Объекты управления в логистике. Понятия материального запаса и логистика запасов. Методы анализа.

Логистика- система оптимизации материальных, информационных или финансовых потоков, обеспечивающая доставку нужного сырья или товара в нужном количестве, в нужном ассортименте по нужной цене, в нужное время, в нужное место, по оптимальным маршрутам с мин. затратами.

Объекты управления логистики:

1) заказ, его приемка и выполнение;

2) материальный поток- это товарно- материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций;

3) материальный запас- это находящаяся на разных стадиях произв-ва и обращения продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или иного потребления.

Основные затраты, связанные с созданием запасов:

- замороженные финансовые средства; - расходы на содержание специально оборудованных помещений; - оплата труда спец. обученного персонала; - риск порчи и хищения.

Виды потерь, связанных с отсутствием запасов:

- невыполнение заказа; - потеря заказчика;- потери от простоя произв-ва;- потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;- штрафные санкции со стороны заказчика;- отказ покупателя от заказываемой партии.

Основные мотивы запасов: 1) обеспечение потребности в мат. ресурсах между двумя очередными поставками.2) вероятность нарушения графика поставок,3) возможность колебания спроса,4) сезонные колебания некоторых видов товаров,5) скидки за покупку крупной партии товара.6) спекуляция

Материальные запасы делятся на:

- производственные (резервы, формируемые на предприятиях, предназначенные для обеспечения бесперебойного непрерывного производственного процесса)

– товарные (резервы готовой продукции, находящиеся на складах предприятия, в сфере обращения (запасы в пути, запасы на предприятиях торговли);

Они также могут делиться на:

-страховые (предназначен для сокращения логист-х и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса, нарушением договорных обязательств по срокам, объемам поставок, качеству, сбоями в производственном процессе и другими непредвиденными обстоятельствами)

- сезонные (запасы, образуемые при сезонном характере производства, потреблении материальных производственных ресурсов, транспортировке)

-текущие (резервы, обеспечивающие непрерывное движение материального потока между очередными поставками)

Цель логистики запасов- обеспечить выполнение логистич. миссии и минимизировать суммарные затраты, которые складываются из: - закупочной стоимости заказов,- стоим-ти выполнения заказа,- ст-ти хранения запасов,- затрат на упр-е запасами.

Управление запасами заключается в решении двух основных задач:

1) определение размера необходимого запаса, т.е. нормы запаса, и частоты его пополнения;

2) создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Ранжирование запасов по степени важности (принцип Парето): 20% инвентарных объектов в запасах требуют 80% внимания, а оставшиеся 80% инвентарных объектов – только 20% внимания.

АВС анализ позволяет проранжировать номенклатурные позиции по их вкладу в общий объем прибыли или общий объем продаж компании.

Суть метода АВС состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак. Далее осуществляется ранжирование в порядке убывания этого классификационного признака. Затем в группу А относят все наименования в списке, начиная с первого, сумма стоимостей которых составляет 75—80% от суммарной стоимости всех потребленных за этот период материальных ресурсов. К группе В относится примерно треть наименований ресурсов, сумма стоимостей которых составляет 10—15%. Остальные позиции номенклатуры, суммарная стоимость которых составляет лишь 5—10%, относятся к группе С.

Метод XYZ позволяет произвести классификацию тех же ресурсов фирмы, но в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности. Группировка ресурсов при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации. При этом к категории X относятся ресурсы, которые характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Категории Y – это ресурсы, потребность в которых характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Наконец, ресурсы, относимые к категории Z, потребляются нерегулярно, точность их прогнозирования невысокая. Наложением результатов XYZ–анализа на данные ABC-метода получаем 9 групп ресурсов, для каждой из которых менеджеры фирмы должны разработать свои техники управления. Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес процессов.