобытны и новы д/тогдашней европейской архитектуры и скульптуры достижения Петра Парлержа, строившего Пражский собор. Церковная архитектура «Нового города» в Праге также изобилует не имеющими аналогий планировками и пространственными построениями. Расцвет чешского искуссства был обусловлен политической коньъюнктурой, сложившейся к середине XIVв. благоприятно д/Чехии. Прага, стала столицей империи, и это обязало Карла позаботиться о том, чтобы снабдить её максимальным блеском. Д/осуществления своих планов КарлIV собрал в Праге множество мастеров самого различного происходения и различных ориентаций. В короткое время новая столица сделалась одним из крупнейших в Европе художественных центров. Императорское правление КарлаIV имело сильную национальную окраску и ориентацию, было проникнуто постоянной и искренней заботой о процветации чешского королевства, иногда в ущерб общеимпермским интресам. В политике КарлаIV многие его новации, такие, как учреждение пражского архиепископства, основание пражского университета. Он стремился к императорскому титулу, изучал политику опыта предшественников. Он опирался на их достижения, учитывая их ошибки, осуществлял их планы. Он был прогрессивно мыслящим властителем, понимавшего и ощущавшего, что будущее принадлежит национальным государствам. В 13в. началась интенсивная разработка серебряных рудников, доходы от них очень обогащали королевскую казну. Обладание рудниками, которые оказались самыми богатыми в Европе, подняли престиж Чехии среди окружающих государств. Росли города, развивались ремесла и торговля. В 1348г. КарлIV заложил в Праге огромный новый район-Новый город. Строительство Нового города очень обогатило архитектурный облик Праги. В короткое время в Новом городе возник целый ряд архитектурных произведений, разнообразных по типам и художественным решениям-приходских церквей и монастырей. Многие из них явились выдающимися памятниками искусства этой эпохи. Тон указа о заложении Нового города не менее патриотичен, тем тон указа об основании университета: «Среди других забот нашего правления, которыми ежедневно, как волнующее море, обеспокоена бывает наша душа, мы ревностно размышляем снова и снова о том, чтобы наше наследное чешское королевство расцветало всяческой красотой, пребывало в покое, имея множество завистников, не боялось бы потерь...потому что среди других владений, которые нам по праву достались в наследство от отца или которые счастливая судьба присоединила к ним...считаем это королевство неким избранным садом среди полей, самым дорогим из всех».

1348г. КарломIV была начата еще одна постройка. Он заложил замок Карлштейн в 50 км к юго-западу от Праги. Он был задуман как хранилище знаков власти императоров Священной Римской империи, и его архитектурный облик и живописный декор должны были выразить идею императорской власти.

В Праге по заказу КарлаIV был содан собор св. Вита, а также в скульптурном декоре башни Карлова моста, воздвигнутой Петром Парлержем. В 1367г. Указ о награждении придворного живописца Теодорика «за прекрасное и изобретательное украшение капеллы Страстей Господних». Главная историческая роль карлштейнского замка заключается в том, что там в общей художественной концепции капеллы св. Креста и в живописи мастера Теодорика чешское готическое искусство впервые явило и свой масштаб, и свой высокий художественный уровень, и свою национальную спицифику. XV


19.Скульптура готического стиля во Франции.wikipedia.ruСкульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. Клаус Слютер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа и фигуры Колодца Пророков (1395—1404) в Шаммоле около Дижона. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вита Ствоша (Veit Stoß) и Адама Крафта (Adam Kraft).

20.Скульптура готического стиля в Германии.

21.Книжная миниатюра позднего Средневековья.wikipedia.ru Позднее Средневековье—термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV—XVIвеках.

Позднему Средневековью предшествовало Зрелое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.

Жанна д'Арк, миниатюра второй половины XVв.

Около 1300 г. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Несмотря на кризис, уже в XIV в. в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе (см. Древнегреческая литература и Древнеримская культура) привело к началу итальянского Возрождения. Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов, особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка культуры на Балканах, из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в Италию. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV в. книгопечатания. Ранее дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными, а это, в свою очередь, подготовило европейскую Реформацию.

 

20. Скульптура готического стиля в Германии.

21. Книжная миниатюра позднего Средневековья.


22.Искусство Проторенессанса в Италии

Проторенессанс (от греч. protos – первый и франц. Renaissance – Возрождение), этап в истории итальянской культуры конца 13 века и начала 14 столетия, подготовивший почву для искусства Возрождения. Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию (пластика Никколо Пизано), стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы (постройки Арнольфо ди Камбио), к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини и в особенности Джотто ди Бондоне, а также братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти).

Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями так называемый итало-византийского искусства и готики (творчество Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и др.). Вторая половина 13 столетия (дученто) и 14 век (треченто) сыграли очень большую роль в развитии итальянского искусства. Именно в этот переходный период был подготовлен будущий подъем ренессансного искусства, появились первые ростки гуманизма, зародилось влечение к искусству древнего мира, возник интерес к человеку как сознательной и мыслящей личности. С 1290-х годов начинается подъем проторенессансной живописи, сначала в творчестве Каваллини, а затем Джотто. Но если у мастеров изобразительного искусства, при всех их индивидуальных отличиях, внутренняя общность и черты нового, заложенные в их произведениях, выражены чрезвычайно ярко, то в зодчестве проторенессанса эти качества не получили столь очевидного воплощения.

Пьетро Каваллини придал своим религиозным образам более земной, осязательный характер. Не удивительно поэтому также, что он применил в своих композициях невиданную до того в итальянской живописи светотеневую моделировку и средства передачи пространства. Однако образам Каваллини еще не свойственна та степень жизненности и одухотворенности, которая отличает образы Джотто; у Каваллини больше отвлеченности и холодности, что отражает стиль римской живописи того времени. Джотто воспринял у него и светотеневую моделировку, и понимание пространства, и величавый эпический язык римской живописи. Все это помогло ему полностью преодолеть византийские традиции и создать свой благородный стиль, положивший начало новому этапу в развитии европейской живописи. В искусстве Джотто был заключен мир новых открытий, новых потому, что им впервые и в полной мере утверждалась ценность реальной человеческой жизни, которая отразилась в живых и наглядно трактованных человеческих образах, противостоящих по своему характеру религиозно-абстрактным символическим образам средневековья.

Основная роль в творчестве Джотто принадлежит человеку. Создавая еще типический, а не индивидуальный его образ, он насыщает его высоким моральным содержанием. Все эти черты нашли яркое выражение в творениях Джотто, и особенно в его знаменитых фресках в Падуе («Поцелуй Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего цикла Капеллы дель Арена), а также в более поздних работах флорентийского периода.

Итальянское искусство 14 века (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. Завоевания Джотто, подобно новаторству Никколо Пизано, не сразу пробили себе дорогу и в полной мере были восприняты лишь с начала 15 столетия. Ученики и последователи Джотто не сыграли значительной роли в развитии флорентийской школы 14 века. Из его последователей следует назвать Таддео Гадди с его фресками на евангельские сюжеты, в которых он подражал Джотто, Спинелло Аретино, и наиболее крупного из них — скульптора и живописца Андреа Орканья и его брата Нардо ди Чьоне.

Живучесть феодальных традиций в Сиене объясняет консерватизм ее идеологии и ее искусства, сопротивляемость зарождающимся явлениям гуманизма, интерес к проблемам готического стиля и к французской рыцарской поэзии, литературе и быту. Живопись Сиены была нарядной, декоративной и красочной, но прогрессивные насущные художественные и жизненные проблемы того времени нашли в ней гораздо менее радикальное претворение и носили менее последовательный характер, нежели во флорентийском искусстве. Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319). В отличие от сурового в своей лаконичности и выразительности образного языка Джотто Дуччо обладал умением вести занимательный лирический рассказ, который, в противоположность распространенным в то время запутанным религиозным аллегориям, передан очень наглядно, просто и ясно. Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был современник и друг Петрарки Симоне Мартини (около 1285—1344). В живописи, фресках и алтарных картинах Симоне Мартини все фигуры, начиная с мадонн, отмечены чертами готического изящества и элегантности, в какой-то степени отражающими черты рыцарского быта, к которому художник испытывал большой интерес. Женские образы приобретают в трактовке сиенского живописца Симоне Мартини гораздо большую мягкость и поэтическую одухотворенность; помимо этого они обладают большей объемностью, чем фигуры в работах Дуччо ди Буонинсенья.

Из сиенских живописцев первой половины 14 столетия следует выделить братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти, чье творчество представляло собой демократическую линию в сиенской живописи. Единственный из сиенских мастеров, интересовавшийся античной культурой и завоеваниями флорентийского искусства, Амброджо Лоренцетти занимался перспективой и за шестьдесят лет до Брунеллески открыл единую точку схода линий на плоскости. Особенно замечательны грандиозные фрески, написанные братьями Лоренцетти в конце 1330-х годов на стенах сиенской ратуши. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Дурного правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени, и не всегда поддается разгадке. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством.

Наиболее передовыми мастерами второй половины 14 века оказались два веронских живописца — Альтикьеро да Дзевио и Якопо Аванцо, работавшие также в Падуе, где они могли внимательно изучать фрески Капеллы дель Арена. Сведения об их жизни крайне скудны. Можно предполагать, что более молодой и смелый по своим художественным устремлениям Аванцо был учеником, а затем сотрудником Альтикьеро, вместе с которым он участвовал в выполнении многих фресковых работ.

Особое место в искусстве Проторенессанса занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 веке (в настоящее время подлинным автором фрески считают Буффальмакко Буонамико). Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия. Справа над группой дам и кавалеров, сидящих в саду, витает Смерть со своей косой, тогда как нищие и калеки, помещенные в центре на переднем плане, молят ее о приходе к ним. В левой части — кавалькада нарядных всадников встречает на своем пути три открытых гроба с полуразложившимися трупами. Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями. История искусства Италии от проторенессанса до маньеризма История зарождения эпохи итальянского ренессанса.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".


23.Творчество Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне (1276–1337) Родился во Флорентийской области, деревня Веспиньяно. Достигнув десятилетнего возраста, обнаруживая во всех своих ребяческих действиях быстроту и живость ума необычайные, на усадьбе пас овец, будучи побуждаем природной склонностью к искусству рисования, постоянно что-нибудь рисовал на скалах, земле или песке. И вот однажды Чимабуе, отправляясь по своим делам из Флоренции в Веспиньяно, наткнулся на Джотто, который пас своих овец и в то же время на ровной и гладкой скале слега заостренным камнем срисовывал овцу с натуры, Чимабуе, полный удивления, спросил его, не хочет ли он пойти к нему. Мальчик ответил на это, что пойдёт охотно, если отец на это согласится. Мальчик в короткое время усвоил манеру своего учителя и стал хорошим подражателем природы, воскресил новое и хорошое искусство живописи, начав рисовать прямо с натуры живых людей. Первые живописные работы Джотто находятся в капелле главного алтаря Флорентинского аббатства, где он выполнил много вещей почитавшихся прекрасными, в особенности Богоматерь. Работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера. В церкви Санта Кроче есть четыре капеллы его работы: житие св. Франциска, две истории из жития св. Иоанна Крестителя, две чудесных истории из жития св. Иоанна Евангелиста, в четвертой капелле Джотто написал Рождество, Обручение, Благовещение и Поклонение волхвов. В капелле Барончелли в названной церкви есть образ, написанной темперой рукой Джотто, где в Венчании Богородицы с большой тщательностью изображены и огромнейшее количество мелких фигур и сонмы ангелов и святых, на этой работе написаны золотыми буквами его имя и дата, все художники видят, Джотто заложил основы хорошего способа рисовать и писать красками, должны будут относиться к нему с величайшим почтением. В церкви Кармине, в капелле св. Иоанна Крестителя всё житие этого святого, а в палаццо Гвельфской партии, во Флоренции, его работы-история христианской веры, написанная фреской в совершенстве; там же изображение папы Климента IV, основавшего этот магистрат и пожаловавшего ему свой герб, который он всегда имел и имеет и ныне. Ассизи- город Святого Франциска, где работал Джотто, расписал фреской церковь 32 истории из жизни и деяний св. Франциска. Все произведения принесли художнику славу величайшую за прекрасные фигуры и за стройность, заслужил быть названным учеником природы. Собственно, росписи капеллы дель Арена в Падуе в творческом наследии Джотто занимают центральное место. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.

В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици). Францисканская базилика Санта Кроче, капеллы Перуцци и Барди во Флоренции хранят основные произведения позднего периода творчества Джотто. Роспись капеллы Перуцци, представляющая сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотря на это, она и сегодня еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. На некоторых картинах представлено по две сцены, как, например, рождество и наречение Иоанна Крестителя. В алтарных образах Джотто, сохраняя во многом традиционную композиционную схему, по-новому строил пространственные отношения фигур, стремился к внутренней значительности образов («Мадонна во славе» или «Мадонна Оньиссанти», 1310–е, Уффици). В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320–1325) в церкви Санта-Кроче во Флоренции мастер достиг органической связи живописи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, благородной сдержанности колорита. В 1328-1332 годах Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены. В 1334 году Джотто вновь работает во Флоренции, где руководит строительством собора. По его проекту было начато возведение знаменитой флорентийской звонницы, Кампанилы, и сегодня являющейся символом и гордостью Флоренции. Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Состоящее из пяти ярусов, это стройное и легкое сооружение, украшенное рядом рельефов, над некоторыми из которых Джотто работал совместно с Андреа Пизано, является одним из лучших украшений архитектурного ансамбля Флоренции. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции. Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 века, прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело. Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны, и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное», и следовал в своих изображениях природе. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов.


24.Искусство Раннего Возрождения Э-я с. 414

В Xvв. Искусство Италии заняло господствующее положение в художественной жизни Европы. Основы гуманистической светской культуры были заложены во Флоренции, её называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает». Политическая власть принадлежала купцам и ремесленникам. Особое влияние на городские дела оказывали богатейшие семейства. Они соперничали друг с другом, эта борьба закончилась победой банкирского дома Медичи-Козимо Медичи стал негласным правителем Флоренции-его дом стекались писатели, поэты. Ученые, архитекторы и художники. В архитектуре произошёл подлинный переворот-развернулось широкое строительство. Дворцы в Италии называются палаццо-палаццо Медичи-самая капитальная постройка Микелоццо ди Бартоломмео-придворного архитектора семьи Медичи сооружённое 1444-1460гг. Палаццо Медичи- послужило образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. К созданию Микелоццо близок дворец Строцци (1481г.). к-й связывают с именем архитектора и скульптора Бенедетто да Майано-здание отмечено тонкой гармонией, создаёт впечатление законченности и элегантности. Среди вариантов оформления дворцов и вилл следует отметить отделку зданий гранёным камнем, стены облицованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрыты мраморными плитками, окна и двери имеют рельефные обрамления, а мебель и двери инкрустированы мозаикой из дерева разных тонов.

В Италии, где каждый старинный город незабываем, Венеция занимает особое место. Это целый мир света. Музыки, красок, растворённых в голубоватой дымке влажного воздуха, мир великого искусства. Город. расположенный на северо-западном берегу Андриатического моря на ста восемнадцати островах, изрезан сетью многочисленных каналов. Уникальные природные условия во многом определили особенности венецианской архитектуры. Большинство зданий строили на сваях, в них нет каменных сводов, применялись более лёгкие деревянные покрытия и тонкие стены. Благодаря открытой и раскошной жизни Венеции на протяжении столетий её архитектура приобрела празднично-парадный, несколько театральный облик. Воздвигнутое в первой половине Xvв. Изысканное палаццо Ка д'Оро (Золотой дворец), названное так потому, что часть убранства его фасада была позолочена. Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. К раннему Возрождению принадлежит дворец Вендрамин Калерджи, созданный Пьетро Ломбардо (1435-1515), главой семьи венецианских архитекторов, и Марко Кодуччо. Фасад дворца выглядит легким, живописным и праздничным.

Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Например, небольшая построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481-1489), выгляди как драгоценный ларец.

В Xvв. Итальянская скульптура переживала расцвет, в практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий; художественные конкурсы приобретали характер широких общественных мероприятий. Среди участников конкурса были молодые мастера-Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти.

вышел победителем в конкурсе на лучший рельеф для новых бронзовых дверей баптистерия во Флоренции. Было назначено денежное вознаграждение и в течение года должна быть изображена история жертвоприношения Авраама сына своего Исаака, полагая, что в ней названные мастера должны показать всё, что касается трудностей искусства, поскольку в такую историю входят и пейзажи, и фигуры обнаженные и одетые, и животные, и можно было сделать первые фигуры круглыми, вторые полурельефными и третьи барельефными. Вместе с ним в эту работу включился Бартолуччо. Постоянно приводя к себе посмотреть на работу горожан, чтобы услышать их мнение; и благодаря этим мнениям он и создал модель, превосходно исполненную и безупречную. Отполировал с такой любовью и с таким терпением, что лучшей работы и лучшей отделки невозможно было себе представить. 20 лет ему было.(Вазари с. 55) Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425-1452гг), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Мастерская Гиберти стала настоящей школой д/целого поколения художников. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло-великий реформатор итальянской скульптуры. Донато (около 1386-1466)-родился во Флоренции в семье Чесальщика шерсти. Работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескоростный Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери своей мастерской и его друзья и ученики брали из кошелька столько. Сколько им было нужно. Его статуи св. Георгий-юноша воин с щитом в руке. В 1430 Донателло создал «Давида»-первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрожения. Она предназначалась д/фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Поездка в Рим вместе с брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами. В 1433 он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод плящущих тутти-нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюленный мотив в скульптуре ит. Возрождения, распространившейся затем в искусстве XVII-XVIIIвв.

Скульптура-Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находивщегося на службе у Венецианской республики. Этой один из первых ренессансных конных монументов. Восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.

Среди крупнейших скульпторов первой половины 15в. нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча (1374-1438)-старшего современника Гиберти и Донателло. Уроженец города Сиены, Кверча работал в Лукке. В соборе находится выполненное этим мастером редкое по красоте надгробие юной Иларии дель Карето. В 1408-1419 он создал скульптуры д/монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене. В Болонье, его главным произведением стали рельефы д/портала церкви Сан-Петронио (1425-1438), выполненные из тёмно-серого твёрдого местного камня, отличаются мощной монументальностью.

Скульптор глава семьи Лукка делла Роббиа-современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название и широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне д/зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников.

Живопись-огромная роль раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре-Донателло, в живописи Мазаччо. 27 лет прожил успел сделать в живописи столько нового, сколько иному мастеру не удавалось за всю жизнь. Он работал во Флоренции, Пизе и Риме. Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица»(1427-1428), созданная д/церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы. На росписи представлены распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя. Их осеняет образ Бога-Отца. На переднем плане фрески запечатлены коленопреклонённые заказчики, как бы находящиеся в самом помещении церкви. В нижней части фрески расположено изображение саркофага, на котором лежит скелет Адама, прародителя человечества, также словно выходит в пространство храма. Надпись н/саркофагом содержит традиционное средневековое изречение: «Я был таким когда-то, как вы, и вы будете такими, как я». Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях. Величавая отрешённость образов сочетается здесь с не виданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объёмностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери. Согласно Вазари, он был сыном крестьянина, жил в горах, получил суровое воспитание и искусство его так же мужественное и немногословно. Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска XVв. Флоренция. Главное здесь-не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта.

Паоло Учелло-особенность творческого стиля художника стала его своеобразной визитной карточкой. Творчество Учеллосвоенравная фантазия сочеталась со страстью изучения перспективы. Эксперименты, чертежи, зарисовки, которым он посвящал бессоные ночи, вазари описывал как чудачества. В историю живописи Паоло вошёл как один из тех живописцев, кто впервые стал применять в своих полотнах приём линейной перспективы. В молодости Уччелло работал в мастерской Гиберти, затем выполнял мозаики д/собора Сан-марко в Венеции, а вернувшись во Флоренцию, познакомился с росписями Мазаччо в капелле Бранкаччи, оказавшими на него огромное влияние. Смелые искания Уччелло нашли выражение в трёх его известных картинах, заказанных Козимо Медичи и посвященных битве двух флорентийских полководцев с войсками Сиены при Сан-Романо.

Развитие живописи раннего Возрождения происходило неоднозначно: художники шли собственными, разными путями. Известный живописец Беноццо Гоццоли (1420-1497)-прославился росписью капеллы в палаццо Медичи «Поклонение волхвов»-великолепное произведение, в котором отразились и влияние нидерландсаких живописцев. И отзвуки Средневековья. Оно полно ликующей красоты, жизнеутверждающего духа Возрождения.

Фра Филиппо Липпи (1406-1469)-усвоил почер Мазаччо, работал настолько с ним сходно, что многие говорили, что дух Мазаччо вселился в тело фра Филиппо. О нём говорили, настолко привержен Венере. Что, увидя женщин, которые ему понравились, он готов был отдать последнее ради возможности ими обладать, и если он не добивался этой возможности никакими средствами, то изображал этих женщин на своих картинах, рассудком охлаждая пыл своей любви. И вот в одном из таких случаев Козимо деи Медичи, д/которого фра Филиппо работал в его доме, запер его, чтобы тот не выходил на улицу и не терял времени. Он же, не пробыв там и двух дней, побуждаемый любовным, вернее, животным неистовством, нарезал ножницами полосы из постельных простынь, спустился через окно и много дней предавался своим наслаждениям. Монахинями из Санта Маргарита ему был заказан образ д/главного алтаря, когда он н/ним работал, ему довелось увидеть дочь флорентинского гражданина Франческо Бути, к-я была туда отправлена не то на воспитание, не то в монахини. Фра Филиппо, заглядевшись на Лукрецию(так звали девушку, отличавшуюся величайшей красотой и обоянием), добился разрешения написать её портрет, чтобы поместить его в виде фигуры Богоматери в заказанную ими картину. И, влюбившись в неё, он после этого всеми правдами и неправдами добился того, что похитил Лукрецию у монашек и увел её в тот самый день, когда она пошла смотреть на перенесение пояса Богоматери-чтимую реликвию этого города (Прато близ Флоренции). В 1463г. Была закончена работа, написанный темперой образ д/церкви Сан Якопо в Пистойе с прекраснейшим Благовещением по заказу мессера Якопо Беллучо, которого он живо изобразил с натуры. В доме Пулидоро Браччолини находится картина с изображением Рождества Богородицы его работы, а в магистрате Восьми во Флоренции в полутондо темперой написана Богоматерь с младенцем на руках. В доме лодовико Каппони — прекраснейшая Богоматерь, а у Бернардо Виккиетти, флорентинского дворянина, столь доблестного и честного, что и выразить невозможно, написан его же рукой на небольшой картине прекраснейший св. августин, погруженный в занятия. Но гораздо лучше кающийся св. Иероним той же величины, находящийся в гардеробной герцога Козимо. Фра Филиппо был редкостным во всех своих живописных работах, превзошел самого себя, писал изящно и прекрасно, что лучшего и не сделаешь, о чем можно судить по пределам всех образов, им написанных. В его время, его не превзошел никто. А в наше-немногие, и Микеланджело не только постоянно прославлял. Но и подражал ему во многих вещах. Фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в своё удовольствие. Он научил искусству живописи фра Диаманте, к-й сильно подражал его манере, он составил себе этим славу, ибо достиг в ней наивысшего совершенства. В своей молодости водился с Сандро Боттичелли. Пьеро делла Франческо+Андреа Мантенья э-я с.432 можно рассказать о нём, Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.


25.Творчество Филиппо Брунеллески Э Брунеллески Филиппо (1377–1446) 69-лет

Филиппо оставил миру после себя самое большое, самое высокое и самое прекрасное строение из всех созданных не только в наше время. Он обладал даром дружбы, что не было никого более нежного и любвеобильного, чем он. Помогал всегда ближнему, заявил себя беспощадным врагом порока, никогда не тратил времени попусту, будучи всегда занят либо для себя, либо помогал другим в их работах, посещая друзей во время своих прогулок и постоянно оказывая им поддержку. Говорят, что во Флоренции был человек самой доброй славы, весьма похвальных нравов и деятельный в своих делах. Родился в 1377 и был назван в честь деда, обучил его основам словесности, отец хотел, чтоб он был нотариусом или врачом, но видя что сын занимается искусными выдумками и ручными изделиями, приписал его к цеху золотых дел. Он работал чернью и исполнял крупные работы из золота и серебра. Сделал собственными руками несколько отличнейших и прекраснейших часов.

Филиппо общался с Донатлло, юношей, который почитался сильным в этом искусстве, каждый ценил талант другого, оба питали друг к другу такую любовь, что один казалось, не мог жить без другого. Филиппо, обладал большими способностями в самых различных областях, в среде сведующих людей его стали считать отличнейшим архиектором-по отделке домов. Он много занимался перспективой пока сам не нашел способа, благодаря которому она смогла сделаться правильной и совершенной, а именно путем начертания плана и профиля, а также путем пересечения линий, -вещь поистине в высшей степени остроумная и полезная д/искусства рисования. Своей рукой он изобразил площадь Сан Джованни с чередованием инкрустацией черного и белого мрамора на стенах церкви, которые сокращались с особым изяществом; подобным же образом он сделал дом Мизерикордии, с лавками вафельщиков и Вольта деи Пекори, а с другой стороны колонну св. Зиновия. Далее он изобразил дворец, площадь и лоджию Синьории вместе с навесом пизанцев и всем и постройками, которые видны кругом. Пробудился интерес к перспективе другими художниками, таким как Мазаччо он преподал.Он научил и тех, кто работал в интарсии, т. е. в искусстве набора цветных сортов дерева. Мессер Паоло даль Поццо Тосканелли с ними он подружился-научился у него геометрии, занимался Священным писанием, неустанно принимая участие в спорах и проповедях ученых особ; благодаря удивительной памяти, Паоло слушая рассуждения Филиппо-говорил, будто он новый святой Павел. Изучал творения Данте.

Донато-закончил деревянное распятие, которое поместили в церковь Санта Кроче, во Флоренции, под фреской Таддео Гадди и изображавшей историю юноши, воскрешенного св. Франциском, и пожелал узнать мнение Филиппо; однако он в этом раскаялся, т.к. Филиппо ответил ему, что он, мол, распял мужика. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй». Филиппо в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди д/совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался д/передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил её как чудо. Вещь эта находится ныне в церкви Санта Мариа Новелла.

У него был величайший замысел-восстановление хорошей архитектуры, чтоб оставить после себя не меньшую память, чем (Чимабуе и Джотто). Он ометил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал, он обнаруживал зарытые куски капителей, колонн, канизов и подножий какого-нибудь здания, нашел древний глиняный черепок, полный медалей, не хватало денег, он перебивался, оправляя драгоценные камни д/своих друзей-ювелиров.

Он зарисовывал все виды строений, храмов-круглых, четырех- и восьмиугольных,-базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучил перевязки и сцепления, а также кладку сводов; он заснял все способы связи камней, замковых и консульных, и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это д/того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни, и снова ввел его в употребление.

Итальянский архитектор, скульптор и ученый. Учился и работал во Флоренции, около 1402–1409 изучал в Риме античную архитектуру. В 1401 году, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л.Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф “Жертвоприношение Авраама” (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия; около 1409 создал деревянное “Распятие” в церкви Санта-Мария Новелла. В дальнейшем Брунеллески работал как архитектор, инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной перспективы.

В 1420–1436 Брунеллески возвел величественный восьмигранный купол собора Санта-Мария дель Фьоре – первый крупный памятник ренессансного зодчества и выдающееся достижение инженерной мысли. В здании Воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти, 1421–1444) Брунеллески вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью и придав его монументальному облику черты легкости и приветливости.

В Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо (окончена в 1428), центрической капелле Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче (начата в 1429; авторство Брунеллески ныне оспаривается рядом исследователей), базиликальных церквях Сан-Лоренцо (1422–1446) и Санто-Спирито (начата в 1444), центральной части палаццо Питти (начата в 1440) Брунеллески одним из первых в итальянском зодчестве творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. Гуманизм и тонкая поэтичность творчества Брунеллески, гармоничная соразмерность и изящество его построек, сохраняющих связь с традициями готики, творческая свобода его замыслов определили большое влияние Брунеллески на развитие архитектуры Возрождения.

Во Флоренции не существовало живописца, который бы не мечтал увидеть знаменитые «доски Брунеллески». Архиектор считался первооткрывателем линейной перспективы. «Доски»-две картины, одна из который изображала площадь Синьории с дворцом и лоджией, а вторая-собор Сан-Джованни, служили д/демонстрации его открытия. В них были отверстия, и если смотреть сквозь них на отражение «досок» в зеркале, то создавалась полная иллюзия реальности. Зарницкий))


26.Пространственные построения в произведениях Мазаччо.

Мазаччо Гвиди(1401-1428)

Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Собственно, Гвиди Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Guidi Tommaso di Giovanni di Simone Cassai). Родился 21 декабря 1401 в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Прозвище Мазаччо («Неуклюжий») художник получил за рассеянность и невнимание к событиям в обычной окружающей жизни. Работал (нередко в сотрудничестве с Мазолино де Паникале) во Флоренции, а также в Пизе и Риме. Один из крупнейших мастеров флорентийской школы, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кватроченто, его работы можно назвать написанными-живыми, правдивыми и естественными по сравнению с теми, которыен выполнялись до него. И по сравнению с другими он рисовал и писал настолько по-новому, что произведения его смело могут выдержать сопоставление с любым современным рисунком и колоритом. Он был усердным в своей работе и удивительно искусным в преодолении трудностей перспективы. Работал он с величайшей легкостью, одежды писал с большой простотой. Мазаччо продолжил художественные искания Джотто, придавая изображениям невиданную ранее жизненную убедительность. Сохранился образ его работы, написанный темперой, с изображением Богоматери на коленях у св. Анны, с младенцем на руках. Образ этот находится в Сант Амброджо во Флоренции в капелле. Во Флорентинском аббатстве он написал фреской на столбе св. Ива Бретонского-исполнив мастерски, никому другому так хорошо не удавалось. А под названным святым на другом уровне он изобразил окружающих его вдов, сирот, бедняков, нуждам которых святой помогает. Наиболее ранние из достоверных работ художника (полиптих в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части Национальная галерея Лондон, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь, и другие собрания) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм.

В росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (между 1425 и 1428; среди композиций, бесспорно принадлежащих Мазаччо, - “Изгнание из Рая”, “Чудо со статиром”, “Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню”, “Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью”) Мазаччо, помещая фигуры в пространственно развернутой среде, подчеркивая их телесность обобщенной моделировкой и колоритом, решительно порывает со средневековой традицией. В фреске “Троица” (около 1426-1427, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) художник создал (впервые в настенной живописи) величественное центрально-перспективное построение. Троицу-расположенную над алтарем св. Игнатия, по бокам Богоматерь и св. Иоанна Евангелиста, созерцающих распятого Христа. Помимо двух коленопреклонных фигур, красивее всего это цилиндрический свод, изображенный в перспективе и разделенный на кессоны с розетками, уменьшающимися и сокращающимися так хорошо, что кажется, будто стена уходит вглубь. Он написал также в церкви Санта Мариа Маджоре, возле боковых дверей, ведущих к Сан Джованни, на доске в одной из капелл Богоматерь, св. Екатерину и св. Юлиана, а на пределле изобразил несколько малых фигур из жития св. Екатерины, а также св. Юлиана, убивающего отца и мать, в спередине же изобразил Рождество Христово со свойственными его работам простотой и живостью.

В церкви Кармине в Пизе на доске, находящийся в однойф из капелл трансепта, он написал Богоматерь с младенцем, в ногах же у неё несколько играющих ангелочков, один из коих, играющий на лютне, внимательно прислушивается к гармонии звуков. Вокруг Богоматери-св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай-фигуры, полные движения и жизни. Внизу, на пределле, изображены малыми фигурами истории из житий этих святых, а в середине волхвы, приносящие Христу дары.

По возвращении из Пизы он написал во Флоренции доску с обнаженными мужчиной и женщиной во весь рост, находящуюся ныне в доме Паллы Ручеллаи. В Риме расписал для кардинала Сан Клементе в церкви Сан Клементе капеллу, где фреской изобразил Страсти Христовы с разбойниками на кресте и истории из жития св. Екатерины-мученицы. Он расписал много досок темперой-одна из них в церкви Санта Мария Манджоре в маленькой капелле.

В церкви Кармине, Мазаччо в память написал светотенью и зеленой землей во дворе над дверями, ведущими в монастырь, всё освящение, как оно происходило; он изобразил бесчиленное множество граждан в плащах и неллески в деревянных сандалиях, Донателло, Мазолино да Паникале, своего учителя, Антонио Бранкаччи, заказавшего ему капеллу, Никколо да Удзано, Джованни ди Биччи деи Медичи, Бартоломео Валори; они же изображены им в доме Симона Корси, флорентинского дворянина. Он написал там портрет Лоренцо Ридольфи, который в то время был послом Флорентийской республики в Венеции, и не только портреты вышеназванных благородных мужей, но и ворота монастыря и привратника с ключами в руках. Это произведение в самом деле отличается великим совершенством, ибо Мазаччо сумел хорошо разместить на поверхности этой площади людей по пяти и по шести в ряд, что они совсем как живые, ему удалось обдуманно изобразить этий людей не всех одного роста, но с должной наблюдательностью различить низких и толстых от высоких и худощавых, и стоят они всей ступней на одной и той же поверхности, причем ряды сокращаются так удачно, что в натуре по-другому не бывает.

Он работал в капелле Бранкаччи, продолжил историю св. Петра, начатые Мазолино. Истории с папским престолом: исцеление расслабленных, воскрешение мертвых и излечение хромых тенью Петра, идущего в храм вместе со св. Иоанном. Работы его так искусны, что эта капелла служит в упражнении множественным рисовальщикам и мастерам, которые стали прославленными скульпторами и живописцами: Сандро Ботичелли, Пьетро Перуджино, Андре дель Сарто и т. д. Они постоянно ходили в капеллу усвоить наставления и правила для хорошей работы.

За свою короткую жизнь этот новатор стал одним из величайших флорентийских мастеров 15 столетия, оказав влияние на последующее развитие искусства. Этот самобытный художник умел передать драматизм действия с помощью мимики и жестов своих персонажей, наделенных большой силой воздействия, и скупыми средствами достигал осязаемого ощущения пластики форм в пространстве.

В августе 1428 года в Риме Мазаччо, едва успев приступить к работе над фреской Голгофа в соборе Сан Клементе, неожиданно скончался (по одной из версий живописец был отравлен). Несмотря на кратковременность жизненного пути и творчества Мазаччо, художник оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство. Наиболее значительными из сохранившихся работ Мазаччо являются фрески. Искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения и, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.


27.Творчество Лоренцо Геберти

Гиберти Лоренцо (около 1381– 1455)

Итальянский скульптор и ювелир эпохи Раннего Возрождения. Учился искусству у отца — золотых дел мастера. Научившись этому мастерству Лоренцо начал работать гораздо лучше, чем отец. Но больше увлекался искусством скульптуры и рисованием, иногда брался за краски, отливал маленькие фигурки из бронзы, отделыая их с изяществом. Ему нарвилось подражать чеканке древних медалей, и этим способом он в своё время изобразитл с натуры многих друзей. Посвятил себя скульптуре, когда вышел победителем в конкурсе на лучший рельеф для новых бронзовых дверей баптистерия во Флоренции. Было назначено денежное вознаграждение и в течение года должна быть изображена история жертвоприношения Авраама сына своего Исаака, полагая, что в ней названные мастера должны показать всё, что касается трудностей искусства, поскольку в такую историю входят и пейзажи, и фигуры обнаженные и одетые, и животные, и можно было сделать первые фигуры круглыми, вторые полурельефными и третьи барельефными. Вместе с ним в эту работу включился Бартолуччо. Постоянно приводя к себе посмотреть на работу горожан, чтобы услышать их мнение; и благодаря этим мнениям он и создал модель, превосходно исполненную и безупречную. Отполировал с такой любовью и с таким терпением, что лучшей работы и лучшей отделки невозможно было себе представить. 20 лет ему было. Двери бронза, Слава Лоренцо как искуснейшего мастера литья распространилась по всей Италии и за её пределами. В Санта Мариа Новелла, генералом братьев-проповедников был мастер Леонардо Дати, которого было желание оставить память о себе, заказал бронзовую гробницу. Козимо и Лоренцо деи Медичи, пожелав воздать честь останка и мощам трех мучеников — Прота, Гиацинта и Немезия-поручили сделать металлическую раку с двумя барельефами ангелами посреди, несущими масличную гирлянду, внутри которой написаны имена названных мучеников. Рака с мощами была помещена в церкви монастыря дельи Анджели во Флоренции. Далее была заказана рака и бронзовая гробница для праха св. Зиновия, флорентинского епископа. В то время как произведения Лоренцо с каждым днём приносили ему всё большую славу, он обслуживал бесконечное множество людей своими работами, выполняя их как из бронзы, так и их серебра и золота. В руки Джованни, сына Козимо Медичи, попала очень большая сердоликовая гемма, на которой был вырезан Апполон, сдирающий кожу с Марсия, и которая, служила печатью еще императору Нерону; и т.к. камень этот по своей величине и по чудесной резьбе был вещью редкостной, ему отдали её для того, чтобы он сделал золотую резную оправу. Трудился несколько месяцев. В 1439 году во Флоренцию, где происходил собор для воссоединения греческой церкви с римской, прибыл папа Евгений. Увидев работы Лоренцо, которые понравились ему не меньше, чем сам Лоренцо, он заказал ему митру из пятнадцати фунтов золота и из жемчугов весом в пять с половиной фунтов, которая была оценена вместе с вправленными в неё драгоценными камнями в тридцать тысяч дукатов золотом. В этой вещи было шесть жемчужин величиной с лесной орех. Флоренция снискала столько похвал за превосходные работы этого талантливейшего художника, что консулы цеха купцов порещили заказать ему третьи двери Сан Джованни, из бронзы. Двери были выполнены и величайшим мастерством, был изображен отец Бартолуччо; сам Лоренцо, истории из Ветхого завета: как Ной выходит из ковчега с женой, сыновьями, дочерьми и снохами, а вместе с ними все животные, как пернатые, так и наземные, и каждое изваяно с величайшим совершенством, доступным искусству, подражающему природе. Микеланджело Буанарроти, когда остановился посмотреть на двери и кто-то спросил его, красивы ли, по его мнению, эти двери ответил: «Они так прекрасны, что достойны были бы стать вратами рая», похвала поистине заслуженная. Он работал в течение сорока лет над ними. Помощниками ему были молодые и превосходные мастера: ювелиры Парри Спинелли, Филиппо Брунеллеско, Никколо Ламберти, Паоло Учелло, Антонио дель Поллайоло.

Лоренцо написал сочинение на итальянском языке, о Чимабуэ, о Джотто, о всех своих работах. Его слава бессмерта, погребен с почестями в Санта Кроче.

Работал во Флоренции, а также в Сиене (1416–1417), Венеции (1424–1425) и Риме (до 1416 и около 1430). еще сохраняется готическая орнаментальность, соединенная с ювелирной тонкостью трактовки форм. (так называемых Райских) дверей флорентийского баптистерия с многофигурными композициями на библейские сюжеты (бронза, 1425–1452). Виртуозное владение материалом, использование тончайших градаций высоты рельефа придают им мягкую живописность и пространственную глубину, сообщают легкость и изящество их ритмическому строю. Гиберти принадлежат также статуи святого Иоанна Предтечи, святого Матфея и святого Стефана в церкви Орсанмикеле во Флоренции (бронза, 1404–1429), рельефы на купели баптистерия в Сиене (бронза, 1417–1427). Лоренцо Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины 15 века. В его мастерской обучались и работали многие художники того времени (скульпторы Донателло и Микелоццо, живописец Паоло Уччелло и другие). Ювелирные работы Лоренцо Гиберти не сохранились. После 1430 года у Гиберти возрос интерес к античному искусству, он изучал памятники античности, коллекционировал их. Лоренцо Гиберти известен также как автор “Комментариев” (1447–1455; в русском переводе “Commentarii. Записки об итальянском искусстве”, примечания и вступительная статья А.Губера, Москва, 1938).