Раннесредневековое искусство Ирландии и Англии

Черты, свойственные языческому германскому искусству и присущей ему разновидности звериного стиля, нашли отражение и в ранних произведениях, связанных с христианством, получивших распространение к северу от Альп. Они изготовлялись ирландцами, которые в то время играли ведущую роль в духовной и культурной жизни Западной Европы. Период VII—IXвв. стоит назвать «золотым веком» Ирландии. В отличие от Британии она никогда не была частью Римской империи. Поэтому миссионеры, прибывшие туда в V в. из Британии, сочли ирландское общество по римским понятиям совершенно варварским. Ирландцы с готовностью приняли христианство, и оно ввело их в соприкосновение с цивилизацией Средиземноморья. Однако это не сделало Ирландию страной проримской ориентации. Скорее можно сказать, что там приспособили христианство к собственным нуждам при жестком соблюдении принципа своей независимости.

Уже сложившаяся организационная структура римско-католической церкви, ориентированная на существование городов, плохо подходила к стране, где их поначалу не было. Ирландские христиане предпочли избрать своим идеалом монахов-пустынников Египта и Ближнего Востока, которые пожелали оставить развращенные города и удалиться в дикие и малонаселенные края в поисках уединения и духовного совершенства. Общины таких отшельников, исповедовавших объединяющие их идеи аскетизма, основали первые монастыри. Монашество стало распространяться — и к V в. монастыри возникли уже на западе Британии, но только в Ирландии именно они, а не епископы взяли на себя руководство церковной жизнью.

Ирландские монастыри в отличие от египетских вскоре стали средоточием искусств и учености, а также развили активную миссионерскую деятельность, посылая монахов проповедовать христианство язычникам и основывать новые монастыри на севере Британии, а также на Европейском континенте от Пуатье до Вегы. Эти ирландские монахи не только ускорили христианизацию Шотландии, Северной Франции, Нидерландов и Германии — они положили начало новой традиции: в преимущественно сельской Европе монастырь стал центром культурной жизни. Несмотря на то, что руководство этими монастырями в конечном итоге перешло к бенедиктинскому ордену, созданному в Италии и распространившему свое влияние на север в VII—VIIIвв.; ирландское влияние на средневековую западноевропейскую цивилизацию ощущалось в течение еще нескольких столетий.

Рукописные книги

Чтобы обеспечить развитие христианства, в ирландских монастырях "переписывали "Библию и другую христианскую литературу в большом количестве экземпляров. Монастырские скриптории (мастерские, где создавали книги) стали также и центрами книжной миниатюры, потому что книга, в которой было записано Слово Божье, рассматривалась как святыня, и ее внешней красоте следовало соответствовать значимости содержания. Скорее всего, ирландские монахи были знакомы с раннехристианскими иллюстрированными рукописными книгами, но и здесь, как во многом другом, они предпочли положить начало новой традиции, а не копировать прежние образцы. Миниатюры, воспроизводящие эпизоды библейской исторщгЛне слишком их интересовали; с тем большей увлеченностью они использовали декоративные украшения. Лучшие из книг такого рода сочетают в своем оформлении черты кельтского и германского искусства; их стиль характерен для монастырей англо-саксонского периода, основанных в Англии ирландцами.

ИРЛАНДИЯ Книжная миниатюра. Начальная фаза ирл. книжной миниатюры проходит в отрыве от позднеантичной изобразительной традиции, и это является определяющим фактором в ее дальнейшей эволюции. На фоне упадка изобразительности в эпоху раннего средневековья, связанного с варваризацией Европы, ирл. рукописи являются необходимым звеном в сложении художественного языка средневековья, убедительным свидетельством существования мощной самостоятельной неантичной изобразительной традиции, имеющей изначально нефигуративный, орнаментальный характер.

В кон. VIв. ирл. писцы выработали особый тип письма, к-рый получил название «островного». Это письмо развилось на основе рим. полуунциала, с введением нек-рых элементов рунического письма и греч. букв. Такой характер написания букв делает легко узнаваемым вид страницы ирл. кодекса. Интерес к греч. языку в среде ирл. монашества проявляется, в частности, в том, что иногда лат. тексты записываются греч. буквами. Окончательно островное письмо вышло из употребления только в XIII в. Ирл. каллиграфия оказала большое влияние на письмо Британии (здесь под его влиянием возникло «англосаксонское острое» письмо) и континентальные скриптории, основанные ирл. монахами.

Орнаментика ирл. рукописей основывается на слиянии разных традиций, прежде всего, кельтской, коптской и англосаксонской. Все эти черты можно видеть в изделиях из металла и каменных рельефах. Соединение абстрактной геометрии кельтов (разнообразных спиралей, сложнейших плетенок) и персонажей англосаксон. «звериного стиля» определяют характерный облик декорации ирл. рукописи. Восприятие книги в Ирландии наложило отпечаток на ее использование и украшение. Мн. ранние ирл. книги почитались как реликвии, им приписывали чудотворные свойства, они хранились в специальных реликвариях, но, несмотря на это, многие из них дошли до нас в очень плохом состоянии, так как применялись для исцеления людей и животных и даже участвовали в битвах. Отношение к книге как к свящ. предмету заставляло покрывать ее страницы сложнейшим орнаментальным узором, благодаря чему рукопись воспринималась как ювелирное изделие. Поэтому переход орнаментов и изображений, покрывавших поверхность ювелирных украшений или металлических предметов, на страницу рукописи выглядит вполне закономерным. Близость к изделиям из металла и имитация выемчатых эмалей с разделением формы на отдельные сектора, заполненные разными цветами, определила важнейшие стилистические черты ирл. рукописей — линеарность, плоскостность, сочетание сильного контура с яркими локальными цветами. Черты ирл. иллюстрации: плоскостной характер изображения, отсутствие глубины и объема, ковровый характер изображения, «боязнь пустого пространства», проявляющаяся в сплошном заполнении страницы, будут долго сохраняться в рукописях Сев. Европы.

Самая древняя сохранившаяся ирл. рукопись — псалтирь, но самым распространенным ирл. иллюстрированным текстом было Четвероевангелие. Евангелия отделялись друг от друга орнаментальной, т. н. ковровой страницей, и начинались с большого полностраничного инициала — инципита, вводящего первые слова Евангелия. Инципитов было 5: 4 к Евангелиям и один — к тексту Евангелия от Матфея, где говорится о рождестве Иисуса Христа. Этот инициал (обычно самый развитый из 5) носит название «Хи Ро Йота», так как является греч. монограммой, заменяющей имя Иисуса Христа, с к-рого начинается этот стих.

Псалтирь считалась священной реликвией и хранилась в специальном реликварии (кумдах), к-рый в битве несли перед войсками. Ее декорация сводится к выделению черно-белых инициалов в начале каждого псалма (сохранилось 60). В украшении инициалов использована кельтская орнаментика, хорошо известная по таким предметам декоративно-прикладного искусства этого времени, как корона Петри. Нек-рые исследователи видят здесь еще и коптские черты — простые плетенки и цветные точки вокруг букв.

return false">ссылка скрыта

Помимо этого, в декорацию Евангелия входили и полностраничные изображения символов евангелистов, либо, уже после знакомства со средиземноморской традицией, их образов. В нек-рых случаях к ним добавлялись дополнительные полностраничные инициалы и сюжетные иллюстрации. Самая развитая программа такого рода представлена в Келлской книге, Dublin. A. I. (58)), рубеж VIII и IXвв.).

«Нортумбрийско-ирландская школа» (2-я пол. VII — нач. IXвв.) — перемещение основных скрипториев в Нортумбрию (Линдисфарн, Вермут-Ярроу). Этот период называют «золотым веком» ирл. миниатюры. Несмотря на то, что рукописи этой школы можно легко выделить, точное местонахождение скриптория до сих пор не выяснено, и непонятно, были они выполнены на территории Ирландии или в Нортумбрии. В любом случае, принадлежность их ирл. мастерам не подвергается сомнению. В Нортумбрии в это время копируются рим. книги, свидетельство чему — Амиатинский кодекс (Laurent. Amiatinus 1, до 716г.). Происходит обогащение ирл. традиции благодаря соприкосновению с нортумбрийской, усвоение средиземноморского типа иллюстраций при сохранении традиционных для Ирландии черт. Вырабатывается особый, так называемый «островной» тип иллюстрированного четвероевангелия. Используется качественный пергамен, драгоценные пигменты (ограниченное количество цветов — черный, синий, оттенки красного, желтый, редко зеленый и никогда золотой); рукописи имеют крупный размер, и, возможно, выставляются в храме в качестве драгоценной реликвии. След. этап в традиции иллюминирования — усложнение структуры и рост качества декорации — появление полностраничных цветных иллюстраций и сложение ясной законченной структуры островного Четвероевангелия. Все инициалы имеют устойчивую схему, отличаясь лишь степенью разработанности и качеством исполнения. Помимо этого, появляются полностью орнаментальные, так называемые «ковровые страницы».

К этому периоду относятся: т. н. Книга из Дарроу, 90-е гг. VIIв.), Эхтернахское Евангелие (Paris. Lat. 9389, 690 г.), Линдисфарнское Евангелие(Lond. Brit. Lib. Cotton MS Nero D.IV, 698 г.), Евангелие из Личфилда (Lichfield Cathedral, нач. VIII в.) и Келлская книга. Во всех этих кодексах есть ковровые страницы, инципиты и изображения символов евангелистов (а в последних 3 — и их образы). В Евангелии из Дарроу 4 апокалиптических животных соотносятся с евангелистами иначе, чем в континентальных (не по блж. Иерониму Стридонскому, а по свт. Иринею Лионскому): евангелисту Марку соответствует орел, евангелисту Иоанну — лев. В Линдисфарнском Евангелии, иллюстрации к-рого представляют собой копии миниатюр Амиатинского кодекса, привезенного Бенедиктом Бископом из Рима в Вермут-Ярроу в 679г., образы евангелистов выполнены под явным влиянием образца, но фигуры распластаны по плоскости, пространственная среда отсутствует, предметы обстановки превращены в орнамент. Миниатюры Евангелия из Личфилда несут следы коптских влияний (напр., евангелист Лука представлен со скрещенными на груди руками и двумя жезлами, подобно Осирису). В Келлской книге появились более переработанные и адаптированные к островному стилю сюжетные изображения — «Взятие Христа под стражу», «Искушение Христа», «Богоматерь с Младенцем и ангелами». Здесь впервые в истории ирл. изобразительности заметны признаки трехмерного восприятия изображения — одни фигуры изображаются позади других: так, за обрамлением портрета евангелиста Иоанна видна фигура Иисуса Христа, «обнимающего мир». В декор страницы, заполненной инициалом «Хи Ро», включаются фигуры людей, ангелов, 2 кошек и мышей — свидетельство своеобразия ирл. изобразительности.

Поздний этап приходится на IX–XI вв. Расцвет традиции был прерван внезапно, из-за набегов викингов и разрушения скрипториев, бегства части монахов на континент. Основные скриптории перемещаются снова в И., и такой открытости к влияниям извне, такого количества новшеств, как в предыдущий период, больше не наблюдается. Качество письма и миниатюр падает, писцы возвращаются к карманному формату. Продолжают переписываться и украшаться уже известные типы рукописей, где в конце концов остается лишь первоначальная чисто орнаментальная декорация. Однако уровень графической культуры очень высок, и в течение IX в. создаются такие изысканные по своему декору рукописи, как Евангелие Мак-Регола (Bodl. Auct. D. 2. 19, до 822г.)и Евангелие Мак-Дёрнана (Lambeth Palace, London. 1370, 888–927гг.), к-рыевоспроизводят знакомый по произведениям нортумбрийско-ирл. школы тип с полностраничными цветными образами евангелистов и ковровыми страницами, а их сложные орнаментальные бордюры демонстрируют по-прежнему высокий уровень орнаментальной культуры. О рукописях X–XIвв. можно судить по Саутгемптонской псалтири (Cantabr. St. John's. C. 9), сохранившейся лучше других.

Три ее фронтисписа — «Давид во рву львином», «Давид и Голиаф» и «Распятие» свидетельствуют, с одной стороны, о высоком, как и прежде, уровне островной каллиграфии и орнаментики, а с другой — о полном равнодушии островных мастеров к изображению человеческого тела. Об этом свидетельствует и распад формы на отдельные цветные сектора, и причудливое расположение персонажей, имеющее, скорее, геральдический характер.

В XIIв. декорация рукописей огранивается только инициалами и орнаментами. Полностраничные иллюстрации сохраняются только в копиях более древних рукописей. Орнамент снова стал преобладать в ирландских рукописях, как это и было в самом начале пути.

Англо-норманское завоевание И. в 1170г. привело к уничтожению мн. скрипториев и почти прервало древнюю традицию иллюстрирования. Она продолжала существовать до XIVв. только в редких рукописях, создававшихся в мон-рях. Рукописи (на ирл. языке) в большом количестве создавались еще в XVIIв., но более скромные и почти без миниатюр.

Миссионерский характер раннего ирл. христианства обусловил основание множества монастырских общин на территории Европы и основание при них скрипториев и библиотек, в основе собраний к-рых — рукописи, принесенные из Ирландии или скопированные там. В скрипториях работали ирл. писцы и обучали местных мастеров. Это привело к широкому распространению ирл. книжной традиции на континенте. Ее специфические черты хорошо различимы в каролингских и оттоновских рукописях.