Основные направления развития менеджеров предприятий
Профессиональное развитие управленческих кадров является стратегической задачей бизнеса на уровне компании и делового сообщества в целом. Результаты профессионального развития менеджеров являются также элементом устойчивого развития и функционирования современного общества. Вопрос качества профессионального развития и подготовки менеджеров занимает первые три позиции в числе приоритетных задач российских менеджеров. На уровне компании, интеллектуальный капитал, навыки и компетенции менеджеров являются ключевыми элементами любого успешного бизнеса и напрямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет профессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды как функции создания и потребления высокоценного актива для достижения целей деятельности компании.
Таким образом, профессиональное развитие управленческих кадров компании основано на требованиях, которые предъявляются к любым другим бизнес-стратегиям и бизнес-процессам с четкими целями, измеряемыми результатами и их эффективностью для деятельности компании.
На уровне делового сообщества в целом, профессиональное развитие менеджеров служит средством обмена и распространения передовых знаний, формирования стандартов профессии, «универсального языка» управленческих кадров, а также основой для формирования развитого прозрачного механизма ликвидного оборота и выбора профессионалов компаниями. Как вклад в развитие общества, система профессионального развития менеджеров служит элементом обеспечения устойчивого социально-экономического роста (являясь ключевым фактором эффективности любого бизнеса), а также непосредственно влияет на степень национальной конкурентоспособности и включенности страны в мировые процессы глобализации.
![]() |
Основная стратегическая задача бизнеса в области «человеческого фактора» заключается в формировании и совершенствовании современного механизма непрерывного воспроизводства и развития высококвалифицированных профессиональных менеджеров всех уровней. Этот механизм разрабатывается в соответствии с общими требованиями делового сообщества и конкретными целями каждого бизнеса для повышения его эффективности. Система профессионального развития менеджеров как механизм, обеспечивающий воспроизводство высококвалифицированных управленческих кадров для решения задач бизнеса, состоит из следующих основных элементов: внутрикорпоративные системы; комбинированные системы: корпоративные университеты; внешние системы профессионального развития: тренинговые компании, консалтинговые фирмы, организации по подбору кадров; профессиональные ассоциации; академические системы, данные компоненты и их взаимосвязь представлены на рисунке 1.2.
Рис. 1.2 – Компоненты и участники системы профессионального развития менеджеров
Получаемые за счет указанных частей системы профессионального развития менеджеров результаты и ресурсы являются основой для повышения эффективности управления «интеллектуальным управленческим капиталом» для всего делового сообщества в целом и для отдельных компаний в частности, а также для переоценки критериев личных профессиональных достижений управленцев.
Для каждого из элементов системы профессионального развития менеджеров определены те приоритеты, которые могут и должны развиваться от лица всего делового сообщества на консолидированном уровне в партнерстве с внешними участниками системы профессионального развития менеджеров – таблица 2.1.
Таблица 2.1 – Приоритеты системы профессионального развития менеджеров
Элемент системы профессионального развития | Что нужно бизнесу? |
Внутрикорпоративные системы | Создание, развитие и эффективное использование управленческих кадров для повышения эффективности бизнеса |
Комбинированные системы | Эффективное построение и управление цепочками внутренних и внешних поставщиков |
Внешние системы | Получение ориентированных на требования заказчика услуг |
Профессиональные ассоциации | Получение независимой профессиональной площадки и механизма продвижения профессии в целом |
Академические системы | Обеспечение теоретической базы для вступления в профессию или перехода на более высокую ступень карьерного роста |
Внутрикорпоративные системы профессионального развития – стратегия и комплекс инструментов, основной целью применения которых является практическое развитие навыков и компетенций на рабочем месте и практическое подтверждение квалификации менеджера как способности обеспечивать эффективность бизнеса в рамках своей области.
С точки зрения бизнеса внутрикорпоративные системы профессионального развития являются ключевыми и аккумулируют ресурсы и результаты остальных элементов системы профессионального развития менеджеров, подтверждая их на практике.
На уровне компании принимаются решения о конкретном составе и критериях эффективности внутрикорпоративной системы профессионального развития, в частности:
- используемая стратегия развития и продвижения управленческого персонала;
- состав методов и порядок их использования;
- критерии оценки эффективности функционирования внутрикорпоративной системы профессионального развития в контексте обеспечения эффективности бизнеса.
На уровне делового сообщества основными приоритетами консолидированных действий в данной области являются следующие:
- аккумулирование и продвижение передовых примеров внутрикорпоративных систем профессионального развития менеджеров;
- информационно-аналитическое обеспечение компаний как дополнительный ресурс для внутрикорпоративных систем профессионального развития;
- методическое обеспечение профессионалов в управлении человеческими ресурсами в компаниях.
Комбинированные системы профессионального развития (корпоративные университеты) – стратегия и комплекс внутренних и внешних инструментов, основной целью применения которых является повышение квалификации менеджеров «формализованными» методами обучения, привлекая передовые внешние ресурсы с максимальной настройкой на потребности конкретных компаний. Корпоративные университеты как стратегия управления качеством развития интеллектуального капитала компании, увязки целей и результатов совершенствования человеческих ресурсов с целями бизнеса и установками корпоративной культуры, оптимального сочетания различных источников, инструментов и поставщиков (партнеров) услуг по развитию интеллектуального ресурса компании является ключевым элементом, связующим механизмом между компанией и внешним рынком профессионального развития.
На уровне компании принимаются решения о конкретном составе и критериях эффективности корпоративно университета, в частности:
- тип (модель) корпоративного университета;
- программы и методы обучения;
- принципы выбора и управления цепочкой внутренних и внешних поставщиков ресурсов и услуг профессионального развития;
- критерии эффективности функционирования.
На уровне делового сообщества основными приоритетами консолидированных действий для совершенствования эффективности корпоративных университетов являются следующие:
- продвижение модели корпоративного университета и передовых примеров ее практического внедрения российскими компаниями;
- продвижение рамочных стандартов и принципов партнерства компаний и внешних поставщиков ресурсов профессионального развития в рамках корпоративного университета;
- информационно-аналитическое обеспечение для повышения степени прозрачности и объективности выбора при построении и управлении стратегическими альянсами в рамках корпоративного университета;
- методическая поддержка руководителей в области корпоративных университетов в компаниях.
Внешние системы профессионального развития – тренинговые компании, консалтинговые фирмы и организации по подбору кадров, набор предлагаемых компаниям услуг на рынке профессионального развития и оборота управленческих кадров, основная цель применения которых совпадает с целями комбинированных систем, отличаясь большей стандартизацией предлагаемых услуг. Внешние поставщики ресурсов профессионального развития занимают важное место в реализации стратегии корпоративного университета, обеспечивая распространение и обмен обобщенными, систематизированными и апробированными на большой выборке знаниями, навыками и методами их развития. Основной задачей, как с точки зрения компаний, так и с точки зрения передовых поставщиков ресурсов профессионального развития менеджеров, является эффективное партнерство с целью получения услуг и ресурсов, максимально отвечающих требованиям бизнеса.
На уровне компании принимаются решения в области привлечения и использования внешних ресурсов, в частности:
- определение потребностей в использовании внешних поставщиков;
- критерии отбора внешних поставщиков;
- критерии оценки результатов конкретных ресурсов и услуг.
На уровне делового сообщества основными приоритетами консолидированных действий являются следующие:
- разработка и продвижение консолидированных рамочных требований бизнеса к качеству программ и ресурсов профессионального развития менеджеров;
- ведение системы независимой оценки и подтверждения потребительского качества внешних ресурсов профессионального развития;
- продвижение передовых примеров и внешних поставщиков ресурсов профессионального развития;
- информационно-аналитическое обеспечение для повышения степени прозрачности и объективности выбора внешних поставщиков.
Профессиональные ассоциации – механизм формирования консолидированных стандартов и требований в области квалификаций менеджеров и систем профессионального развития, сетей обмена опытом и распространения передовых знаний, продвижения профессии и помощи бизнесу при разработке систем профессионального развития в рамках компании, а также обслуживания компаний в качестве независимой площадки профессионального форума.
Профессиональные ассоциации менеджеров являются необходимым механизмом саморегулирования и развития делового сообщества, а также представления его интересов в обществе, в данном случае в области профессионального развития менеджеров.
На уровне компании и ее менеджеров участие в профессиональных ассоциациях менеджеров и использование выгод от участия в развитии управленческого персонала выражается, в частности, в следующих основных аспектах:
- получение доступа к передовому опыту и профессиональным контактам;
- продвижение компании и ее менеджеров;
- получение информационных и аналитических ресурсов для прозрачного и объективного построения своих систем профессионального развития;
- участие в формировании и развитии профессиональных стандартов.
На уровне делового сообщества основными приоритетами консолидированных действий являются следующие:
- формирование общих принципов профессионального развития менеджеров;
- повышение роли профессиональных ассоциаций менеджеров как механизма профессионализации делового сообщества;
- расширение сетей обмена передовым опытом и профессиональными контактами в области развития управленческих кадров.
Академические системы – предлагаемые индивидуальным потребителям «классическими» образовательными учреждениями крупноформатные программы теоретической подготовки в области менеджмента (например, формат МВА), основной целью использования которых является базовая подготовка к вступлению в профессиональное сообщество менеджеров или переходу на более высокую ступень карьерного роста. Несмотря на то, что академические программы нельзя непосредственно отнести к механизмам непрерывного практического развития навыков и знаний, действующих в корпоративной среде менеджеров, такие системы играют важную роль в обеспечении теоретических основ для будущих профессионалов в области менеджмента, формировании общих аналитических навыков, представлений и мотивировок. Подобная же роль может возникнуть при подготовке менеджера на следующую ступень карьерной лестницы. Основными приоритетами консолидированных действий делового сообщества в отношении данного элемента системы профессионального развития менеджеров являются следующие:
- партнерство с ведущими образовательными учреждениями для повышения степени практической ориентации теоретических программ;
- коммуникация ведущим образовательным учреждениям потребностей бизнеса в менеджерах различных профилей и специальностей;
- партнерство с ведущими образовательными учреждениями в области размещения на рынке выпускников.
Реализация заявленных выше приоритетов консолидированных действий бизнеса в области профессионального развития своих управленческих кадров требует осознания и признания качественно нового комплексного подхода к профессиональному развитию.
Современная система непрерывного профессионального развития является стратегическим объектом, формирование и функционирование которого должно отвечать требованиям, предъявляемым к любым другим бизнес-стратегиям и бизнес-процессам с четкими целями, измеряемыми результатами и их эффективностью для деятельности компании. Стратегическим центром управления комплексом стратегий и инструментов непрерывного наращивания, сохранения и развития интеллектуального капитала компаний является каждый отдельный бизнес и профессиональные объединения делового сообщества. Именно бизнес – основной производитель потребляющих ресурсы профессионального развития кадров (менеджеры и специалисты) определяет:
- фундаментальные принципы построения и требования к функционированию системы профессионального развития;
- цели и результаты профессионального развития;
- критерии эффективности профессионального развития;
- формы управления отношениями с внутренними и внешними поставщиками ресурсов для развития интеллектуального капитала;
- систему объективного подтверждения качества ресурсов профессионального развития.
Целью системы профессионального развития является стать измеримым реальным вкладом в эффективность бизнеса. Таким образом, под современной системой профессионального развития менеджеров следует понимать комплекс внутренних и внешних ресурсов для развития знаний, навыков и компетенций управленческого персонала компании всех уровней, разрабатываемый в соответствии с общими требованиями делового сообщества и конкретными целями каждого бизнеса для повышения эффективности его деятельности. Исходя из вышесказанного, принципиальным критерием определения эффективности разработки, использования и внедрения результатов любых ресурсов и систем профессионального развития менеджеров при стратегическом управлении ростом интеллектуального капитала компании является их четко определенный вклад в эффективность бизнес-процессов и деятельности компании в целом. Построение эффективных систем профессионального развития менеджеров возможно исключительно при выполнении следующих условий:
- использование передового опыта ведущих компаний;
- практическая реализация консолидированных усилий делового сообщества по осуществлению конкретных программ;
- партнерство с передовыми представителями внешних систем профессионального развития и академическими образовательными учреждениями.
Рассмотренный выше комплекс инструментов широко апробирован и распространен в мировой практике, доказывая свою эффективность в достижении первоочередных мер.