Исторические типы науки (новоевропейский, современный)

 

Наука как целостный феномен возникает в Новое время (конец XVI - начало XVII вв.) вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный).

Хронологически период классического естествознания начинается примерно в XVI-XVII вв. и завершается на рубеже XIX-XX вв. Его можно разделить на два этапа: этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.) и этап зарождения и формирования эволюционных идей (до конца XIX - начала XX вв.). В свою очередь этап механистического естествознания условно подразделяется на две ступени: доньютоновскую и ньютоновскую. Первая охватывает период позднего Возрождения, и ее содержание фундировалось гелиоцентрически учением Н.Коперника (XV-XVI вв.). Вторая формировалась усилиями Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона.

В учении Галилея (XVI-XVII вв.) были заложены достаточно прочные основы нового механистического естествознания. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, однако, сам по себе он не дает достоверного знания. Такое знание достигается планомерным экспериментированием (реальным или мысленным), которое должно сопровождаться строгим количественно-математическим описанием. Галилей первым показал, что опытные данные не могут являться исходной площадкой для познания, поскольку они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Другими словами, опыт всегда опосредован определенными теоретическими допущениями, он не может не быть «теоретически нагруженным». Кеплер вошел в историю науки как один из создателей (наряду с П. Лапласом) классической небесной механики.

Что касается И. Ньютона, то в своем главном труде - «Математические начала натуральной философии» он сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера, обосновал содержание научного метода. Последний сводится к следующим основным «ходам мысли»:

а) провести опыты, наблюдения, эксперименты;

б) пользуясь методом индукции выделить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и добиться их объективной наблюдаемости;

в) выявить управляющие этими процессами фундаментальные закономерности, принципы;

г) произвести математическую обработку этих принципов;

д) путем дедуктивного развертывания построить целостную теоретическую систему фундаментальных принципов, то есть прийти к законам, имеющим всеобщий характер и неограниченную силу во всей Вселенной. С помощью этого метода впоследствии были сделаны многие важные открытия в науках.