Франц Реймонд 21 страница

Ко­неч­но, это не зна­чит, что ка­ж­дый бу­дет жить. Не­ко­то­рые от­верг­нут по­ви­но­ве­ние Божь­им за­ко­нам. Од­на­ко те из злых лю­дей, кто об­ра­тит­ся к пра­вед­но­сти и бу­дет по­ви­но­вать­ся пра­вед­но­сти, бу­дут жить и не ум­рут…

И в но­вой кни­ге по ис­то­рии, и в дру­гих из­да­ни­ях, как на­при­мер в «Про­бу­ди­тесь!» за 1993 год, про­ци­ти­ро­ван­ном в пре­ды­ду­щей гла­ве, ор­га­ни­за­ция стре­мит­ся пред­ста­вить взгляд, буд­то вни­ма­ние при­вле­ка­лось к оп­ре­де­лен­ным да­там про­сто ра­ди «воз­мож­ных ожи­да­ний», что не бы­ло ни­ка­ко­го дог­ма­тиз­ма или убе­ж­ден­но­сти. В пуб­ли­ка­ци­ях при­во­дят­ся тща­тель­но ото­бран­ные ци­та­ты, в ко­то­рых вы­ска­зы­ва­ют­ся при­зы­вы к ос­то­рож­но­сти, от­каз от не­по­гре­ши­мо­сти или бо­го­дух­но­вен­но­сти. Од­на­ко в чем по-на­стоя­ще­му со­сто­ит раз­ни­ца, ко­гда, с од­ной сто­ро­ны, лю­ди це­ле­на­прав­лен­но упот­реб­ля­ют фра­зу «во имя Ие­го­вы», а с дру­гой сто­ро­ны, ут­вер­жда­ют, что со­бы­тия, ко­то­рые со­глас­но их пред­ска­за­ни­ям долж­ны про­изой­ти в 1925 го­ду, «ос­но­ва­ны на обе­ща­ни­ях Сло­ва Бо­га», так что на воз­вра­ще­ние Ав­раа­ма, Исаа­ка и Иа­ко­ва в 1925-м го­ду мож­но не про­сто на­де­ять­ся, но че­го мож­но «с уве­рен­но­стью ожи­дать»? Во имя ко­го они то­гда так го­во­рят? На ка­ком ос­но­ва­нии они при­зы­ва­ют чи­та­те­лей быть уве­рен­ны­ми в этих обе­ща­ни­ях? И ка­кая раз­ни­ца в том, что­бы, с од­ной сто­ро­ны, ут­вер­ждать, что ты яв­ля­ешь­ся без­оши­боч­ным, и твои сло­ва не мо­гут не ис­пол­нить­ся, а, с дру­гой сто­ро­ны, ут­вер­ждать, что, ос­но­вы­ва­ясь на Божь­их обе­ща­ни­ях, «мы долж­ны при­дти к уве­рен­но­му и не­ос­по­ри­мо­му за­клю­че­нию о том, что мил­лио­ны ны­не жи­ву­щих [т.е. жи­ву­щих в 1920-м го­ду, ко­гда бы­ла опуб­ли­ко­ва­на бро­шю­ра] ни­ко­гда не ум­рут»? Раз­ни­ца бу­дет толь­ко в вы­бо­ре слов, но не в смыс­ле этих слов, не в си­ле за­яв­ле­ний, и не в по­след­ст­ви­ях, ко­то­рые про­из­ве­дут эти ут­вер­жде­ния на соз­на­ние лю­дей.

Эта ин­фор­ма­ция лег­ла в ос­но­ву так на­зы­вае­мой «Кам­па­нии „Мил­лио­ны“», двух­лет­ней ме­ж­ду­на­род­ной кам­па­нии с це­лью при­влечь вни­ма­ние к этой вес­ти. Во всех круп­ных го­ро­дах бы­ли воз­двиг­ну­ты боль­шие рек­лам­ные щи­ты со сло­ва­ми «Мил­лио­ны ны­не жи­ву­щих ни­ко­гда не ум­рут». Эти ста­ра­ния под­дер­жи­ва­лись рек­ла­мой в га­зе­тах. Все пуб­лич­ные ре­чи, с ко­то­ры­ми в то вре­мя вы­сту­па­ли пред­ста­ви­те­ли Об­ще­ст­ва, со­сре­до­та­чи­ва­лись на этой те­ме.

В но­вой кни­ге об ор­га­ни­за­ции эти за­яв­ле­ния и эта об­шир­ней­шая, ме­ж­ду­на­род­ная кам­па­ния, пред­став­ле­ны про­сто как со­бы­тие, пред­став­ляю­щее ис­то­ри­че­ский ин­те­рес. Тем не ме­нее, про­воз­гла­шае­мые ут­вер­жде­ния, по за­яв­ле­ни­ям Об­ще­ст­ва, бы­ли ос­но­ва­ны не на мне­нии ка­ко­го-ни­будь че­ло­ве­ка, но на Сло­ве Бо­га, и вви­ду та­кой проч­ной обос­но­ван­но­сти, за­слу­жи­ва­ли пол­но­го до­ве­рия. Ни в этой кни­ге по ис­то­рии дви­же­ния Сто­ро­же­вой баш­ни, ни в дру­гих пуб­ли­ка­ци­ях, не бы­ло сде­ла­но при­зна­ний то­го, ка­кое силь­ное влия­ние это ока­за­ло на жиз­ни и на­де­ж­ды лю­дей, и ка­кое силь­ное раз­оча­ро­ва­ние по­сле­до­ва­ло по­сле то­го, ко­гда эти ут­вер­жде­ния не сбы­лись. Не бы­ло вы­ска­за­но со­жа­ле­ния, что Сло­во Бо­га бы­ло соз­на­тель­но «при­вя­за­но» к пред­ска­за­ни­ям, ко­то­рые яв­ля­лись ни­чем иным, как про­дук­том че­ло­ве­че­ских рас­су­ж­де­ний и во­об­ра­же­ния. Соз­да­ет­ся впе­чат­ле­ние, что мо­раль­ное зна­че­ние этих фак­то­ров не име­ет боль­шо­го зна­че­ния, что об этом мож­но серь­ез­но не ду­мать.

В 1921 го­ду Ру­тер­форд опуб­ли­ко­вал свою пер­вую кни­гу в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва, ко­то­рая на­зы­ва­лась «Ар­фа Бо­жия» [The Harp of God]. В ней под­твер­жда­лась уве­рен­ность Об­ще­ст­ва в том, что с 1799 го­да на­ча­лись «по­след­ние дни» и что в 1874 го­ду Хри­стос на­чал свое «не­ви­ди­мое при­сут­ст­вие». В при­во­ди­мых ни­же от­рыв­ках об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, как ха­рак­тер­ные для то­го вре­ме­ни уче­ния бы­ли пред­став­ле­ны в ка­че­ст­ве «не­оп­ро­вер­жи­мо­го» сви­де­тель­ст­ва в под­держ­ку этих дат.

С. 236 [рус­ское из­да­ние с. 231]

В дан­ном слу­чае мы же­ла­ем при­влечь вни­ма­ние к не­ко­то­рым важ­ным да­там, а за­тем по­смот­реть в ка­кой ме­ре в эти сро­ки ис­пол­ни­лись про­ро­че­ст­ва (ес­ли они во­об­ще ис­пол­ни­лись). Хро­но­ло­гия, по мень­шей ме­ре в не­ко­то­рой сте­пе­ни, за­ви­сит от точ­но­сти под­сче­тов, и сле­до­ва­тель­но, все­гда воз­мож­ны ошиб­ки. Од­на­ко, ис­пол­нив­шие­ся про­ро­че­ст­ва вклю­ча­ют в се­бя ряд фи­зи­че­ских фак­тов, ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют в на­стоя­щее вре­мя, и они яс­но оп­ре­де­ле­ны. Они пред­ста­ют как мол­ча­ли­вые сви­де­те­ли, чье по­ка­за­ние долж­но быть при­ня­то, как не­ос­по­ри­мое.

400 Мы не долж­ны сме­ши­вать, но, бо­лее то­го, мы долж­ны яс­но раз­ли­чать две да­ты, а имен­но, на­ча­ло «кон­ца вре­ме­ни» и «при­сут­ст­вия Гос­по­да». «Ко­нец вре­ме­ни» ох­ва­ты­ва­ет пе­ри­од вре­ме­ни от 1799 го­да по Р. Х., как ука­за­но вы­ше, и до мо­мен­та окон­ча­тель­но­го свер­же­ния са­та­нин­ской им­пе­рии и ус­та­нов­ле­ния Цар­ст­ва Мес­сии. Вре­мя вто­ро­го при­сут­ст­вия Гос­по­да оп­ре­де­ля­ет­ся 1874 го­дом, как ус­та­нов­ле­но вы­ше. По­след­ний пе­ри­од на­хо­дит­ся в пре­де­лах пер­во­го и, ко­неч­но, во вто­рой по­ло­ви­не пе­рио­да, из­вест­но­го под име­нем «ко­нец вре­ме­ни».

__________

404 С это­го вре­ме­ни и впредь со­от­вет­ст­вен­но вы­рос­ли зна­ния по всем от­рас­лям нау­ки, по всем на­уч­ным от­де­лам. Обыч­ная шко­ла, ко­то­рой пап­ст­во все­гда про­ти­ви­лось, от­кры­ла воз­мож­ность все­об­ще­го об­ра­зо­ва­ния и уве­ли­че­ния зна­ния на­род­но­го во всех от­рас­лях жиз­ни. Шко­лы и уни­вер­си­те­ты поя­ви­лись по все­му ми­ру. С уве­ли­че­ни­ем зна­ния по раз­лич­ным от­рас­лям при­шли мно­го­чис­лен­ные изо­бре­те­ния, на­хо­дя­щие­ся те­перь в рас­по­ря­же­нии че­ло­ве­че­ском, как ма­ши­ны, сбе­ре­гаю­щие вре­мя, труд и т. д.

405 До 1799 го­да пу­ти со­об­ще­ния бы­ли та­ко­вы, что че­ло­век вте­че­ние [sic] дня мог по­крыть лишь не­боль­шое рас­стоя­ние. Он мог пе­ре­дви­гать­ся лишь при по­мо­щи по­воз­ки, за­пря­жен­ной ло­шадь­ми или во­ла­ми, или пеш­ком; на­прав­ля­ясь в мор­ское пу­те­ше­ст­вие, он дол­жен был поль­зо­вать­ся па­рус­ным суд­ном, ко­то­рое шло очень мед­лен­но. В 1831 го­ду был изо­бре­тен пер­вый па­ро­воз. И в от­но­ше­нии пе­ре­дви­же­ния был сде­лан столь за­ме­ча­тель­ный ус­пех, что в на­стоя­щее вре­мя мож­но пу­те­ше­ст­во­вать очень бы­ст­ро, по же­лез­ной до­ро­ге, в лю­бой час­ти зем­ли. Позд­нее поя­ви­лись элек­три­че­ские мо­то­ры, элек­три­че­ские и га­зо­вые ав­то­мо­би­ли; и в на­стоя­щее вре­мя ко­ли­че­ст­во пу­те­ше­ст­вен­ни­ков в лю­бой час­ти ми­ра дос­тиг­ло ко­лос­саль­ной циф­ры. Пе­ре­дви­же­ние со ско­ро­стью 75 и 100 верст в час не пред­став­ля­ет те­перь ни­че­го осо­бен­но­го; в ча­ст­но­сти, по­след­нее осо­бен­но вер­но в от­но­ше­нии ле­та­тель­ных ма­шин, это­го но­вей­ше­го изо­бре­те­ния.

406 Вот это вре­мя Бо­жий про­рок на­зы­ва­ет «днем при­го­тов­ле­ния Бо­жия.» В кни­ге Нау­ма — 2:1—6 — про­рок за­пи­сы­ва­ет свое ви­де­ние о же­лез­но­до­рож­ном по­ез­де, мча­щем­ся с ве­ли­чай­шей ско­ро­стью, как еще од­но до­ка­за­тель­ст­во дня при­го­тов­ле­ния к ус­та­нов­ле­нию Цар­ст­ва Хри­сто­ва.

407 В 1844 го­ду был изо­бре­тен те­ле­граф, а позд­нее — те­ле­фон. При ус­та­нов­ке этих изо­бре­те­ний вна­ча­ле поль­зо­ва­лись про­во­ло­кой и при по­мо­щи элек­три­че­ст­ва вес­ти раз­но­си­лись по все­му ми­ру; но те­перь, бла­го­да­ря позд­ней­шим изо­бре­те­ни­ям, об­хо­дят­ся без про­во­ло­ки, и при по­мо­щи осо­бых ап­па­ра­тов вес­ти по­сы­ла­ют­ся че­рез воз­дух по все­му ми­ру.

408 Силь­ное ум­но­же­ние ве­де­ния и уси­лен­ное пе­ре­дви­же­ние лю­дей по все­му ми­ру бес­спор­но ус­та­нав­ли­ва­ют факт ис­пол­няю­ще­го­ся про­ро­че­ст­ва, пред­ре­каю­ще­го «ко­нец вре­ме­ни.» Эти фи­зи­че­ские фак­ты не мо­гут быть ос­па­ри­вае­мы и дос­та­точ­ны для то­го, что­бы убе­дить лю­бой рас­су­ди­тель­ный ум в том, что мы пре­бы­ва­ем в «кон­це вре­ме­ни» с 1799 го­да.

409 Вто­рую по­ло­ви­ну «кон­ца вре­ме­ни» Ии­сус на­зы­ва­ет вре­ме­нем жат­вы, ибо Он ска­зал: «жат­ва есть кон­чи­на ве­ка.» Он зая­вил, что Он бу­дет при­сут­ст­во­вать в это вре­мя. С 1874 го­да на­чи­на­ет­ся вре­мя вто­ро­го при­сут­ст­вия Гос­по­да, как ус­та­нов­ле­но вы­ше. Апо­стол Па­вел, пе­ре­чис­ляя мно­гие ве­щи, со­вер­шен­ные по от­но­ше­нию к Из­раи­лю, за­яв­ля­ет, что это «опи­са­но в на­став­ле­ние нам, дос­тиг­шим по­след­них ве­ков». (1 Кор. 10:11) Сле­до­ва­тель­но, долж­но пред­по­ло­жить, что эти ве­щи бу­дут дос­туп­ны по­ни­ма­нию в «кон­це вре­ме­ни».

410 Дан­ное Гос­по­дом опи­са­ние солн­ца, вос­хо­дя­ще­го на вос­то­ке и сияю­ще­го к за­па­ду, что долж­но про­изой­ти во вре­мя Его при­сут­ст­вия, есть даль­ней­шее до­ка­за­тель­ст­во уси­ле­ния све­та во вре­мя Его при­сут­ст­вия; и это, со­вер­ши­лось в точ­но­сти, как пред­ска­за­но. Ра­бо­чий класс был все­гда по­пи­ра­ем и под­чи­нен фи­нан­со­вым, ду­хов­ным и по­ли­ти­че­ским князь­ям. В 1874 го­ду, в год вто­ро­го при­сут­ст­вия на­ше­го Гос­по­да, бы­ла соз­да­на пер­вая ра­бо­чая ор­га­ни­за­ция в ми­ре. С это­го вре­ме­ни свет уве­ли­чил­ся с по­ра­зи­тель­ной си­лой, а изо­бре­те­ния и от­кры­тия бы­ли так мно­го­чис­лен­ны, что пе­ре­чис­лить их всех бы­ло бы слиш­ком мно­го для нас, и мы при­ве­дем лишь не­ко­то­рые из тех, что поя­ви­лись по­сле 1874 го­да и слу­жат лиш­ним до­ка­за­тель­ст­вом при­сут­ст­вия Гос­по­да с это­го мо­мен­та, а имен­но: счет­ные ма­ши­ны, аэ­ро­пла­ны, алю­ми­ний, ан­ти­сеп­ти­че­ская хи­рур­гия, ис­кус­ст­вен­ные крас­ки, ав­то­мо­би­ли, ко­лю­чая про­во­ло­ка, ве­ло­си­пе­ды, са­мо­за­пи­сы­ваю­щие кас­сы, цел­лу­ло­ид, шко­лы по пе­ре­пис­ке, сли­воч­ные се­па­ра­то­ры, ис­сле­до­ва­ние не­из­вест­ных об­лас­тей Аф­ри­ки, дис­ко­вые плу­ги, Бо­же­ст­вен­ный план ве­ков, ди­на­мит, элек­три­че­ские до­ро­ги, пай­ка элек­три­че­ст­вом, ап­па­ра­ты для вар­ки пи­щи без ог­ня, га­зо­вые ма­ши­ны для сбо­ра жат­вы, га­зо­вое ос­ве­ще­ние, ин­дук­ци­он­ные мо­то­ры, ли­но­ти­пы, ма­ши­ны для из­го­тов­ле­ния спи­чек, мо­но­ли­ты, ки­не­ма­то­граф, от­кры­тие Се­вер­но­го по­лю­са, про­ры­тие Па­нам­ско­го ка­на­ла, Пас­те­ри­за­ция, же­лез­но­до­рож­ная сиг­на­ли­за­ция, Рент­ге­нов­ские лу­чи, ма­ши­ны для из­го­тов­ле­ния обу­ви, от­кры­тие Юж­но­го по­лю­са, под­вод­ные лод­ки, ра­дий, не­бо­скре­бы, под­зем­ные до­ро­ги, без­дым­ный по­рох, грам­мо­фо­ны, те­ле­фо­ны, пи­шу­щие ма­ши­ны, пы­ле­о­чи­сти­те­ли и бес­про­во­лоч­ный те­ле­граф.

Об­ра­ти­те в ча­ст­но­сти вни­ма­ние, что по­сле пе­ре­чис­ле­ния раз­ви­тия та­ких по­ня­тий, как Биб­лей­ские Об­ще­ст­ва, уве­ли­че­ния ко­ли­че­ст­ва кол­лед­жей и уни­вер­си­те­тов, спо­со­бов пе­ре­дви­же­ния при по­мо­щи па­ра, элек­три­че­ст­ва и бен­зи­на, по­яв­ле­ния те­ле­гра­фа и те­ле­фо­на, что все это при­ве­ло к ог­ром­но­му уве­ли­че­нию зна­ния и пе­ре­дви­же­ний, в кни­ге, на стра­ни­це 239 го­во­рит­ся:

[Эти «сви­де­тельс­тва»] бес­спор­но ус­та­нав­ли­ва­ют факт ис­пол­няю­ще­го­ся про­ро­че­ст­ва, пред­ре­каю­ще­го о «ко­нец вре­ме­ни». Эти фи­зи­че­ские фак­ты не мо­гут быть ос­па­ри­вае­мы и дос­та­точ­ны для то­го, что­бы убе­дить лю­бой рас­су­ди­тель­ный ум в том, что мы пре­бы­ва­ем в «кон­це вре­ме­ни» с 1799 го­да.

Ес­ли мы го­во­рим, что что-то «бесс­пор­но ус­та­нав­ли­ва­ет факт», что это «не­ос­по­ри­мая» прав­да, то это рав­но­знач­но то­му, как ес­ли бы мы ска­за­ли, что в этом нет ошиб­ки. Хо­тя в кни­ге не бы­ло ска­за­но, что все эти вы­ска­зы­ва­ния «без­оши­боч­ны» — то есть не бы­ло упот­реб­ле­но имен­но это сло­во, но в ре­аль­но­сти сде­ла­но за­яв­ле­ние, зна­ча­щее то же са­мое. А ес­ли кто-ни­будь все же со­мне­вал­ся и его не уда­ва­лось убе­дить та­ки­ми ар­гу­мен­та­ми — что ж, ему про­сто не хва­та­ло «рас­су­ж­даю­ще­го ума». Это так­же ин­тел­лек­ту­аль­ное уст­ра­ше­ние: ору­жие, ко­то­рым твер­до обос­но­ван­ной ис­ти­не ни­ко­гда не нуж­но поль­зо­вать­ся.

Ка­кое бы «сти­му­ли­рую­щее и ос­вя­щаю­щее влия­ние» не про­из­ве­ли эти но­вые пред­ска­за­ния и силь­ные за­яв­ле­ния о ста­рых да­тах, к 1922-му го­ду, че­рез 8 лет по­сле 1914-го, уве­рен­ность мно­гих лю­дей в про­ро­че­ст­вах Об­ще­ст­ва о кон­крет­ных сро­ках тая­ла. Ме­то­ды, ко­то­ры­ми вос­поль­зо­ва­лась штаб-квар­ти­ра ор­га­ни­за­ции для пре­одо­ле­ния про­бле­мы, го­во­рят о мно­гом. По­доб­ным же об­ра­зом Об­ще­ст­во бу­дет дей­ст­во­вать и позд­нее, по­сле не­оп­рав­дав­ших­ся на­дежд в свя­зи с 1975-м го­дом.

Вме­сто то­го, что­бы при­дер­жи­вать­ся бо­лее уме­рен­ных за­яв­ле­ний и бо­лее скром­ных взгля­дов на свое пра­во дей­ст­во­вать и го­во­рить та­ким об­ра­зом, ор­га­ни­за­ция ста­ла го­раз­до на­стой­чи­вее тре­бо­вать под­чи­не­ния при­ня­той точ­ке зре­ния, а за­яв­ле­ния о точ­но­сти ее хро­но­ло­гии ста­ли еще бо­лее дог­ма­тич­ны­ми. О «пре­дан­но­сти» уче­ни­ям «вер­но­го и бла­го­ра­зум­но­го ра­ба» (то­гда этот тер­мин при­ме­нял­ся со­вер­шен­но оп­ре­де­лен­но к Пас­то­ру Рас­се­лу) ста­ли го­во­рить со все воз­рас­таю­щей на­стой­чи­во­стью. Тех, кто под­вер­гал со­мне­нию хро­но­ло­гию Рас­се­ла (ко­то­рая, в свою оче­редь, бы­ла ос­но­ва­на на уче­ни­ях Н. Х. Бар­бэ­ра, Джо­на Аки­лы Брау­на и дру­гих), счи­та­ли людь­ми, у ко­то­рых не толь­ко бы­ло ма­ло ве­ры, но и счи­таю­щих се­бя слиш­ком ум­ны­ми, гор­ды­ми, эгои­стич­ны­ми, чес­то­лю­би­вы­ми, свое­воль­ны­ми, уп­ря­мы­ми, вве­ден­ны­ми в за­блу­ж­де­ние про­тив­ни­ком, ви­нов­ны­ми в том, что они яко­бы от­верг­ли Гос­по­да. Ес­ли кто-то был скло­нен боль­ше до­ве­рять древ­ним ис­то­ри­че­ским сви­де­тель­ст­вам, ко­то­рые про­ти­во­ре­чи­ли сро­кам ор­га­ни­за­ции, то о нем го­во­ри­ли, что он по­ве­рил «аген­там им­пе­рии Са­та­ны».

Ес­ли вам труд­но в это по­ве­рить, по­смот­ри­те на вы­ска­зы­ва­ния, с за­вид­ным по­сто­ян­ст­вом по­яв­ляв­шие­ся в вы­пус­ках «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 1922 и 1923 го­ды. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на час­тое упот­реб­ле­ние та­ких слов и фраз как «не­оп­ро­вер­жи­мый», «вне вся­ко­го со­мне­ния пра­виль­ный», «за­ве­рен­ный Бо­гом», «яв­но и аб­со­лют­но вер­ный», «не­ос­по­ри­мо ус­та­нов­лен­ный», «до­ка­зан­ный, не­со­мнен­ный факт», «бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния» — все эти по­ня­тия ис­поль­зо­ва­лись для опи­са­ния всей хро­но­ло­ги­че­ской схе­мы, вклю­чаю­щей 1799 год (на­ча­ло по­след­них дней), 1874 (на­ча­ло не­ви­ди­мо­го при­сут­ст­вия Хри­ста), 1878 (на­ча­ло вос­кре­се­ния по­ма­зан­ни­ков), 1881 (вре­мя, ко­гда Гос­подь пол­но­стью на­зна­чил Рас­се­ла сво­им до­мо­пра­ви­те­лем), а так­же 1914, 1918, и са­мую по­след­нюю да­ту:1925 год, о ко­то­рой бы­ло ска­за­но, что у нее «столь­ко же под­держ­ки в Пи­са­нии, как и у 1914 го­да». Для удоб­ст­ва чи­та­те­ля, не­ко­то­рые мес­та под­черк­ну­ты.

От­ры­вок из «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 1 мар­та 1922 го­да:

ВРЕ­МЯ ЖАТ­ВЫ

Ии­сус ска­зал, что мир за­кон­чит­ся жат­вой, при ко­то­рой он бу­дет при­сут­ст­во­вать, и что он то­гда по­шлет сво­их вест­ни­ков для сбо­ра сво­их из­бран­ных (Мат­фея 13:24—30; 24:31). Нуж­но ожи­дать, что во вре­мя жат­вы Гос­подь про­вел бы на зем­ле ка­кое-ни­будь сви­де­тель­ст­во, что­бы объ­я­вить, что его при­сут­ст­вие и жат­ва на­ча­лись. Вот еще не­сколь­ко до­пол­ни­тель­ных сви­де­тельств, яв­ляю­щих­ся убе­ди­тель­ны­ми до­ка­за­тель­ст­ва­ми это­го; эти до­пол­ни­тель­ные фи­зи­че­ские фак­ты, ко­то­рые го­во­рят гром­че вся­ких слы­ши­мых слов та­ко­вы: имен­но Брат Рас­сел объ­я­вил на­ча­ло жат­вы и при­сут­ст­вие Гос­по­ди­на жат­вы. Имен­но он пер­вым по­шел по зем­ле и про­воз­гла­шал: «Жат­ва на­ча­лась, вы­хо­ди­те в по­ле и тру­ди­тесь!». И ты­ся­чи дру­гих, при­няв­ших этот при­зыв, при­сое­ди­ни­лись к не­му в про­воз­гла­ше­нии этой вес­ти.

Ии­сус яс­но ска­зал, что во вре­мя его при­сут­ст­вия у не­го бу­дет вер­ный и бла­го­ра­зум­ный раб, ко­то­ро­го он бу­дет ис­поль­зо­вать для то­го, что­бы раз­да­вать до­му (ве­ры) пи­щу во вре­мя. Ка­ж­дый, у ко­го се­го­дня есть зна­ние Божь­е­го пла­на ве­ков, дол­жен прав­ди­во от­ве­тить, что он по­лу­чил эти зна­ния, изу­чая Биб­лию в свя­зи с тем, что на­пи­сал Брат Рас­сел; что до это­го вре­ме­ни ни­кто да­же не знал, что у Бо­га есть план спа­се­ния. Ка­ж­дый, кто се­го­дня ра­ду­ет­ся све­ту ис­ти­ны Сло­ва Бо­га, по­ни­ма­ет, что в ис­ти­ну его при­вел Гос­подь, и Он рас­крыл ее че­рез слу­же­ние и труд, ко­то­рые Брат Рас­сел на­чал ско­ро по­сле на­ча­ла при­сут­ст­вия Гос­по­да.

Под за­го­лов­ком «Муд­рый Бо­га» (так опи­сы­вал­ся Рас­сел), в ста­тье с пре­неб­ре­жи­тель­но­стью го­во­рит­ся о тех, кто «ду­ма­ет, что у них боль­ше муд­ро­сти, чем у дру­гих», и объ­яс­ня­ет­ся, что та­кие лю­ди обыч­но «вы­ска­зы­ва­ют ут­вер­жде­ния в дог­ма­тич­ной фор­ме». В аб­за­цах, ко­то­рые сле­ду­ют ни­же, при­во­дят­ся «не­оп­ро­вер­жи­мые фак­ты» о 1799-м и 1874-м го­де. То, что у дру­гих на­зы­ва­ет­ся «дог­ма­тиз­мом», у ав­то­ров ста­тьи, оче­вид­но, яв­ля­ет­ся «ис­крен­ним убе­ж­де­ни­ем».

МУД­РЫЙ БО­ГА

Был ли он муд­рым? Ес­ли по­ни­мать это сло­во так, как его по­ни­ма­ют в ми­ре, осо­бен­но сре­ди ду­хо­вен­ст­ва, то нет, он не был муд­рым. И сла­ва Бо­гу. Ес­ли бы у не­го бы­ло боль­ше мир­ской муд­ро­сти, как на­при­мер у его по­но­си­те­лей, то Гос­подь ни­ко­гда бы не ис­поль­зо­вал его. За­меть­те, что эти так на­зы­вае­мые об­ра­зо­ван­ные свя­щен­но­слу­жи­те­ли об­ви­ня­ли его в том, что он не знал гре­че­ско­го или ев­рей­ско­го язы­ков. Это об­ви­не­ние вер­но. Фак­ты по­ка­зы­ва­ют, вне вся­ко­го со­мне­ния, что боль­шин­ст­во тех, кто зна­ет гре­че­ский или ев­рей­ский, слиш­ком серь­ез­но се­бя вос­при­ни­ма­ют. Они на­чи­на­ют ду­мать, что они зна­ют так мно­го, что им нуж­но зая­вить о чем-то со­вер­шен­но по­ра­зи­тель­ном, что­бы на­ру­шить то, что сде­ла­ли дру­гие. Они от­кло­ня­ют­ся от пу­ти Гос­по­да и по­ла­га­ют­ся на свой соб­ст­вен­ный ра­зум, что про­ти­во­ре­чит Его Сло­ву (Прит­чи 3:5, 6). Они обыч­но го­во­рят и пи­шут в та­кой ма­не­ре, что обыч­но­му уму это­го не по­нять; и они де­ла­ют это в на­де­ж­де пре­воз­не­сти свою соб­ст­вен­ную муд­рость в гла­зах дру­гих. Так как они ду­ма­ют, что у них боль­ше муд­ро­сти, чем у дру­гих, они вы­ска­зы­ва­ют ут­вер­жде­ния в дог­ма­тич­ной фор­ме, не­важ­но, прав­да это или нет, в ожи­да­нии, что дру­гие «про­гло­тят» их сло­ва, так как они не мо­гут по­нять эту пред­по­ла­гае­мую муд­рость.

________

Не­оп­ро­вер­жи­мые фак­ты, та­ким об­ра­зом, по­ка­зы­ва­ют, что «вре­мя кон­ца» на­ча­лось и 1799 го­ду; что вто­рое при­сут­ст­вие Гос­по­да на­сту­пи­ло и 1874 го­ду; что за­тем по­сле­до­ва­ла жат­ва и еще бо­лее яр­кий свет про­лил­ся на Сло­во Бо­га. Об­ра­тим, по­это­му, вни­ма­ние на сло­ва Ии­су­са: «Кто же вер­ный и бла­го­ра­зум­ный раб, ко­то­ро­го гос­по­дин его по­ста­вил над слу­га­ми свои­ми, что­бы да­вать им пи­щу во вре­мя? Бла­жен тот раб, ко­то­ро­го гос­по­дин его при­шед най­дет по­сту­паю­щим так» (Мф. 24:45—46).

Че­рез два ме­ся­ца жур­нал за 1 мая 1922 го­да про­дол­жил кам­па­нию, на­прав­лен­ную на то, что­бы раз­гро­мить вся­кие по­пыт­ки под­верг­нуть со­мне­нию уче­ния ор­га­ни­за­ции; бы­ла упот­реб­ле­на та же так­ти­ка.

ПЛО­ДЫ ЧЕС­ТО­ЛЮ­БИЯ

То и де­ло по­яв­ля­ет­ся кто-ни­будь, кто сле­до­вал за Гос­по­дом, по край­ней ме­ре в те­че­ние не­ко­то­ро­го вре­ме­ни, у ко­го есть в не­ко­то­рой ме­ре кра­со­та ума и ха­рак­те­ра, и, воз­мож­но, лич­но­сти, но кто слиш­ком серь­ез­но се­бя вос­при­ни­ма­ет. Та­кой че­ло­век ус­пеш­но убе­ж­да­ет се­бя, что Гос­подь на­зна­чил его за­бо­тить­ся о Божь­их ве­щах, при­звал его вы­вес­ти на­род Бо­га из пус­ты­ни. И, идя по это­му пу­ти, он при­хо­дит к вы­во­ду, что Гос­подь ошиб­ся, ко­гда вы­брал Бра­та Рас­се­ла для этой це­ли, и это со­мне­ние ве­дет поз­же к вы­во­ду, что Брат Рас­сел во­все не был «тем вер­ным ра­бом». Он на­чи­на­ет со­мне­вать­ся в том, что пи­сал Брат Рас­сел, и го­во­рит об этом. Те­перь он уже пре­неб­ре­га­ет Сло­вом Гос­по­да, ко­то­рое го­во­рит: «На­дей­ся на Гос­по­да всем серд­цем тво­им, и не по­ла­гай­ся на ра­зум свой. Во всех пу­тях тво­их по­зна­вай его, и он на­пра­вит сте­зи твои».

От­вер­гая это пре­дос­те­ре­же­ние, и на­хо­дясь под ру­ко­во­дством про­тив­ни­ка, он убе­ж­да­ет се­бя, что его свя­щен­ная обя­зан­ность со­сто­ит в том, что­бы раз­ру­шить все, че­му учил Брат Рас­сел, и са­мо­му на­пра­вить взгляд церк­ви в пра­виль­ном на­прав­ле­нии. Он пи­шет ра­бо­ту и схе­мы в под­держ­ку сво­его взгля­да. Он раз­да­ет их дру­гим, и ко­гда ему да­ют со­вет, что его взгля­ды не­вер­ны, он вос­при­ни­ма­ет это так, что дру­гие не да­ют си­ять его све­ту, и он иг­но­ри­ру­ет этот со­вет. Он так впе­чат­лен мыс­лью, что ему нуж­но учить лю­дей и раз­ру­шить то, че­му учи­ли пре­ж­де, что он на­чи­на­ет опуб­ли­ко­вы­вать свои взгля­ды и рас­сы­лать их по­свя­щен­ным. Его ар­гу­мен­ты ка­жут­ся убе­ди­тель­ны­ми для тех, кто изу­ча­ет их толь­ко по­верх­но­ст­но, и в осо­бен­но­сти для тех, кто за­был, че­му они уже нау­чи­лись. В умах чи­таю­щих по­яв­ля­ют­ся со­мне­ния. Те­перь на­чи­на­ет­ся ис­пы­та­ние.

Пре­дан­ность уче­ни­ям Об­ще­ст­ва, по­лу­чен­ным от Рас­се­ла, при­рав­ни­ва­лась к пре­дан­но­сти Бо­гу и Хри­сту. От­верг­нуть уче­ния Рас­се­ла — зна­чит от­верг­нуть Хри­ста. Это по­ра­зи­тель­ное ут­вер­жде­ние при­во­ди­лось в том же вы­пус­ке «Сто­ро­же­вой баш­ни»:

Ии­сус дал яс­но по­нять, что во вре­мя его вто­ро­го при­сут­ст­вия у не­го бу­дет сре­ди церк­ви вер­ный и бла­го­ра­зум­ный слу­жи­тель, ко­то­рый от не­го бу­дет раз­да­вать до­му ве­ры пи­щу во вре­мя. Есть не­смет­ное ко­ли­че­ст­во сви­де­тельств о вто­ром при­сут­ст­вии Гос­по­да, о вре­ме­ни жат­вы, и о том, что по­ло­же­ние это­го слу­жи­те­ля за­нял Брат Рас­сел. Это не в ко­ей ме­ре не яв­ля­ет­ся по­чи­та­ни­ем че­ло­ве­ка. Не име­ет зна­че­ния, кем был Чарлз Т. Рас­сел — док­то­ром, по­мощ­ни­ком ка­мен­щи­ка или про­дав­цом ру­ба­шек. Свя­той Петр был ры­ба­ком, Свя­той Па­вел за­кон­ни­ком. Но это не име­ет зна­че­ния. Пре­вы­ше все­го бы­ло то, что эти муж­чи­ны бы­ли из­бран­ны­ми со­су­да­ми Гос­по­да. Ка­ко­ва бы ни бы­ла про­фес­сия Бра­та Рас­се­ла на зем­ле, он был слу­жи­те­лем Гос­по­да. Зна­чит, от­вер­гать его и его труд, это то же са­мое, что от­вер­гать Гос­по­да, на ос­но­ва­нии из­ло­жен­но­го вы­ше прин­ци­па.

Точ­но та­кой же тип рас­су­ж­де­ния ис­поль­зо­вал­ся и пол ве­ка спус­тя, в 1980-х го­дах, при осу­ж­де­нии так на­зы­вае­мых «от­ступ­ни­ков». И то­гда, и сей­час, хро­но­ло­гия иг­ра­ет важ­ную роль, яв­ля­ет­ся сво­его ро­да «про­вер­кой ве­ры» и ис­тин­но­сти чьих-ли­бо хри­сти­ан­ских убе­ж­де­ний. В этом же но­ме­ре «Сто­ро­же­вой баш­ни» вы­ска­зы­ва­лись пре­ду­пре­ж­де­ния о том, что со­мне­ния в сис­те­ме дат Об­ще­ст­ва, вклю­чаю­щей 1799, 1874, 1914 и 1925-го­ды, в ко­неч­ном ито­ге при­ве­дет к «от­вер­же­нию Бо­га и на­ше­го Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста и кро­ви, ко­то­рой мы бы­ли ис­ку­п­ле­ны». В ста­тье го­во­ри­лось:

Сно­ва на­чи­на­ет­ся ис­пы­та­ние. Сей­час ис­пы­та­нию под­вер­га­ет­ся хро­но­ло­гия. И, про­дол­жая дви­гать­ся в том же клю­че в про­ти­во­дей­ст­вии и со­мне­ни­ях, мож­но бу­дет уви­деть, что че­ло­век ста­нет со­мне­вать­ся во вто­ром при­сут­ст­вии Гос­по­да, во вре­ме­ни жат­вы, в долж­но­сти «вер­но­го ра­ба» и в том, кто ее за­нял, в сви­де­тель­ст­вах о кон­це ми­ра, в том, что цар­ст­во по­лу­чи­ло власть, что вос­ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка близ­ко, и, в кон­це кон­цов, это при­ве­дет к от­вер­же­нию Бо­га и на­ше­го Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста и кро­ви, ко­то­рой мы бы­ли ис­ку­п­ле­ны.

Сно­ва и сно­ва в вы­пус­ках «Сто­ро­же­вой баш­ни» при­вле­ка­лось вни­ма­ние к хро­но­ло­гии Об­ще­ст­ва, с пре­неб­ре­же­ни­ем го­во­ри­лось о лю­бых сви­де­тель­ст­вах, ко­то­рые бы ей про­ти­во­ре­чи­ли, и пре­воз­но­си­лась точ­ность соб­ст­вен­ной сис­те­мы дат ор­га­ни­за­ции. Ты­ся­ча де­вять­сот че­тыр­на­дца­тый год был лишь од­ной из дат, и «Сто­ро­же­вая баш­ня» на­стой­чи­во ут­вер­жда­ла, что все да­ты (и свя­зан­ные с ни­ми обе­ща­ния) яв­ля­лись вер­ны­ми, бы­ли ре­зуль­та­том ру­ко­во­дства Бо­га, по­это­му, ко­неч­но, нель­зя бы­ло со­мне­вать­ся ни в од­ной из них. Вот от­ры­вок из «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 15 мая 1922 го­да (англ.):

ХРО­НО­ЛО­ГИЯ

У нас нет аб­со­лют­но ни­ка­ких со­мне­ний в от­но­ше­нии хро­но­ло­гии и дат 1874, 1914, 1918 и 1925 го­дов. Не­ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что на­шли но­вый свет в свя­зи с пе­рио­дом «се­ми­де­ся­ти лет за­пус­те­ния» и из­ра­иль­ско­го пле­на в Ва­ви­ло­не, и они рев­но­ст­но ста­ра­ют­ся до­ка­зать дру­гим, что Брат Рас­сел оши­бал­ся.

Апо­стол Иа­ков за­ве­ря­ет нас, что «ес­ли у ко­го из вас не­дос­та­ет муд­ро­сти, да про­сит у Бо­га, даю­ще­го всем про­сто и без уп­ре­ков, — и да­ст­ся ему». Мы ве­рим это­му обе­ща­нию и еже­днев­но про­сим о не­бес­ной муд­ро­сти и бла­го­да­ти и пра­виль­ном ру­ко­во­дстве. Мы так­же ве­рим, что мо­лит­вы свя­тых еже­днев­но воз­но­сят­ся к пре­сто­лу не­бес­ной бла­го­да­ти с прось­ба­ми о Божь­ем ру­ко­во­дстве в том, что бу­дет опуб­ли­ко­ва­но в «Сто­ро­же­вой баш­не», и мы очень це­ним этот факт.

Чи­та­те­лей пре­ду­пре­ж­да­ют, что­бы они не слиш­ком бы­ст­ро ве­ри­ли сви­де­тель­ст­вам, ко­то­рые пред­ла­га­ет свет­ская ис­то­рия, ес­ли та­кие ис­то­ри­че­ские дан­ные не сов­па­да­ют с хро­но­ло­ги­ей Об­ще­ст­ва. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на за­клю­чи­тель­ные сло­ва в сле­дую­щем аб­за­це:

Ино­гда да­же их са­мые луч­шие «ав­то­ри­те­ты», та­кие как, на­при­мер, Ио­сиф Фла­вий и Пто­ле­мей, ока­зы­ва­ют­ся не­на­деж­ны­ми. Эти ис­то­ри­ки жи­ли в пер­вом и вто­ром сто­ле­тии по­сле Хри­ста. У них бы­ли труд­но­сти с со­став­ле­ни­ем сво­их тру­дов, по­то­му что у них не бы­ло воз­мож­но­сти со­брать все дан­ные. Не­со­мнен­но, в сво­их ог­ра­ни­чен­ных об­стоя­тель­ст­вах они сде­ла­ли все, что бы­ло в их си­лах. Об­ще­при­знан­но, что они яв­ля­ют­ся од­ни­ми из луч­ших свет­ских ис­то­ри­ков. Обыч­но пи­са­те­ли-ис­то­ри­ки чер­па­ют у них и у дру­гих оп­ре­де­лен­ные да­ты; но что об­ще­при­знан­но, не обя­за­тель­но яв­ля­ет­ся аб­со­лют­но точ­ным. Од­на­ко, для то­го, что­бы впе­чат­лить чи­та­те­лей ве­сом сво­ей муд­ро­сти, эти вы­во­ды час­то де­ла­ют­ся в уве­рен­ной ма­не­ре, и ис­сле­до­ва­те­ли склон­ны при­ни­мать их за чис­тую мо­не­ту, не про­во­дя бо­лее глу­бо­ких ис­сле­до­ва­ний.

Срав­ни­те это по­след­нее вы­ска­зы­ва­ние с тем, в ка­кой ма­не­ре са­ми ав­то­ры «Сто­ро­же­вой баш­ни» при­зы­ва­ют при­нять их сис­те­му дат:

ЗА­ПЕ­ЧА­ТА­НО БОЖЬ­ИМ ОДОБ­РЕ­НИ­ЕМ

Имен­но с та­кой точ­ки зре­ния бы­ли ус­та­нов­ле­ны эти да­ты: 1874, 1914 и 1918 го­ды; и Гос­подь ут­вер­дил и за­кре­пил 1914 и 1918 го­ды сво­ей пе­ча­тью, ко­то­рую не­воз­мож­но сте­реть. Ка­кое еще сви­де­тель­ст­во нам нуж­но?

Ис­поль­зуя ту же мер­ку, на­чи­ная со всту­п­ле­ния де­тей Из­раи­ля в Ха­на­ан и от­счи­ты­вая 70 пол­ных цик­лов по 50 лет (это яс­но вид­но из то­го, что Ие­го­ва по­слал ев­ре­ев к Ва­ви­лон на 70 пол­ных лет), лег­ко об­на­ру­жить 1925 год, ско­рее все­го, осень это­го го­да, как на­ча­ло про­об­раз­но­го юби­лея. Со­мне­ний по по­во­ду 1925 го­да мо­жет быть не боль­ше, чем по по­во­ду 1914-го. Тот факт, что в 1914 го­ду ис­пол­ни­лось не все, что не­ко­то­рые жда­ли, ни на йо­ту не ме­ня­ет хро­но­ло­гию. Убе­див­шись, что эта да­та столь зна­чи­тель­но от­ме­че­на, ог­ра­ни­чен­но­му уму очень про­сто прий­ти к вы­во­ду, что во­круг нее долж­но со­сре­до­та­чи­вать­ся все, и по­то­му мно­гие склон­ны ожи­дать боль­ше, чем на са­мом де­ле пред­ска­зы­ва­лось. Так бы­ло в 1844-м, в 1874-м, 1878-м, и так же бы­ло в 1914-м и 1918-м. Ог­ля­ды­ва­ясь на­зад, мы мо­жем лег­ко уви­деть, что эти да­ты яс­но обо­зна­че­ны в Пи­са­нии, и Гос­подь не­со­мнен­но хо­тел, что­бы они обод­ря­ли его на­род, что и бы­ло на са­мом де­ле, а так­же для то­го, что­бы они по­слу­жи­ли для ис­пы­та­ния и от­сеи­ва­ния, ко­гда не ис­пол­ни­лось все, что ожи­да­ли. То, что в 1925-м го­ду мо­жет не ис­пол­нить­ся все то, что не­ко­то­рые ожи­да­ют, ни на од­ну йо­ту не из­ме­нит этой да­ты, так же, как это не из­ме­ни­ло и про­шлых дат.

Сно­ва все про­ва­лив­шие­ся ожи­да­ния в свя­зи с пре­ды­ду­щи­ми про­ро­че­ст­ва­ми о сро­ках при­пи­сы­ва­ют­ся Гос­по­ду, слов­но это он их со­об­щил, что он «не­со­мнен­но хо­тел», что­бы эти да­ты «обод­ря­ли его на­род». В том, что Бог или Хри­стос яко­бы бу­дут поль­зо­вать­ся ло­жью для то­го, что­бы обод­рять сво­их слу­жи­те­лей, не ви­дят ни­че­го стран­но­го. Од­на­ко в Пи­са­нии мы чи­та­ем, что «Бог есть свет, и нет в Нем ни­ка­кой тьмы»2. Пи­са­нию чу­ж­да мысль о том, что Бог или его Сын для ру­ко­во­дства хри­стиа­на­ми яко­бы поль­зу­ют­ся оши­боч­ны­ми уче­ния­ми. Это яв­ная по­пыт­ка на­па­де­ния на тех, кто под­вер­га­ет та­кие че­ло­ве­че­ские уче­ния со­мне­нию, так как та­ких лю­дей от­но­сят в ка­те­го­рию жа­лоб­щи­ков про­тив Бо­га.

Боль­шой упор де­лал­ся на то, что ес­ли из­ме­нить пред­ла­гае­мую хро­но­ло­гию хо­тя бы на один год, это ока­жет­ся для нее ро­ко­вым, «раз­ру­шит всю хро­но­ло­ги­че­скую сис­те­му», вы­дви­гае­мую Об­ще­ст­вом3. В дей­ст­ви­тель­но­сти, позд­нее са­мо Об­ще­ст­во су­ще­ст­вен­но ме­ня­ло боль­шин­ст­во сво­их дат, от­но­ся­щих­ся к со­бы­ти­ям до на­шей эры.