Вопросы.

Экзаменационные вопросы к курсу

«Зарубежное искусство Средних веков и Возрождения»

 

Вопросы.

 

1. Христианская живопись римских катакомб.

2. Архитектура христианского храма: эволюция и типология.

3. Искусство варварских королевств: общая характеристика.

4. Архитектура раннего Средневековья.

5. Декоративно-прикладное искусство раннего Средневековья.

6. Искусство книги раннего Средневековья: англо-ирландская книжная миниатюра.

7. Архитектура Франции романского стиля.

8. Архитектура Германии романского стиля.

9. Архитектура Италии романского стиля.

10. Архитектура Англии романского стиля.

11.Архитектура Восточной Европы романского стиля (Чехия, Моравия, Польша). нет

12. Живопись романского периода. нет

13. Скульптура романского периода. нет

14. Архитектура Франции готического стиля.

15. Архитектура Германии готического стиля.

16. Архитектура Италии готического стиля.

17. Архитектура Англии готического стиля.

18. Архитектура Восточной Европы готического стиля (Чехия, Моравия, Польша).

19. Скульптура готического стиля во Франции.

20. Скульптура готического стиля в Германии. нет

21. Книжная миниатюра позднего Средневековья. нет

22. Искусство Проторенессанса в Италии.

23. Творчество Джотто ди Бондоне.

24. Искусство Раннего Возрождения.

25. Творчество Филиппо Брунеллески.

26. Пространственные построения в произведениях Мазаччо.

27. Творчество Лоренцо Гиберти.

28. Творчество Донателло.

29. Творчество Пьеро делла Франческо.

30. Произведения монументальной живописи Беноццо Гоццоли.

31.А. Верроккьо и его мастерская. нет

32. А. да Мессина и масляная живопись в Италии.

33. Творчество Сандро Боттичелли.

34. Творчество П. Перуджино.

35. Джентиле Беллини и Джованни Беллини.

36. Искусство Высокого Возрождения.

37. Леонардо да Винчи – художник.

38. Творчество Микеланджело.

39. Монументальная живопись Рафаэля.

40. Архитектура эпохи Возрождения в Италии.

41. Живопись Джорджоне.

42. Живопись Тициана.

43. Живопись Тинторетто.

44. Творчество Паоло Веронезе.

45. Архитектор А.Палладио.

46. Архитектор Дж.Виньола.

47. Творчество Эль Греко.

48. Живопись Альбрехта Дюрера.

49. Графика Альбрехта Дюрера.

50. Живопись Яна ван Эйка.

51. Живопись Рогира ван дер Вейдена.

52. Живопись Г. Мемлинга.

53. Живопись И. Босха.

54. Живопись Питера Брейгеля Старшего.

 

 

«Зарубежное искусство Средних веков и Возрождения» http://smallbay.ru/artitaly/giotto.html

1.Христианская живопись римских катакомб.

Христианство возникло в I веке н.э. в покоренной Римом Палестине как еретическая секта монотеистической иудейской религии и первоначально нашло приверженцев в среде средиземноморской диаспоры. Первоначальное христианство нашло приверженцев среди беднейших слоев населения империи, которых объединяли «всеобщее бесправие и утрата надежды на возможность лучших порядков». Их сплачивала ненависть к «великой блуднице»-Риму, средоточию праздной роскоши и богатства, источнику бед и несчастий. В центре внимания христианского учения оказался миф о богочеловеке Иисусе Христе, рожденном от бога земной женщиной, мудром проповеднике нового учения, к-й был осужден на казнь римским наместником, принес себя в жертву и своей смертью искупил грехи всего человечества, чудесным образом воскрес и вознесся на небо.

Среди памятников важное место занимают росписи римских катакомб-подземных некрополей, где возле могил совершалось поминание умерших. Настенные изображения в катакомбах появляются на рубеже II и III веков и переживают свой расцвет в III — начале IV столетия. Авторы этих произведений черпают на первыъ порах образы из арсенала античного искусства, перетолковывая их в духе новой религии. Росписи катакомб-своеобразная система иносказаний и символов, связанных в первую очередь с поминальным культом. Характерно, что в раннехристианских изображениях собственное тема смерти отсутствует. Более существенной оказалась идея спасения, именно ею определялся выбо сюжетов. Мы встречаем на стенах христианских кладбищ крылатых амуров, дельфинов, цветочные гирлянды, птиц, к-ые по понятиям греков и римлян, населяли райские поля Элизиума. О Христе и божественном вмешательстве в человеческую жизнь предпочитали говорить иносказательно. Христа символизировал Орфей, Амур и Психея-бессмертие души. Искупительную жертву Христа и его чудесное воскресение, спасение душ были призваны знаменовать изображение пророка Даниила во рву львином, история пророка Ионы, проглоченного морским чудовищем и извергнутого из его утробы, а также фигура Доброго пастыря с овцой на плеачах как символ бога, спасающего человеческие души. Венок-символ победы в античном мире-обозначал торжество Христа н/смертью, рыба-тайную запись его имени, корзина с хлебами намекала на одно из его чудес.

Росписи катакомб предстают как своего рода тайнопись, понятная лишь посвященным. Наиболее ранние са. Каликста (ок. 220г.), -роспись исполнена легкой, почти порхающей кистью. Декорация потолка в катакомбах Петра и Марцеллина (первая.пол. IIIв.) сохранила принцип крестообразно расходящийся в стороны композиции.. Особое место в росписях катакомб занимает оранта. Один из впечатляющих образов орант-фигура молящейся женщины из катакомбы Присциллы в Риме (конец IIIв.). Порыв за пределы земного, надежда и жажда спасения достигают здесь особой экспрессии в жесте полураскрытых рук с преувеличенно большими кистями и в лихорадочном блеске широко раскрытых глаз. (МАЛАЯ ИСТОРИЧ ИСКУССТВ . В.ТЯЖЕЛОВ 1975)

ДАЛЕЕ ТЕКСТ ИЗ ИНТЕРНЕТА

Эти катакомбы примечательны тем, что в них можно увидеть изображения сцен из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии. Так Адам и Ева изображены в одежде из шкур сидящими на камне, оба подпирают рукой подбородок; Ева печально смотрит наАдама. Также «новое» изображение прорицателя Валаама с ослицей (середина IV века). Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.Христиане создают постепенно свои образы, черпая их из обширного культурного наследия язычного политеизма, восточных мистерий, римской имперской символики, у самого молчания еврейской традиции, запретившей создавать образы невидимого Бога. Но сила новой веры проявляется в ее способности подчинить, преобразить и переосмыслить многочисленные атрибуты и аспекты древних культур, наполняя их новым значением.


2.Архитектура христианского храма: эволюция и типология.

НЕТ СТРАНИЦ КАК ЗАКАЧАЮ ДОПИШУ

Важнейшим событием в идеологической жизни поздней империи было официальное признание христианства в начале IV века.

Внешнняя символика храма

1. Сионская горница

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница.

Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи, В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.

return false">ссылка скрыта

Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию — Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сионская горница — прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.

Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили д/молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом».

По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

2. Базилика

Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.

Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях — базилики. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви.

Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, — полукруглая ниша отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем. Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

с.34 Распространенным типом культовой постройки в Восточной империи в течение первых столетий являлась базилика. Однако с 5 века большое значение имели центрические постройки. В разработке восточного типа храма знрач-ю роль сыграло зодчество Ближнего Востока-Сирии, Малой Азии и Месопотамии. Срийская строительная школа была одной ихведущих в раннестредневековом мире. Культовое зодчество представляло здесь архитектурой храмов, монастырских комплексов и гробниц. Сирийские церкви-относительно небольшие, сложенные хорошо обтёсанного камня базили нет страницы

с.37Важным разделом раннесредневекового зодчества явилось монастырское строительство. Родиной монашества был Египет. Оно возникло на рубеже 4-5 веков в среде беднейших слоев населения. Наиболее значительными монастырскими комплексами явились Белый монастырь, основанный около 440 года, и расположенный неподалеку от него Красный монастырь (5в). Они включили в себя кельи монахов, храмы, трапезную и служебные постройки. В обработке стен базилики Белого монастыря заметно воздействие форм древнеегипетской архитектуры-её стены покаты и в разрезе имеют трапециевидную форму. В Сирии монастыри имели композиционный центр-замкнутый двор, окруженный колоннадой.