III картина. Девичье поле. Новодевичий монастырь

Сразу как бы скачком возникает очень возбужденный шум толпы (… народ на площади кипел… народный плеск иль ярый вопль).

Этот кусок длится 37 сек.

Затем непосредственно из этого куска в 3 – 5 секунд надо перейти к еще более сильному гулу толпы. Это уже «вой», «вытье» — с плачем, рыданиями и т. п. Образ моря всегда в таких случаях был, по-видимому, в сознании А. С. Пушкина: «Народ завыл, там падают, что волны, за рядом ряд… еще…»

Длительность этого куска с плачем — 52 сек.

Однако надо принять во внимание, что после реплики — «слюней помажу» (стр. 12) — появляются новые звуки в этом гуле, а именно: издали катится волна криков: «Да здравствует Борис!»

 

Всю IV сцену (Кремлевские палаты), идущую после трех картин, насыщенных народным шумом, — я предполагаю поставить на тишине, без звучания толпы, в тихих комнатах Кремлевского дворца.

 

В дальнейшем, картины, где нет музыки, мы просто пропускаем, не снабжая их никакими особыми замечаниями.

{395} VII. Царские палаты

Всю сцену предполагается построить согласно заметке самого А. С. Пушкина (в его планах трагедии): Борис и колдуны.

С самого начала и до конца картины звучит хор-оркестр колдунов и колдуний, окружающих Бориса и гадающих ему в какой-то тесной, душной комнате. В состав этого своеобразного оркестра можно включить целый ряд колдунов, заклинателей и ворожеек.

Один из них — шаманствующий (с бубном и погремушками),

2‑й — пересыпает горох,

3‑я — льет воск в воду,

4‑я — заставляет петуха клевать просо,

5‑й — раскаленное железо опускает в воду,

6‑я — нашептывает,

7‑я — читает нараспев заговоры,

8‑й — бьет в восточные, монгольские барабаны,

9‑й — играет на дудочке (словно заклинает змей),

10‑й — какой-то калмык (или башкир) поет лирично-заунывно. Это тоже своеобразное заклинание или гадание. Желательно, чтобы это пение выражало внутреннее состояние Бориса в момент произнесения монолога.

Музыка распадается на 2 части:

1) От начала картины — до первой паузы (см. знак на стр. 24) — длится 20 сек.

2) После этой паузы — весь монолог идет на фоне того же оркестра. Здесь длительность приблизительно — 2 мин. 10 сек. или 2 мин. 25 сек.

Мы прилагаем при сем список имеющихся в нашем распоряжении ударных инструментов, но очень просим Вас не стеснять себя этим списком: мы постараемся достать все, что Вам дополнительно понадобится.

(Этот список был составлен позднее, в рабочем порядке, вместе с С. С. Прокофьевым, на репетиции 16 ноября 1936 года, когда композитор знакомил режиссуру и актеров с клавиром своей музыки к трагедии. — В. Г.)