Франц Реймонд 21 страница
Конечно, это не значит, что каждый будет жить. Некоторые отвергнут повиновение Божьим законам. Однако те из злых людей, кто обратится к праведности и будет повиноваться праведности, будут жить и не умрут…
И в новой книге по истории, и в других изданиях, как например в «Пробудитесь!» за 1993 год, процитированном в предыдущей главе, организация стремится представить взгляд, будто внимание привлекалось к определенным датам просто ради «возможных ожиданий», что не было никакого догматизма или убежденности. В публикациях приводятся тщательно отобранные цитаты, в которых высказываются призывы к осторожности, отказ от непогрешимости или богодухновенности. Однако в чем по-настоящему состоит разница, когда, с одной стороны, люди целенаправленно употребляют фразу «во имя Иеговы», а с другой стороны, утверждают, что события, которые согласно их предсказаниям должны произойти в 1925 году, «основаны на обещаниях Слова Бога», так что на возвращение Авраама, Исаака и Иакова в 1925-м году можно не просто надеяться, но чего можно «с уверенностью ожидать»? Во имя кого они тогда так говорят? На каком основании они призывают читателей быть уверенными в этих обещаниях? И какая разница в том, чтобы, с одной стороны, утверждать, что ты являешься безошибочным, и твои слова не могут не исполниться, а, с другой стороны, утверждать, что, основываясь на Божьих обещаниях, «мы должны придти к уверенному и неоспоримому заключению о том, что миллионы ныне живущих [т.е. живущих в 1920-м году, когда была опубликована брошюра] никогда не умрут»? Разница будет только в выборе слов, но не в смысле этих слов, не в силе заявлений, и не в последствиях, которые произведут эти утверждения на сознание людей.
Эта информация легла в основу так называемой «Кампании „Миллионы“», двухлетней международной кампании с целью привлечь внимание к этой вести. Во всех крупных городах были воздвигнуты большие рекламные щиты со словами «Миллионы ныне живущих никогда не умрут». Эти старания поддерживались рекламой в газетах. Все публичные речи, с которыми в то время выступали представители Общества, сосредотачивались на этой теме.
В новой книге об организации эти заявления и эта обширнейшая, международная кампания, представлены просто как событие, представляющее исторический интерес. Тем не менее, провозглашаемые утверждения, по заявлениям Общества, были основаны не на мнении какого-нибудь человека, но на Слове Бога, и ввиду такой прочной обоснованности, заслуживали полного доверия. Ни в этой книге по истории движения Сторожевой башни, ни в других публикациях, не было сделано признаний того, какое сильное влияние это оказало на жизни и надежды людей, и какое сильное разочарование последовало после того, когда эти утверждения не сбылись. Не было высказано сожаления, что Слово Бога было сознательно «привязано» к предсказаниям, которые являлись ничем иным, как продуктом человеческих рассуждений и воображения. Создается впечатление, что моральное значение этих факторов не имеет большого значения, что об этом можно серьезно не думать.
В 1921 году Рутерфорд опубликовал свою первую книгу в полном смысле этого слова, которая называлась «Арфа Божия» [The Harp of God]. В ней подтверждалась уверенность Общества в том, что с 1799 года начались «последние дни» и что в 1874 году Христос начал свое «невидимое присутствие». В приводимых ниже отрывках обратите внимание на то, как характерные для того времени учения были представлены в качестве «неопровержимого» свидетельства в поддержку этих дат.
С. 236 [русское издание с. 231]
В данном случае мы желаем привлечь внимание к некоторым важным датам, а затем посмотреть в какой мере в эти сроки исполнились пророчества (если они вообще исполнились). Хронология, по меньшей мере в некоторой степени, зависит от точности подсчетов, и следовательно, всегда возможны ошибки. Однако, исполнившиеся пророчества включают в себя ряд физических фактов, которые существуют в настоящее время, и они ясно определены. Они предстают как молчаливые свидетели, чье показание должно быть принято, как неоспоримое.
400 Мы не должны смешивать, но, более того, мы должны ясно различать две даты, а именно, начало «конца времени» и «присутствия Господа». «Конец времени» охватывает период времени от 1799 года по Р. Х., как указано выше, и до момента окончательного свержения сатанинской империи и установления Царства Мессии. Время второго присутствия Господа определяется 1874 годом, как установлено выше. Последний период находится в пределах первого и, конечно, во второй половине периода, известного под именем «конец времени».
__________
404 С этого времени и впредь соответственно выросли знания по всем отраслям науки, по всем научным отделам. Обычная школа, которой папство всегда противилось, открыла возможность всеобщего образования и увеличения знания народного во всех отраслях жизни. Школы и университеты появились по всему миру. С увеличением знания по различным отраслям пришли многочисленные изобретения, находящиеся теперь в распоряжении человеческом, как машины, сберегающие время, труд и т. д.
405 До 1799 года пути сообщения были таковы, что человек втечение [sic] дня мог покрыть лишь небольшое расстояние. Он мог передвигаться лишь при помощи повозки, запряженной лошадьми или волами, или пешком; направляясь в морское путешествие, он должен был пользоваться парусным судном, которое шло очень медленно. В 1831 году был изобретен первый паровоз. И в отношении передвижения был сделан столь замечательный успех, что в настоящее время можно путешествовать очень быстро, по железной дороге, в любой части земли. Позднее появились электрические моторы, электрические и газовые автомобили; и в настоящее время количество путешественников в любой части мира достигло колоссальной цифры. Передвижение со скоростью 75 и 100 верст в час не представляет теперь ничего особенного; в частности, последнее особенно верно в отношении летательных машин, этого новейшего изобретения.
406 Вот это время Божий пророк называет «днем приготовления Божия.» В книге Наума — 2:1—6 — пророк записывает свое видение о железнодорожном поезде, мчащемся с величайшей скоростью, как еще одно доказательство дня приготовления к установлению Царства Христова.
407 В 1844 году был изобретен телеграф, а позднее — телефон. При установке этих изобретений вначале пользовались проволокой и при помощи электричества вести разносились по всему миру; но теперь, благодаря позднейшим изобретениям, обходятся без проволоки, и при помощи особых аппаратов вести посылаются через воздух по всему миру.
408 Сильное умножение ведения и усиленное передвижение людей по всему миру бесспорно устанавливают факт исполняющегося пророчества, предрекающего «конец времени.» Эти физические факты не могут быть оспариваемы и достаточны для того, чтобы убедить любой рассудительный ум в том, что мы пребываем в «конце времени» с 1799 года.
409 Вторую половину «конца времени» Иисус называет временем жатвы, ибо Он сказал: «жатва есть кончина века.» Он заявил, что Он будет присутствовать в это время. С 1874 года начинается время второго присутствия Господа, как установлено выше. Апостол Павел, перечисляя многие вещи, совершенные по отношению к Израилю, заявляет, что это «описано в наставление нам, достигшим последних веков». (1 Кор. 10:11) Следовательно, должно предположить, что эти вещи будут доступны пониманию в «конце времени».
410 Данное Господом описание солнца, восходящего на востоке и сияющего к западу, что должно произойти во время Его присутствия, есть дальнейшее доказательство усиления света во время Его присутствия; и это, совершилось в точности, как предсказано. Рабочий класс был всегда попираем и подчинен финансовым, духовным и политическим князьям. В 1874 году, в год второго присутствия нашего Господа, была создана первая рабочая организация в мире. С этого времени свет увеличился с поразительной силой, а изобретения и открытия были так многочисленны, что перечислить их всех было бы слишком много для нас, и мы приведем лишь некоторые из тех, что появились после 1874 года и служат лишним доказательством присутствия Господа с этого момента, а именно: счетные машины, аэропланы, алюминий, антисептическая хирургия, искусственные краски, автомобили, колючая проволока, велосипеды, самозаписывающие кассы, целлулоид, школы по переписке, сливочные сепараторы, исследование неизвестных областей Африки, дисковые плуги, Божественный план веков, динамит, электрические дороги, пайка электричеством, аппараты для варки пищи без огня, газовые машины для сбора жатвы, газовое освещение, индукционные моторы, линотипы, машины для изготовления спичек, монолиты, кинематограф, открытие Северного полюса, прорытие Панамского канала, Пастеризация, железнодорожная сигнализация, Рентгеновские лучи, машины для изготовления обуви, открытие Южного полюса, подводные лодки, радий, небоскребы, подземные дороги, бездымный порох, граммофоны, телефоны, пишущие машины, пылеочистители и беспроволочный телеграф.
Обратите в частности внимание, что после перечисления развития таких понятий, как Библейские Общества, увеличения количества колледжей и университетов, способов передвижения при помощи пара, электричества и бензина, появления телеграфа и телефона, что все это привело к огромному увеличению знания и передвижений, в книге, на странице 239 говорится:
[Эти «свидетельства»] бесспорно устанавливают факт исполняющегося пророчества, предрекающего о «конец времени». Эти физические факты не могут быть оспариваемы и достаточны для того, чтобы убедить любой рассудительный ум в том, что мы пребываем в «конце времени» с 1799 года.
Если мы говорим, что что-то «бесспорно устанавливает факт», что это «неоспоримая» правда, то это равнозначно тому, как если бы мы сказали, что в этом нет ошибки. Хотя в книге не было сказано, что все эти высказывания «безошибочны» — то есть не было употреблено именно это слово, но в реальности сделано заявление, значащее то же самое. А если кто-нибудь все же сомневался и его не удавалось убедить такими аргументами — что ж, ему просто не хватало «рассуждающего ума». Это также интеллектуальное устрашение: оружие, которым твердо обоснованной истине никогда не нужно пользоваться.
Какое бы «стимулирующее и освящающее влияние» не произвели эти новые предсказания и сильные заявления о старых датах, к 1922-му году, через 8 лет после 1914-го, уверенность многих людей в пророчествах Общества о конкретных сроках таяла. Методы, которыми воспользовалась штаб-квартира организации для преодоления проблемы, говорят о многом. Подобным же образом Общество будет действовать и позднее, после неоправдавшихся надежд в связи с 1975-м годом.
Вместо того, чтобы придерживаться более умеренных заявлений и более скромных взглядов на свое право действовать и говорить таким образом, организация стала гораздо настойчивее требовать подчинения принятой точке зрения, а заявления о точности ее хронологии стали еще более догматичными. О «преданности» учениям «верного и благоразумного раба» (тогда этот термин применялся совершенно определенно к Пастору Расселу) стали говорить со все возрастающей настойчивостью. Тех, кто подвергал сомнению хронологию Рассела (которая, в свою очередь, была основана на учениях Н. Х. Барбэра, Джона Акилы Брауна и других), считали людьми, у которых не только было мало веры, но и считающих себя слишком умными, гордыми, эгоистичными, честолюбивыми, своевольными, упрямыми, введенными в заблуждение противником, виновными в том, что они якобы отвергли Господа. Если кто-то был склонен больше доверять древним историческим свидетельствам, которые противоречили срокам организации, то о нем говорили, что он поверил «агентам империи Сатаны».
Если вам трудно в это поверить, посмотрите на высказывания, с завидным постоянством появлявшиеся в выпусках «Сторожевой башни» за 1922 и 1923 годы. Обратите внимание на частое употребление таких слов и фраз как «неопровержимый», «вне всякого сомнения правильный», «заверенный Богом», «явно и абсолютно верный», «неоспоримо установленный», «доказанный, несомненный факт», «божественного происхождения» — все эти понятия использовались для описания всей хронологической схемы, включающей 1799 год (начало последних дней), 1874 (начало невидимого присутствия Христа), 1878 (начало воскресения помазанников), 1881 (время, когда Господь полностью назначил Рассела своим домоправителем), а также 1914, 1918, и самую последнюю дату:1925 год, о которой было сказано, что у нее «столько же поддержки в Писании, как и у 1914 года». Для удобства читателя, некоторые места подчеркнуты.
Отрывок из «Сторожевой башни» за 1 марта 1922 года:
ВРЕМЯ ЖАТВЫ
Иисус сказал, что мир закончится жатвой, при которой он будет присутствовать, и что он тогда пошлет своих вестников для сбора своих избранных (Матфея 13:24—30; 24:31). Нужно ожидать, что во время жатвы Господь провел бы на земле какое-нибудь свидетельство, чтобы объявить, что его присутствие и жатва начались. Вот еще несколько дополнительных свидетельств, являющихся убедительными доказательствами этого; эти дополнительные физические факты, которые говорят громче всяких слышимых слов таковы: именно Брат Рассел объявил начало жатвы и присутствие Господина жатвы. Именно он первым пошел по земле и провозглашал: «Жатва началась, выходите в поле и трудитесь!». И тысячи других, принявших этот призыв, присоединились к нему в провозглашении этой вести.
Иисус ясно сказал, что во время его присутствия у него будет верный и благоразумный раб, которого он будет использовать для того, чтобы раздавать дому (веры) пищу во время. Каждый, у кого сегодня есть знание Божьего плана веков, должен правдиво ответить, что он получил эти знания, изучая Библию в связи с тем, что написал Брат Рассел; что до этого времени никто даже не знал, что у Бога есть план спасения. Каждый, кто сегодня радуется свету истины Слова Бога, понимает, что в истину его привел Господь, и Он раскрыл ее через служение и труд, которые Брат Рассел начал скоро после начала присутствия Господа.
Под заголовком «Мудрый Бога» (так описывался Рассел), в статье с пренебрежительностью говорится о тех, кто «думает, что у них больше мудрости, чем у других», и объясняется, что такие люди обычно «высказывают утверждения в догматичной форме». В абзацах, которые следуют ниже, приводятся «неопровержимые факты» о 1799-м и 1874-м годе. То, что у других называется «догматизмом», у авторов статьи, очевидно, является «искренним убеждением».
МУДРЫЙ БОГА
Был ли он мудрым? Если понимать это слово так, как его понимают в мире, особенно среди духовенства, то нет, он не был мудрым. И слава Богу. Если бы у него было больше мирской мудрости, как например у его поносителей, то Господь никогда бы не использовал его. Заметьте, что эти так называемые образованные священнослужители обвиняли его в том, что он не знал греческого или еврейского языков. Это обвинение верно. Факты показывают, вне всякого сомнения, что большинство тех, кто знает греческий или еврейский, слишком серьезно себя воспринимают. Они начинают думать, что они знают так много, что им нужно заявить о чем-то совершенно поразительном, чтобы нарушить то, что сделали другие. Они отклоняются от пути Господа и полагаются на свой собственный разум, что противоречит Его Слову (Притчи 3:5, 6). Они обычно говорят и пишут в такой манере, что обычному уму этого не понять; и они делают это в надежде превознести свою собственную мудрость в глазах других. Так как они думают, что у них больше мудрости, чем у других, они высказывают утверждения в догматичной форме, неважно, правда это или нет, в ожидании, что другие «проглотят» их слова, так как они не могут понять эту предполагаемую мудрость.
________
Неопровержимые факты, таким образом, показывают, что «время конца» началось и 1799 году; что второе присутствие Господа наступило и 1874 году; что затем последовала жатва и еще более яркий свет пролился на Слово Бога. Обратим, поэтому, внимание на слова Иисуса: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так» (Мф. 24:45—46).
Через два месяца журнал за 1 мая 1922 года продолжил кампанию, направленную на то, чтобы разгромить всякие попытки подвергнуть сомнению учения организации; была употреблена та же тактика.
ПЛОДЫ ЧЕСТОЛЮБИЯ
То и дело появляется кто-нибудь, кто следовал за Господом, по крайней мере в течение некоторого времени, у кого есть в некоторой мере красота ума и характера, и, возможно, личности, но кто слишком серьезно себя воспринимает. Такой человек успешно убеждает себя, что Господь назначил его заботиться о Божьих вещах, призвал его вывести народ Бога из пустыни. И, идя по этому пути, он приходит к выводу, что Господь ошибся, когда выбрал Брата Рассела для этой цели, и это сомнение ведет позже к выводу, что Брат Рассел вовсе не был «тем верным рабом». Он начинает сомневаться в том, что писал Брат Рассел, и говорит об этом. Теперь он уже пренебрегает Словом Господа, которое говорит: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум свой. Во всех путях твоих познавай его, и он направит стези твои».
Отвергая это предостережение, и находясь под руководством противника, он убеждает себя, что его священная обязанность состоит в том, чтобы разрушить все, чему учил Брат Рассел, и самому направить взгляд церкви в правильном направлении. Он пишет работу и схемы в поддержку своего взгляда. Он раздает их другим, и когда ему дают совет, что его взгляды неверны, он воспринимает это так, что другие не дают сиять его свету, и он игнорирует этот совет. Он так впечатлен мыслью, что ему нужно учить людей и разрушить то, чему учили прежде, что он начинает опубликовывать свои взгляды и рассылать их посвященным. Его аргументы кажутся убедительными для тех, кто изучает их только поверхностно, и в особенности для тех, кто забыл, чему они уже научились. В умах читающих появляются сомнения. Теперь начинается испытание.
Преданность учениям Общества, полученным от Рассела, приравнивалась к преданности Богу и Христу. Отвергнуть учения Рассела — значит отвергнуть Христа. Это поразительное утверждение приводилось в том же выпуске «Сторожевой башни»:
Иисус дал ясно понять, что во время его второго присутствия у него будет среди церкви верный и благоразумный служитель, который от него будет раздавать дому веры пищу во время. Есть несметное количество свидетельств о втором присутствии Господа, о времени жатвы, и о том, что положение этого служителя занял Брат Рассел. Это не в коей мере не является почитанием человека. Не имеет значения, кем был Чарлз Т. Рассел — доктором, помощником каменщика или продавцом рубашек. Святой Петр был рыбаком, Святой Павел законником. Но это не имеет значения. Превыше всего было то, что эти мужчины были избранными сосудами Господа. Какова бы ни была профессия Брата Рассела на земле, он был служителем Господа. Значит, отвергать его и его труд, это то же самое, что отвергать Господа, на основании изложенного выше принципа.
Точно такой же тип рассуждения использовался и пол века спустя, в 1980-х годах, при осуждении так называемых «отступников». И тогда, и сейчас, хронология играет важную роль, является своего рода «проверкой веры» и истинности чьих-либо христианских убеждений. В этом же номере «Сторожевой башни» высказывались предупреждения о том, что сомнения в системе дат Общества, включающей 1799, 1874, 1914 и 1925-годы, в конечном итоге приведет к «отвержению Бога и нашего Господа Иисуса Христа и крови, которой мы были искуплены». В статье говорилось:
Снова начинается испытание. Сейчас испытанию подвергается хронология. И, продолжая двигаться в том же ключе в противодействии и сомнениях, можно будет увидеть, что человек станет сомневаться во втором присутствии Господа, во времени жатвы, в должности «верного раба» и в том, кто ее занял, в свидетельствах о конце мира, в том, что царство получило власть, что восстановление человека близко, и, в конце концов, это приведет к отвержению Бога и нашего Господа Иисуса Христа и крови, которой мы были искуплены.
Снова и снова в выпусках «Сторожевой башни» привлекалось внимание к хронологии Общества, с пренебрежением говорилось о любых свидетельствах, которые бы ей противоречили, и превозносилась точность собственной системы дат организации. Тысяча девятьсот четырнадцатый год был лишь одной из дат, и «Сторожевая башня» настойчиво утверждала, что все даты (и связанные с ними обещания) являлись верными, были результатом руководства Бога, поэтому, конечно, нельзя было сомневаться ни в одной из них. Вот отрывок из «Сторожевой башни» за 15 мая 1922 года (англ.):
ХРОНОЛОГИЯ
У нас нет абсолютно никаких сомнений в отношении хронологии и дат 1874, 1914, 1918 и 1925 годов. Некоторые утверждают, что нашли новый свет в связи с периодом «семидесяти лет запустения» и израильского плена в Вавилоне, и они ревностно стараются доказать другим, что Брат Рассел ошибался.
Апостол Иаков заверяет нас, что «если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». Мы верим этому обещанию и ежедневно просим о небесной мудрости и благодати и правильном руководстве. Мы также верим, что молитвы святых ежедневно возносятся к престолу небесной благодати с просьбами о Божьем руководстве в том, что будет опубликовано в «Сторожевой башне», и мы очень ценим этот факт.
Читателей предупреждают, чтобы они не слишком быстро верили свидетельствам, которые предлагает светская история, если такие исторические данные не совпадают с хронологией Общества. Обратите внимание на заключительные слова в следующем абзаце:
Иногда даже их самые лучшие «авторитеты», такие как, например, Иосиф Флавий и Птолемей, оказываются ненадежными. Эти историки жили в первом и втором столетии после Христа. У них были трудности с составлением своих трудов, потому что у них не было возможности собрать все данные. Несомненно, в своих ограниченных обстоятельствах они сделали все, что было в их силах. Общепризнанно, что они являются одними из лучших светских историков. Обычно писатели-историки черпают у них и у других определенные даты; но что общепризнанно, не обязательно является абсолютно точным. Однако, для того, чтобы впечатлить читателей весом своей мудрости, эти выводы часто делаются в уверенной манере, и исследователи склонны принимать их за чистую монету, не проводя более глубоких исследований.
Сравните это последнее высказывание с тем, в какой манере сами авторы «Сторожевой башни» призывают принять их систему дат:
ЗАПЕЧАТАНО БОЖЬИМ ОДОБРЕНИЕМ
Именно с такой точки зрения были установлены эти даты: 1874, 1914 и 1918 годы; и Господь утвердил и закрепил 1914 и 1918 годы своей печатью, которую невозможно стереть. Какое еще свидетельство нам нужно?
Используя ту же мерку, начиная со вступления детей Израиля в Ханаан и отсчитывая 70 полных циклов по 50 лет (это ясно видно из того, что Иегова послал евреев к Вавилон на 70 полных лет), легко обнаружить 1925 год, скорее всего, осень этого года, как начало прообразного юбилея. Сомнений по поводу 1925 года может быть не больше, чем по поводу 1914-го. Тот факт, что в 1914 году исполнилось не все, что некоторые ждали, ни на йоту не меняет хронологию. Убедившись, что эта дата столь значительно отмечена, ограниченному уму очень просто прийти к выводу, что вокруг нее должно сосредотачиваться все, и потому многие склонны ожидать больше, чем на самом деле предсказывалось. Так было в 1844-м, в 1874-м, 1878-м, и так же было в 1914-м и 1918-м. Оглядываясь назад, мы можем легко увидеть, что эти даты ясно обозначены в Писании, и Господь несомненно хотел, чтобы они ободряли его народ, что и было на самом деле, а также для того, чтобы они послужили для испытания и отсеивания, когда не исполнилось все, что ожидали. То, что в 1925-м году может не исполниться все то, что некоторые ожидают, ни на одну йоту не изменит этой даты, так же, как это не изменило и прошлых дат.
Снова все провалившиеся ожидания в связи с предыдущими пророчествами о сроках приписываются Господу, словно это он их сообщил, что он «несомненно хотел», чтобы эти даты «ободряли его народ». В том, что Бог или Христос якобы будут пользоваться ложью для того, чтобы ободрять своих служителей, не видят ничего странного. Однако в Писании мы читаем, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»2. Писанию чужда мысль о том, что Бог или его Сын для руководства христианами якобы пользуются ошибочными учениями. Это явная попытка нападения на тех, кто подвергает такие человеческие учения сомнению, так как таких людей относят в категорию жалобщиков против Бога.
Большой упор делался на то, что если изменить предлагаемую хронологию хотя бы на один год, это окажется для нее роковым, «разрушит всю хронологическую систему», выдвигаемую Обществом3. В действительности, позднее само Общество существенно меняло большинство своих дат, относящихся к событиям до нашей эры.