Закономерности осуществимости систем.

Проблема осуществимости систем является наименее исследованной. Рассмотрим некоторые из закономерностей, помогающие понять эту проблему и учитывать ее при исследовании, проектировании и организации функционирования систем.

Эквифинальность.

Эта закономерность характеризует как бы предельные возможности систем. Берталанфи, предложивший этот термин, определил ее как

«способность, в отличие от состояния равновесия в закрытых системах, полностью детерминированных начальными условиями, … достигать не зависящего от времени состояния, которое не зависит от ее начальных условий и определяется исключительно параметрами системы».

Так, живые организмы по мере эволюции усложняются, и в разные периоды их жизни можно наблюдать различные состояния эквифинальности. В наибольшей мере это проявляется у человека.

Потребность во введении понятия эквифинальности возникает, начиная с некоторого уровня сложности систем. Берталанфи не получил ответы на вопросы: какие именно параметры в конкретных условиях обеспечивают эквивалентность? Как проявляется закономерность эквивалентности в сообществах, в организационных системах? и т. п. Однако закономерность заставляет задуматься о предельных возможностях организмов, создаваемых предприятий, систем управления отраслями, регионами, государством.

В качестве примера можно рассмотреть следующие основные уровни, состояния эквифинальности:

материальный уровень, который определяется врожденными потребностями и программами человека (например, самосохранения, т.е. поесть, поспать, одеться, иметь разного рода материальные блага);

эмоциональный уровень (доступные развлечения, эстетическое восприятие мира, потребность в проявлении и реализация чувств и т. п.);

семейно-общественный уровень (реализация программы продолжения рода, создания условий для воспитания потомства, ассоциирующихся традиционно с семьей, семейно-общественным укладом жизни);

социально-общественный, (определяемый соответствующими правилами сообщества, закрепленными в законодательстве, этических нормах, традициях и т. п.);

интеллектуальный, для которого характерна система ценностей, ориентированная, главным образом, на развитие творческих способностей личности.

Эти уровни (и соответствующие им приоритеты )различны у разных людей; проблемы, с ними связанные, могут занимать различное по степени важности место и у различных народов, и у одного и того же народа по мере его развития, и даже у одного и того же человека.

Особый интерес представляют исследования возможных уровней существования социально-общественных систем, что важно учитывать при определении целей развития социума и его образований – города, региона, государства. При этом согласовать противоречивые точки зрения в таких сложных системах помогает системный анализ, который сочетает формальные и неформальные методы, использует интуицию и опыт ЛПР – носителей системы ценностей, способных разрешать противоречия с учетом здравого смысла, необходимости сохранения человечества, региона, страны, планеты Земля.