Продуктовая стратегия: разработка новых товаров и услуг
Компания может заполучить новый продукт (т.е. товар или услугу) двумя способами:
- разработав собственный новый товар;
- путем приобретения права на изготовление товара, разработанного другими.
Права на изготовление продукта фирма может получить посредством заключения договора о франчайзинге, поглощении или слиянии с другой компанией, либо путем приобретения патента или лицензии.
Разработка новых товаров своими силами осуществляется двумя путями:
- компания может разрабатывать новые товары самостоятельно — силами собственного подразделения, занимающегося исследованиями и новыми разработками;
- компания может заключить контракт на разработку с исследовательской организацией или фирмой, специализирующейся на разработке новинок.
Консультационная компания Booz, Allen & Наmiltоп подразделяет новые товары на шесть базовых категорий:
1. Мировые новинки — новые продукты, появление которых ведет к формированию особого рынка.
2. Новые товарные линии — новые товары, которые позволяют компании впервые выйти на определенный рынок (на котором уже есть игроки).
3. Расширения существующих товарных линий — новые товары, являющиеся дополнением к уже имеющимся у компании (новая расфасовка, наполнители и т.п.).
4. Усовершенствования существующих товаров — товары с улучшенными характеристиками или с более высокой, с точки зрения потребителя, ценностью, вытесняющие существующие продукты.
5. Результаты репозиционирования — уже существующие продукты, предназначенные для новых рынков или сегментов рынка.
6. Товары по сниженным ценам — новые продукты, которые обладают такими же свойствами, как и их предшественники, но стоят дешевле.
На сегодняшний день только 10% всех новых продуктов, которые появляются на рынке, являются действительно оригинальными и относятся к мировым новинкам. Их разработка и организация производства требуют наибольших затрат, сопряженных с повышенным риском, поскольку эти товары не знакомы ни компании, ни рынку. По этой причине усилия отделов НИОКР многих фирм направлены на усовершенствование существующих продуктов, а не на разработку действительно новых (в компании Sony, к примеру, улучшениями товаров занимаются 80% сотрудников отдела НИОКР).
Большинство компаний довольно редко выпускает новые товары. У некоторых новинки появляются время от времени, и лишь единицы занимаются инновациями на постоянной основе. К последней категории относятся такие научно-технические гиганты, как Sony, 3M, Dell Computer, Sun Microsystems, Oracle, Southwest Airlines, Maytag, Costco, Microsoft. Все они — лидеры биржевых котировок в своих отраслях. Эти компании буквально живут инновациями.
Проблемы, связанные с разработкой новых товаров.Как показывают исследования, в США неудачу терпят 95% новых потребительских товаров, в Европе — 90%.
Рассмотрим основные причины фиаско:
- несмотря на отрицательные результаты проведенного маркетингового исследования, руководитель компании «проталкивает» любимую идею;
- сама идея была хороша, но емкость рынка переоценена;
- готовый товар имеет конструктивные недостатки;
- новый товар был неудачно позиционирован;
- рекламная кампания оказалась неэффективной;
- установлена слишком высокая (или слишком низкая) цена;
- товару не было обеспечено грамотное распределение;
- затраты на разработку продукта оказались выше расчетных;
- ответный удар конкурентов был сильнее, чем ожидалось;
- состоялось неудачное растягивание бренда: имя известного бренда присвоили далекому по свойствам и предназначению продукту;
- новинка получилась чрезмерно инновационной;
- разработчикам не хватило средств и/или терпения.
Не следует пренебрегать проведением тестирования идеи и концепции продукта перед тем, как начать его производство и вывод на рынок.
Таблица 10.2 – Факторы, тормозящие разработку новых продуктов
Факторы | Расшифровка |
В некоторых областях производства ощущается недостаток революционных идей | Отсутствие возможностей дальнейшего усовершенствования товаров |
Фрагментированность рынков | Объемы продаж каждого товара окажутся меньше ожидаемых, что негативно отразится на прибыли |
Социальные и государственные ограничения | Новинки должны удовлетворять таким высоким требованиям (предъявляемым на государственном уровне), как безопасность для потребителей и экологичность |
Дороговизна процесса разработки новых продуктов | Затраты на выбор идеи, НИОКР, производство и маркетинг очень высоки |
Недостаток капитала | Некоторые компании, обладающие перспективными идеями, не имеют средств для реализации проектов |
Отставание по времени | Нередко над схожими проектами одновременно работает несколько компаний, и тогда победа достается той, которая работает наиболее оперативно |
Сокращение жизненного цикла товаров | Если новинка пользуется успехом на рынке, конкуренты быстро копируют ее |
Новые товары: разработка и факторы успеха.Производитель товаров, имеющих большие преимущества перед аналогичными продуктами, добивается успеха в 98% случаев, в то время как производитель товаров со средними преимуществами — только в 58% случаев, а производитель товаров с минимальными преимуществами — в 18% случаев. Еще один ключевой фактор успеха — наличие (еще до начала разработки) четко определенной идеи товара, грамотной оценки целевого рынка, требований к продукту и его преимуществ.
Исследуя проблему успешного выпуска новой продукции, М.Мадик и Б.Циргер идентифицировали восемь факторов успеха нового товара. Новинка будет тем успешнее, чем:
- глубже компания понимает нужды потребителей;
- выше соотношение «качество — издержки»;
- больше время, на которое компания опережает конкурентов;
- выше ожидаемая маржа;
- больше затраты на рекламу;
- больше затраты на выведение товара на рынок;
- сильнее поддержка высшего руководства;
- теснее кросс-функциональные связи в компании.
Методы управления процессом разработки новых продуктов.Руководство компании может управлять процессом разработки новых товаров или услуг несколькими способами:
- назначить менеджера товарной категории;
- назначить менеджера по новым товарам;
- создать комитеты по рассмотрению и отбору предложений по новым товарам;
- создать департаменты (отделы) новых товаров;
- сформировать венчурные команды.
Возможно, вы еще не встречали последний термин в своей практике. Компании 3M, Dow, Westinghouse, General Mills поручают разработку новых продуктов так называемым венчурным командам, которые состоят из представителей различных отделов компании и отвечают за разработку какого-либо конкретного продукта или отдельное направление деятельности.
Процесс разработки новых товаров и услуг.Процесс разработки новых товаров и услуг можно представить в виде блок-схемы, представленной на рисунке 10.5.
Рисунок 10.5 – Основные этапы разработки нового товара