Указание частей и глав книги сея
Часть первая. О должности и имени философа
Главы
1. О должности философа.
2. О познании историческом.
3. О познании философском.
4. О познании математическом.
5. Изъяснение слова философии.
Часть вторая. О начале и приращении философской науки даже до нашего времени
6. О философии варварской.
7. О философии греческой.
8. О философии Средних веков и Новой.
Часть третья. О средствах, надобных для управления разума нашего в исследовании истины
9. О бытии вообще и существе всех вещей особно.
10. О веществе и его различных образах.
11. О взаимности вещей, когда они одна без другой быть не могут, в которой изъясняется, что значит небытие и прямо ничто.
12. О возможном и невозможном.
13. О том, что необходимо надобно, и что по случаю только бывает.
14. О продолжении пребывания вещей и времени.
15. Что разуметь надобно через слово тожде или тождество.
16. О вине и от нее произведенных действиях, что у философов эффектом называют.
Конец первыя книги.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
О ДОЛЖНОСТИ И ИМЕНИ ФИЛОСОФА
Глава первая
О должности философа
Прежде, нежели правила логические и прочие части философии покажем, надлежит ясно и основательно знать, что значит сие слово философствовать. Что есть философ и чем рознится философия от всех других на свете вещей. Сколько в нашем народе о сей науке понятия, о сём не нужно пространно говорить. Многие оную называют уединённым житием, а философом того, кто от общества человеческого удалён, о котором, хотя он и ничего не делает, говорят: живет-де по-философски. Может быть, сие понятие о философе и философствовании имеет своё издалека произведенное начало: однако ж не к нашему намерению. Сие народное мнение или от недостатка книг, или, буде на других языках читать могут, от недостатка разумения происходит. Я не говорю здесь о всех вообще; ибо многие в нашем народе по сие время не только в философской науке довольное познание имеют, но и своё знание на природном языке другим сообщить бы могли, ежели бы их к тому или время допустить могло, или должность иная по званию их от того не отвращала. Сих ради причин я охотникам принял намерение сообщить краткое и сколько можно подлинное о сей науке известие, которое таким образом сочинил, чтобы могли оным и те пользоваться, которые не только что никаких наук не училися, но и языков чужестранных за неимением к тому случая не могли обучиться.
§ 1.
Чтоб кратче и способнее можно было понять, что значит слово сие философствовать, того ради я три знания наперед предлагаю: знать вещи просто бытность, знать бытности причину, знать причины количество и силу. Кто старается все сии три знания иметь, тот философствует, а тот, кто о какой-нибудь вещи все сии три знания получил, тот прямой философ. Но что сие есть знать просто бытность, бытности причину, причины силу и количество? Дело сие требует целой жизни человеческой, а всегда и того мало. Иппократ свои афоризмы начинает сим словом vita brevis, ars longa – жизнь краткая, а наука пространна. Удивительно, сколько разумы человеческие между собою в познании какой-нибудь вещи не согласны. Такое несогласие по тех пор продолжаться может, пока мы не разыскиваем о всякой вещи, что она? откуда? и для чего? сколь велика тому причина? Но к тому надобно иметь способ, который мы за начало и градус необходимо при всякой вещи рассуждать должны. Через способ я разумею помянутое выше тройственное познание, а через градус всякое познание особливо. От сего мы видим, что те, которые просто смотрят на вещи и просто слушают разные слова или речи, понимать совершенно ничего не могут, ежели сколько возможно к тому трёх помянутых знаний не присоединяют. Такому неразумению не вещь самая, на которую просто смотрим, и не речь, которую просто слушаем, причиною, да наше собственное о них непонятие, наше нерассуждение, наша тупая или иногда неприлежная мысль. Так, мы обыкновенно, когда кому приписываем о какой вещи знание, и говорим про него, что он лучше о сем знает, нежели другие, тогда розницу делаем и градусы не между вещьми, о которых они знают, да между их знаниями. Одного знание с другого знанием сносим, сравняем, повышаем, понижаем. Что мы тогда делаем, например, когда говорим про одного огородника, что он лучше садовые дела смыслит, нежели другой его брат? Не о садовых делах мы тут рассуждаем, то есть о земле, травах, деревах, но о его знании, ибо та же трава под его присмотром лучше вырастет, нежели под другого, чему причиною его в том большее искусство. Можно познание всякой вещи или о всякой вещи и речи внимание разделить на бесчисленные статьи или классы, которые могли быть немало между собою различны, полезны и примечания достойны. Но опасаюсь, чтоб подробными разделениями не сделать трудности ко вниманию. Ибо многочисленные разделения не обучающимся, но учащим полезны. Да и первый случай меня о науке философской говорить природным языком и читателя совсем нового допустить столь подробно слушать не может. К тому же наибольше смотреть надобно, дабы столь тонкие разделения не произвели ему скуки. Материя хотя и вкратце предложена быть имеет, однако ж на первой час великой от него требует терпеливости.
§ 2.
Многие находятся как на латинском, так и на французском и других языках писатели, которые старались понятию человеческому дать градусы или степени и оное разделили на классы: но в том наибольше себя отменил Чирнгауз[3]. Он, когда своего разума остроту употребил в то, чтоб разыскать, в чем состоит философская истина или, по его словам, философской истины болезнь: то нетрудно было многим узнать, что прежние философские знания или пустыми словами были наполнены, или знание в философии было только историческое. В «Логике» своей, которую он называет лекарством для мыслей, предлагает он тройственных математиков и тройственных философов.
§ 3.
Первыми математиками он тех называет, которые только еще знают одни математические разделения, означения слов или терминов и некоторые самые главные основания науки математической наизусть вытвердили. Таким же образом и философами действительными он тех называть не хочет, которые философии разделение, терминов силу и главные философские правила затвердили на память, а при том наук философских розницу, самой философии историю, то есть начало, порядок и всё её происхождение. Такие, как он говорит, самого первого степени суть философы, и потому философского ещё имени недостойны.
§ 4.
Другой род математиков есть целым степенем больше первого, а однако ж и тех ещё он не удостоил совершенными быть математиками, которые уже знают, что Евклид, Архимед, Аполлоний и другие древние математики в сей науке изобрели и что новые к тому авторы в сей науке присовокупили. Но ещё сами равномерным образом собою ничего нового изобрести не могут. На том же степени поставил философов тех, которые далее первых поступили. Они уже знают, какие старинных философов отом или о сём были мнения, какие новых, кто лучше о сём или о том рассуждает. Какие прибавления и приумножения в науке сей от времени до времени присоединены и тому подобное.
§ 5.
Вышними тех называет и совершенными, которые не только старых и новых математиков изобретения, хотя им и не истолкованы, находить и разыскивать собой могут, но и того, что ещё в математике темно и не исследовано осталось, разума своего собственною силою дойти могут. Потому же и философов, которые к такому совершенству пришли, что всё то, что ещё неизвестно в философии, но только бы человеческому уму было понятно, собственным своим разумом на свет так, как известное, произвести могут, и таких он почтил прямыми философами. Из таких людей во всех науках корпус академический всегда состоять должен, и они прямо называются академики, которым открыт талант и способность расширять науки в их роде и в их частях.
§ 6.
Мы видим теперь действительных математиков и действительных философов, хотя после о должности их прилежнее ещё рассмотреть будет должно. Главное моё в том состоит теперь намерение, чтоб дать понятие некоторое о науке философской тем, которые за незнанием чужестранных языков, на своём природном собственным прилежанием постигнуть что-нибудь захотят. Чего ради при вступлении в таковую материю сколько возможно удаляться надлежит от безвременной и бесполезной обширности в речах. О пользе сего разделения, кто знает латинский язык, смотри предисловие в «Логике» Чирнгаузовой, которую он назвал лекарством для мыслей, второго выхода в Лейпциге 1695 года.
§ 7.
Разделение его к тому служит, чтобы изъяснить, в чём состоит должность прямого философа. Ежели же прямо его мысль разумеет, то нет в свете и не бывало философа, который бы сим именем назваться мог по достоинству. Ибо он такие свойства прямому философу приписывает, которых кто бы каков себе не казался быть философ, никогда столь высокого совершенства не получит, чтоб мог сего имени удостоиться. Кто одни только изъяснения к вещам сыскивает, или умеет правило какое в науке философской сочинить, тот и по моему мнению в философии дале ничего не изобретает и потому он назваться учёным в таком разуме, в каком сие слово на других языках принимают, а не на нашем, не может. Многие у нас, не зная прямо должности философа или довольствуясь тем, когда они первый градус только философии поняли, о котором я прежде уже упомянул, льстят себя, что они концы философии уже постигли и слывут особливым латинским именем Consumati, по их же переводу совершенные, хотя по прямому не только их столь малое знание не просветило, но больше ещё замешания в голове сделало. Не сказал бы иной на вопрос “для чего огонь жарок?” – “Для того-де, что в нем жаркость есть”. Не думал бы он при том, что он сие ответствовал по логике, если бы, понявши помянутый низкий градус только философии, не вздумал про себя, что он и философию знает и философом отчасти можно ему называться. <...> Сия погрешность из обыкновения и по сие время ещё в академиях выйти не может, что не одни те, которые обучают философии, но и те, которые лишь только начали учиться, называются философами. Удивляются с жалостью новые философы тому состоянию философии, когда Аристотель дал всем образец и правило, из которого никто не должен был дале выступить, но тем только довольствоваться, что он вымыслил. Тогда за великого философа и того почитали, кто смог другому только последовать, ежели не сравниться, и когда превысить кого было не можно, тому почти божественную мудрость приписывали.
§ 8.
Сего разделения довольно было бы для познания, что есть должность философа, и что должность математика. Но я намерен предложить о философии вообще и нечто специальное. Всёмоё предприятие в том только особливую новость имеет, что я сколько возможно о философии не философскими словами буду говорить и предлагать оную таким порядком, чтоб не трудно было всякому разбирать, хотя бы кто и предводителя в том не имел. Надпись сея главы обязывает меня объявить здесь о должности философа, и для того примем троякое в философии познание. Первое историческое, второе философическое, третье математическое. В сём случае довольно нам будет того, когда сможем изъяснить мнение и мысли барона г. Вольфа, славного философских частей учителя нынешнего века. Он пространнее о сём пишет в большой своей «Логике», которую он называет «Philisophia rationalis»[4].
§ 9.
Познание историческое я называю простое известие, которое мы или от других имеем или сами собой усмотрели о вещи или действии каком, не ведая еще причины, для чего сие так, а не инако сделалось или кажется. Философское познание то, когда мы, о всем обстоятельно изведавши и имеючи понятия между собой отдельные о вещи или действии каком, скажем, для чего оно подлинно так, а не инако сделалось, то есть причину оного объявить в состоянии находимся. Математическое познание те имеют, которые знают определить количество и силу причины, а притом величину произведения измерять могут.
§ 10.
Тройственное вещей познание человеческое не в вещах мы ищем, как уже выше сказал я, но в разуме самом. Ибо об одной вещи три человека трояко знать могут, один будет знать его по-исторически, другой по-философски, а третий по-математически. Все мы знаем, что пары на воздух поднимаются, и то есть наше познание историческое. Философ говорит, что пар поднимается от тяжести окружающего воздуха, которая есть больше, нежели тяжесть пара, и что пар есть не что иное, как воздух, включенный в водяных пузырьках, который не может быть под низом той материи, которая его действительно тяжелее, и потому опускается книзу по свойству всех тел тяжелых, и то пространно и явственно толкует, в котором случае мы об нём говорим, что он о той же вещи познание имеет философское. Математиков есть должность, познав перво тяжесть воздуха, а после тяжесть воды, объявить, сколь велика пропорция между водой и воздухом, и притом какая пропорция в тяжести между паром и тою воздушною материею, в которой пар наверх поднимается, или, лучше сказать, всплывает. Также математик и ту пропорцию сыщет, какая состоит между пузырьком и воздухом, который в нём включен. Ибо, по видимому, воздух в пузырьке больше имеет силы, которою влечётся кверху, нежели водяной пузырёк тяжести, которая бы погрузить его могла. Но чтоб о познании историческом яснее все оного обстоятельства мог я предложить, то без сомнения должен о всех трех, как историческом, так философском и математическом, познаниях в особливых главах показывать, дабы познавши одно основательно, другие меньшим трудом могли окончить, ибо сие знание всей философии я почитаю за первое основание.