Западная и восточная средневековая наука.

Развитие логических норм мышления в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Постигнуть специфику средневековой науки можно лишь в контексте культуры Средних веков, которую именуют эпохой высокой религиозной духовности. Концептуальные представления и методологические средства науки этого периода были фундированы основными идеями христианского (на Западе) и исламского (на Востоке) мировоззрения, выросших на почве фундаментальной установки «творения из ничего». Указанные идеи обрели в средневековом познании форму универсальных мироистолковывающих принципов (теоцетризм, креационизм, телеологизм, иерархизм, символизм, финитизм), логических категорий (подобие, сходство, совершенство), понятий (соперничество, симпатия, аналогия).

В соответствии с догматом творения: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» процесс познания вещи заключался в обращении к исследованию выражающего ее понятия, зафиксированного в тексте. Поскольку наиболее представительными выступали сакральные тексты, то инструментом познания являлась экзегетика – искусство истолкования священного писания. Оно породило внеопытный стиль умозрительной средневековой науки, заключавшийся в бесплодном теоретизировании. В соответствии с ним сложились методы средневековой науки - компиляция, систематизация, классификация, комментарий, способы выражения полученного знания - словник, сумма, энциклопедия, колларий, бестиарий.

Схоластическое теоретизирование вкупе с теоцентристским отождествлением слова и вещи требовало от его носителей навыков тщательного изложения хода своей мысли. Кроме того, истолковывающая деятельность объективно порождала ситуацию спора, разномыслия, а, значит, и способность обосновывать собственную точку зрения, умение правильно рассуждать. При всей своей содержательной бессмысленности (с позиций поиска объективной истины) разработка приемов обоснования и доказательства способствовала развитию логики.

Несмотря на мистико-теологический характер средневековой науки, понимание ее как полного застоя и даже деградации интеллектуальных устремлений людей является некорректным. В ее недрах развивались такие специфические области знания, которые выступили предпосылками возникновения классического естествознания. Это астрология, алхимия, натуральная магия и зародыши экспериментальной науки Нового времени.

В начале XIII в. в Европе возникают центры, в которых ведется активная научная деятельность. Прежде всего, это был Оксфордский университет, где трудился Роберт Гроссетест. Его научные интересы концентрировались вокруг вопросов оптики, математики, астрономии. Не менее заметная фигура - Роджер Бэкон - автор многих физических экспериментов, научных и технических идей, первооткрыватель закона отражения и преломления света.

На арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В городах арабского халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Труды ученых разных стран переводились на арабский язык. Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии (Аль-Батани, Аль-Бируни, Улугбек), десятеричной системы счисления (Аль-Хорезми), оптики (Аль-Газен).

Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные), но в процессе этих многовековых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера). Эта деятельность способствовала возникновению экспериментального естествознания.

Дисциплинарное членение науки берет свое начало в Средневековье. Именно в средневековых университетах сложилась четкая дисциплинарная организация знания и тесно взаимосвязанная с ней дисциплинарная организация учебного процесса. В это время процесс обучения осуществлялся в двух основных формах: лекции и диспуты. Содержанием лекций было чтение вслух и комментирование канонических текстов, в основном текстов Священного писания. Диспут являлся основным средством закрепления знаний, он проводился по строгим правилам и нормам и представлял собой ритуализированную форму общения.