Глава третья
О познании философском
§ 23.
Все те, которые познание имеют вещей одно только историческое, хотя и знают подлинную о вещи какой правду, однако ж не так, как подлинную. Они буде что знают, то, конечно, не инако, как через опыт, а опыт не знание делает в человеке, но только о том или о сем уверяет его. Например, что пар кверху поднимается, и что он из воды и воздуха состоит, то самая правда, но тот, кто оную знает оттого только, что он действительно сие видел, не так знает, чтоб он подлинно сию правду не видавши еще опыта, нашел разумом своим. Философ, напротив того, через свое рассуждение может знать, надлежит ли сему верить или нет. Кратко сказать, кто знает по-исторически, тот не знает, да только верит. Знает, что сие бывает, и видит, да не знает, для чего. Опыт верить его заставляет, а не знать. Почему видим, что одни, буде что знают, по случаю знают, а другие по разуму, то есть одни знают просто, другие – с причиною. Чего ради конечно одни другим разумом своим предпочинены быть должны. Знать вещь какую через разум и рассуждение не только есть честнее, нежели через один опыт, но и полезнее, ибо мы, когда причину какой вещи знаем, то не довольствуемся тем, но желаем еще больше знать, и такое знание возбуждает в нас всегда любопытство. Напротив того, тот, кто только через познание историческое о чем уведомился или через опыт, не только не имеет любопытства дале рассуждать, но еще часто случается, что довольствуясь одним опытом, прочее рассуждение все презирает. Видим многих, которые кричат: “На что астрономия? На что математика? На что прочие науки? Мы де и без астрономии затмения видели и без дальних доказательств вычет сделаем”. От чего сие бывает? От того, что такой человек, получив знание через известие какое, например о затмении через календарь, а о счетах через простую арифметику, и иное все понял, не представляя себе никаких тому причин, следовательно, он не ведая, как то или другое делается, не имеет дале ни побуждения, ни охоты рассуждать, а часто и не знает, осталось ли что дале о том ему знать, потому что всякий человек к неведомому никакого желания не имеет. Но тот, кто уже столько знает астрономии, что умеет вычесть, когда затмению случаться надобно, конечно знает и причины оного. И потому не можно об нем сказать, чтоб он дале не имел любопытства о сем рассуждать, а особливо когда и сам за собою видит, что ему еще не все причины известны, что наипаче в таком случае легко за собою усмотреть может. Те, напротив того, которые о причинах думать не починали, и того, я чаю, не знают, есть ли тому или сему причина. Чего ради тем меньше дале стараются рассуждать, а думают про себя, что коли увидели и поняли то, что Луна затмевается, то им уже больше не остается думать о Луне, и что они уже все то знают, что о Луне знать надлежит. Я в пример взял случай один астрономический или физический, а тоже самое почти и во всех науках случается.
§ 24.
Все то, что я в первой главе предложил, показывает, сколь мало в человеке делает знания познание историческое, как простое, так и осмотрительное, хотя на оное смотрим особливо, хотя снося с философским и математическим. Последнее больше ещеувидим на следующих. Мне кажется, что и удовольствия такого, которое подлинно особливое нечто в душе нашей производят из познания исторического, иметь не можно. Наше удовольствие из совершенства всегда происходит. Когда что видим или в себе совершенное или в ином чем, то и удовольствие тогда в себе чувствуем, о чем со временем в правилах нравоучительных показано быть может. Но познание историческое сколь много есть само в себе не совершенно, о том уже выше показано. Итак, в познании историческом, в котором совершенства не видим, нет и удовольствия. Не можно сказать вовсе, чтоб познание историческое было не нужно, ибо в тех только науках, мне кажется, оное не нужно, в которых от самого начала доказывать невозможно, но таких очень мало. Яснее теперь понять можно познание философское, к которому я приступаю. С тем намерением я нарочно об историческом пространнее говорил, чтоб кратче можно было сказать о философском, потому что многое рассуждение из преждепоказанного само собою следует. Главное действие есть в познании философском – находить подлинные причины из понятий отдельных. Что мы называем философиею? Философиею называем и изъясняем науку, которая в себе заключает действие разума такое, через которое кто может предложение некоторое, из праведных и прямых начал законными следствиями доказать, или называем такое знание, через которое можем вещи доказывать через ее причины, или от известных вещей знать их неизвестные, чего ради обыкновенно ученые люди говорят: философ – ничто без доказательств.
§ 25.
Невозможно праведной причины ничему дать, как только надобно о тех явлениях или вещах, которые доказываем, наперед иметь в разуме понятия определенные. Все то, что действительно или случайно быть может, [должно] иметь довольную свою причину, для которой оно или действительно так, или случайно быть может, и для которой так, а не иначе, есть и бывает. Сего я теперь не доказываю, с тем намерением, что в следующих частях книги сея, а особливо в главах при окончании сей части, показано будет. Познание довольной причины есть то, когда объявляем такую причину, из которой заключается, для чего что действительно есть или случайно быть может, и для чего сим, а не иным образом. И сие то называется познание философское. Следует из сих праведных положений, что нет в свете такого предлога, какой бы он ни был, при котором не можно иметь познания философского. Я здесь говорю и о таких вещах или делах, которых мы не знаем довольной причины, однако ж разумею, что довольная причина быть должна, хотя мы оные за слабостью нашей остроты понимать не можем. К тому же, находятся и такие вещи, которых причины хотя и суть, однако ж от силы разума человеческого утаены и исследованы нами быть не могут, потому что выше нашего свойства, и нам не дано от Бога об оных подробно рассуждать, но через одно только показано откровение. В таком-то случае надобно памятовать всего, что разум человеческий небесконечный есть, но имеет свои пределы или границы, которые не дале человечества простираются. Итак, наше прежнее предложение через сие не разоряется, но ту же силу свою имеет, что всякая вещь должна иметь довольную свою причину, хотя не о всякой мы рассуждать можем и должны.
§ 26.
Я уже прежде сказал, что философское познание или должность философа в том состоит, чтоб умел причину дать феноменам или каким-нибудь явлениям из понятий отделенных. Но что сие есть, причину дать одной вещи из другой? Есть то, когда мы действие и силу одной вещи находим в другой, о которых вместе рассуждаем. Например, сплавливание металла от силы огня. Как мы можем причину дать тому, для чего золото, серебро и проч. расплывается на огне? Сей феномен, или явление, причину свою в том имеет, ежели мыо всякой вещи особливо станем рассуждать и находить понятия отделенные. То то есть самое, что я выше сказал, причину дать вещи одной из другой, или когда из тех свойств, которые мы понимаем в огне, толковать можем свойства те, которые понимаем в сплавливании металла. Чтоб сие толь легче сделать было можно, то надобно в обоих вещах части, знаки и свойства особливо познать и приметить. Тогда увидим, что нет ничего в произведении, что бы не согласовало с тем, что в причине находится в сплавливании. Мы примечаем, что металл или руда есть разжиженная, которая крепкое свое прежнее частице соединение, уступая силе огненной, оставила, и что, как некоторые думают, частицы оные в сильном тогда движении находятся. Огонь, мы знаем, что состоит их субтельнейших частиц, которые проходят в наималейшие скважины, или поры, по свойству своему. Итак, когда мы видим, что огонь есть столь субтелен, что в малейшие поры металлов, которые мы также в металлах приметили, проходить может, и металловые части, которые крепко соединены с собою, одну от другой разлучает и приводит в сильное движение, то и сплавливание есть нечто иное, как только частиц соединенных через помощь огня взаимное отделение, следовательно, мы причину нашли, рассуждая вещь одну из другой. То же самое можно понять и из примеров моральных или нравоучительных. Для чего, например, Полидора можно склонить к постоянству, а Гортенсия нет? Для чего один чувствителен, а другой нет? Для чего один завидит твоему счастию, а другой тем тебя от сердца поздравляет? Один сожалеет о твоем несчастии, а другой радуется? Спрашиваю теперь всему тому причины. Нетрудно тот будет найти, ежели на обе вины или на оба начала тому посмотрим, то есть рассматривать станем, кто Полидор и кто Гортенсий. И все одного приметы состояния, нрава и с ними прежнего обхождения, рассудив сношение и соравнение, сделаем с состоянием, нравом и обхождением прежним с нами Гортенсиевым. Таким образом, тотчас причину найдем, для чего один таков, а другой инаков.
return false">ссылка скрыта
§ 27.
Усмотреть можно такожде, что с одними тут темными понятиями и с понятиями конфузными ничего сделать не можно. Тот уже, кто философское познание имеет, сколько может, старается убегать от сумнительных и пустых слов. Он может всякое напрасное и сумнительное усмотреть и уничтожить, мысль свою ясно и раздельно предложить, к своему мнению других привести, очистить себя от объекций разных способно, и все то может рассудить, что противу его выдумано из одних только темных и конфузных понятий. Отчего без всякого сомнения и то следует, что познание философское делает в человеке через кратчайшее время больше разума и рассуждения в делах, нежели познание историческое. В познании историческом, как мы прежде сказали, надобно великого примеров повторения и долголетнего, дабы о вещи какой удостовериться. Но в познании философском, кто всякого дела и случая старается знать причину из обстоятельств и все примечания понимает порознь, тот легко видеть может, как одно из другого происходит по тех пор, пока он последний эффект или произведение найдет, о котором речь есть и которого искал причины. Такой человек способно может о всем судить вообще и основательно, хотя б что такое случилось, которое ему совсем дело новое, ибо он обо всем может делать понятия отделенные, и признаками особливыми всякую вещь особе отделять.
§ 28.
Однако ж не вовсе можем полагаться на познание философское. Как мы выше видели, что в познании историческом много знания нашлось, которое не может еще любопытства нашего удовольствовать так, как первое основание всем знаниям, и то познание философское многие в себе несовершенства имеет без математического. Без сомнения, познание человеческое само собою [может] великое уже благополучие в жизни человеческой принести, но математическое наибольше еще разум наш просвещает и всякие искомые правды к совершенству приводит. Мы можем еще показать беспримерное множество и таких случаев, в которых познанию историческому с познанием философским без математического ни по какой мере не обойтись не можно. Недовольно, например, знать, что через реку, ежели льдом покрыта уже, перевести тягость можно, а сие есть познание историческое, недовольно знать крепость льда, на которую бы надеяться было можно, и причины все его твердости рассудить, что называется познание философское, но надобно притом найти и пропорциональную толстоту льда, которая бы могла поднять тяжесть, что, собственно, уже касается познания математического. Ибо можно знать, что лед есть и что твердость его усмотрена, но ежели толстота неизвестна, то все действие стало неполезно. Я нарочно пример самый низкий и простой предлагаю, чтобы лучше только мог изъяснить, как соединяются часто все три познания, историческое, философское и математическое, так что одно без другого часто совсем неполезно. В таких маловажных случаях, какой я теперь предложил, и тому подобных, конечно, мы можем обойтись без нашего философствования, ибо повседневные примеры нас без нашего дальнего умствования учить могут и некстати всякому человеку, кто хочет перейти через реку, делать наперед вычет по-математически, поднимет ли его лед, по которому он идти хочет. Но я через такие примеры о трудных случаях разумею, в которых историческое знание недостаточно без философского, а часто и оба сии недостаточны без математического. Знают кажется те, которые шлюзы и плотины делают, какова сила, тяжесть или напор воды. Знают и архитекты, в чем состоит крепость строения, также и машинисты свои причины, от которых какое произойти может движение. Но отчего шлюзы и запруды прорываются с превеликим хозяйским убытком? Отчего домы падают, своды проламываются и часто внезапную смерть жителям наносят? Отчего те убытки происходят, которые уже от многих с превеликим потом потеряны, чтоб только найти вечное движение, что обыкновенно ученые люди называют Mobile perpetuum? Та ли тому причина, что меры будто угадать не могут или вычислить силы и количества не умеют. Мне кажется, что хотя бы кто при своих вышепомянутых искусствах и столько математики знал, чтоб оную способно употреблять мог при помянутых случаях: однако ж часто случается, что во время своего действия сии люди бывают нерадивы или не внимают того, сколько бы познание математическое им тут помогло. А нередко случается, что и способности к понятиям таким надлежащей не имеют. Для того многих мы у нас видим фонтанных мастеров, архитектов, механиков, которые ничего не делают, но починяют наугад. и буде им удастся, то окончив, счастием называют. В сем случае говорю только о неискусных мастерах и архитектах.
§ 29.
Напоследок можно уже из всего прежнего видеть, что мы правду подлинную знаем так только далеко, по коих мест простирается познание философское. Ежели, например, мы знаем, что вода в реке течет от одной стороны в другую, для того только, что вода, как тело текущее, свойственною своей тяжестью напирается по натуре всех тел вещественных к центру Земли и оттого верхняя ее часть нижнюю давит, а нижняя для покатого в одну сторону дна имеет место, куда уступать, то сию мы правду, что вода течь должна в реке в одну сторону, так только далеко знаем, пока наше философское о сем познание простирается и по коих мест правда сия с своими началами тесное соединение имеет. Но познав, что есть познание историческое, и что философское, во многих случаях сами усматриваем, что сии два знания, хотя и довольны сами по себе кажутся, однако ж часто от математического просвещены бывают. Чего ради приступим и к третьей части знания человеческого, то есть к познанию математическому.