Примерные расходы американской местной телестанции

(1990-е гг.)

 

Статья расходов Объем (тыс. долл.) Доля в общих расходах (%) Средние данные по индустрии для сетевых станций (%)
Общие и административные
Производство программ, программирование
Производство новостных программ 16,5
Обеспечение продаж 18,5
Реклама и промоушн
Техническое обеспечение
Изучение аудитории 4,5
Амортизация 5,5
Всего

 

Источник: Albarran A. Management of Electronic Media. Belmont, Albany: Wadsworth Publishing Company, 1997. P. 74; Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. М.: Мир, 2001. Т. 2. С. 154.

 

Парадоксально, но изменение, улучшение доставки программ телевидения зрителям могут радикально изменить саму экономику телевизионной индустрии. Таких примеров в практике ТВ на развитых рынках можно найти достаточно. Так, первым революционным шагом в распространении телепрограмм стало появление видеомагнитофонов (ВМ). Видеомагнитофон если и не полностью уничтожил, то значительно уменьшил программный диктат телестанций. Зрители получили несколько новых возможностей, которых не имели в эпоху абсолютного господства эфирного ТВ:

 

Ø отложенный просмотр (программируемая запись телепрограмм на видеокассеты);

Ø пропуск рекламы (ускоренная перемотка рекламных роликов);

Ø формирование индивидуальной программы (покупка и/или аренда интересующих программ, фильмов).

 

Неудивительно, что в развитых странах насыщенность домов видеотехникой всего лишь за 20 лет достигла максимума. Так, в США число домохозяйств, имеющих видеомагнитофоны, увеличилось с 1% в 1980 г. до 98% в 1999 г. Поданным середины 1990-х годов, уже тогда абсолютное большинство населения в развитых странах владело видеокассетными магнитофонами: в США и Японии – 87%, Австралии – 81%, Великобритании – 71%, Швеции – 65%.

Видеокассетный бум имел последствия и для экономики эфирного ТВ. Во-первых, был создан дополнительный рынок для художественных фильмов. Продавая фильмы владельцам видеомагнитофонов, создатели художественных фильмов сумели извлечь значительные прибыли из нового рынка. Сегодня прокат художественных фильмов в кинотеатрах стал менее рентабельным, чем реализация их на видеокассетах. В конечном итоге рынок видео оказал воздействие и на традиционное телевидение, и на кабельное ТВ, и даже на кинопрокатную индустрию. Во-вторых, появление нового способа отсроченного просмотра ТВ, когда зритель может записать любимую программу или посмотреть позже ту программу, которую не может посмотреть из-за занятости, отсутствия дома и пр., привело к уменьшению телеаудитории, а значит, и потенциальных потребителей рекламы.

Вторым – наряду с видеокассетами – ключевым технологическим изменением в распространении телепрограмм стало создание волоконно-оптического кабеля, позволяющего резко увеличить число принимаемых каналов. Появление адресных принимающих телеустройств дает возможность кабельным сетям более успешно реализовывать платные индивидуальные услуги (pay-per-view). В конечном итоге это ведет к дальнейшему сужению рынка и возможности удовлетворения потребностей новых узких сегментов аудитории с учетом их индивидуальных интересов. Для зрителей сужение сегментов рынка – весьма перспективный процесс, однако он входит в противоречие с существующей экономикой телевизионной индустрии, поскольку ведет к радикальному сокращению доходов.

Стремление к инновационности продукта. Затраты на производство и приобретение контента являются определяющими, так как от его качества (и даже количества) зависит рейтинг и в результате – привлекательность для рекламодателей. Ценность телевизионной программы для зрителей заключается не в параметрах электромагнитного сигнала, записанного на теле- или видеокамеру. Напротив, именно нематериальные свойства телевидения, а именно информационная, мобилизационная или развлекательная составляющие его программ представляют ценность для аудитории. Степень новизны телепрограммы в значительной мере будет определять интерес аудитории к ней. Для многих жанров телевидения новизна является определяющей характеристикой. Это касается новостей, аналитических программ на актуальные темы политики и экономики, викторин, ток-шоу, комедий.

Действуя на втором рынке – рынке рекламы, ТВ также имеет нематериальную ценность, поскольку внимание аудитории, которое стремятся привлечь рекламодатели, также представляет собой нематериальный ресурс.

Необходимость инновационности осознается большинством телекомпаний, которые в последние десятилетия создают отделы исследования и развития(Research and Development, R&D).

Телевидение высокозатратная, трудоемкая и технологически зависимая индустрия. Создание современных телепрограмм сравнимо с деятельностью целых предприятий, на которых занято большое количество профессионалов в разных областях. Производство только одного часа программ для прайм-тайм стоило в конце 1990-х в среднем 1,5 млн. долл. США. Стоимость производства качественных телепрограмм или телефильмов столь высока, что близка к границе экономических рисков.

Расчет показывает, как могут быть возвращены затраты на производство одной серии для популярного сериала в США. В среднем, по оценкам американских медиаэкономистов, съемка одной получасовой серии сериала для прайм-тайм стоит 1 млн. долл. Рекламодатель готов платить 1 цент за каждого зрителя, который посмотрит его 30-се-кундный клип во время показа этой серии. Предположим, что одна серия позволяет включить в показ 16 таких рекламных клипов. В результате появляется возможность получить прибыль в размере 16 центов за каждого зрителя.

В этом пункте мы подходим к такой важной стороне телевизионного бизнеса, как измерение аудитории (о чем говорилось уже выше). Телеканалу необходимо оценить количество зрителей конкретной программы, чтобы представлять уровень своих доходов. Если серия привлекает 10 млн. зрителей, то доход от рекламы составит 1,6 млн. долл. США. Значит, прибыль, даже за вычетом дополнительных расходов на распространение, маркетинг и т.п., будет весьма существенной. В случае же более ограниченной аудитории, например 1 млн. зрителей, доход от рекламы составит только 160000 долл. США, что означает финансовые потери, хотя, может быть, только при первом показе.

С другой стороны, расценки на рекламное время на ТВ зависят от спроса и предложения. Очевидно, что реклама в программе, собирающей большую аудиторию, будет стоить очень дорого: в США расценки национальных сетей в прайм-тайм на 30-секундный ролик могут достигать 200000 долл. Самые дорогие расценки связаны со спортивными программами или трансляциями с церемонии вручения «Оскара». Некоторые экономисты считают, что в США только 50 самых крупных компаний могут позволить себе затраты на рекламу в прайм-тайм (табл. 18).

 

return false">ссылка скрыта

Таблица 18