Декоративно-прикладное искусство раннего Средневековья

Декоративно-прикладное искусство

Эпоха позднего Средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел. С середины XIII века начинается строительство зданий светского назначения — городских ратуш, рынков, цеховых домов, а также роскошных замков знати. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Примечательны «шпалерные» росписи стен, изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Дованетти.

Пришедшее через мусульманский Восток художественное ткачество получило вначале развитие в Скандинавии и Германии. Здесь шпалера не только украшала интерьер, но и выполняла функции защиты от сквозняков, утепления помещения. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе[2]. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Тема противоборства человека и сил зла по сравнению с первоисточником решена в более мажорном ключе, с ярко выраженной фольклорной основой.

Традиции античной культуры дольше всего удерживались в гражданском строительстве, прикладном и ювелирном искусстве, декорациях полов светских зданий. Создатели резных пластинок слоновой кости, серебряных сосудок, тканей, мозаик полов черпали мотивы из арсенала языческого искусства. Широкое распространение в 5-6 веках получили консульские типтихи-резныепластинки слоновой кости. Наиболее роскошными были императорские типтихи. На типтихах изображался портрет самого консула. Ведущее место в искусстве 5-6 веков заняли монументальная живопись, книжная иллюстрация (миниатюра). Тогда же возникла иконопись. Крупнейшим центром формирования изобразительного искусства Восточной империи была Александрия. Культивировалось искусство, сохранявшее в церковных образах античную красоту и пластическое совершенствою Христианское население Египта получило название коптского (от «кубт»-арабизированного греческого названия Египта. Преобладающим видом коптского ваяния был раскрашенный рельеф: рельефом исполняются узорчатые декорации алтарных преград, изображение на саркофагах и погребальных стелах, на предметах бытового и культового назначения-ампулах, фибулах, чашах. Ковши, чеканные серебряные блюда. Еще одним выразительным средством искусства можно проследить на примере узорчатых коптских тканей. Они служили предметом экспорта и получили распространение за пределами Египта. Большинство из дошедших памятников -фрагменты декаративных бордюров и вставок, украшавших одеяния (туники), погребальные саваны или церковные занавесы. Узор коптских тканей -орнаменты с геометрическим и растительным рисунком.

Важным был вклад Египта в разработку христианской иконографии-кресты, образки, кадила, ампулы-изготовленные из бронзы и драгоценных металлов, производством которых славилась Сирия. Посольствами и поломниками разносилась в разные концы христианства.