Задания для самостоятельной работы

1. Изучите материал учебного пособия: Ивакина Н. Н. Орфография и пунктуация. – М., 1999. – С. 80 – 83.

2. Составьте и оформите в рабочей тетради конспект, отразив основные положения, касающиеся норм пунктуации, в соответствии с предложенными учебными вопросами.

3. Перечислите в тетради случаи постановки знаков пунктуации, когда наиболее часто, по Вашему мнению, допускаются ошибки (5 предложений).

 

Практическое занятие 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Прочитайте отрывки из судебных речей и объясните причины обособления второстепенных членов.

Лишенная близости матери, замкнутая и одинокая, увлеченная ничем не сдерживаемой фантазией, оторванная от реальной жизни, при первом же столкновении с ней Елена не нашла путей разрешения назревшего конфликта.

Едва ли успокоится Болотов, который, оскорбленный недоверием, видит в Зорине не товарища, а начальника.

Е. Г. Мурова, занимающая скромное положение начальника цеха, – простая женщина. Позабывчивость, эта внешне, казалось бы, незначительная деталь, разве не свидетельствует о крайней душевной потрясенности?

Два других очевидца, приятель Баскаковых Журин и свидетель Сусидко, в какой-то мере пытаются подкрепить версию Баскакова, предполагая, что сначала ударили Юрия бутылкой по голове. Об этом они говорили на допросе 14 декабря, сразу же после происшедшего события, и в судебном заседании.

В Ленинграде, в курортной зоне, Овчинникову выделили земельный участок под строительство собственного дома.

Задание 2. В примерах из судебных речей найдите второстепенные члены предложения, требующие обособления. Выделите их на письме, объясните причины обособления.

Мне прокурору поддерживающему обвинение от имени государства остается полностью разделить гневное и суровое осуждение преступников высказанное представителями общественности.

Овчинников возвращался с работы в 5-6 часов ложился спать и просыпался среди ночи. Естественно, что выспавшись он уже ночью спать не мог.

Лещук объявила знакомым, что секрет излечения всех болезней она унаследовала от покойного профессора Пестушкевича владельца частных лечебниц в Варшаве, Кракове и Познани.

Поэт и художник работают в тиши замкнутые в своем рабочем уединении.

Он требовал графической экспертизы утверждая, что подпись его во многих документах поддельна. Оказавшись в зависимости от Деминой Жукова не задумываясь выполняла ее просьбы.

Человековедение – наука, которую суд постигает ежедневно от дела к делу. И она эта наука нужно думать поможет полнее и лучше понять Еву Михайловну Лесину. Молодая девушка пришла на работу зная, что долго там не продержится. А затем довольно скоро перешла на работу бухгалтера-расчетчика. Наказание должно быть индивидуализировано, и подумав над этим вы решите, не следует ли выполнить мою просьбу.

Задание 3. В примерах из судебных речей М. Г. Казаринова, Ф. Н. Плевако, Р. А. Руденко найдите определения, приложения, обстоятельства, которые нужно выделить знаками препинания. Напишите текст, расставив знаки пунктуации, объясните причины обособления.

Базунов через третьего защитника Ольги Штейн присяжного поверенного Аронсона передал последней 2000 рублей полученные от Амбургера. Шульц всецело подтвердил показания шофера Пиотровича объяснив, что он свез вещи Ольги Штейн на вокзал. Необходимые для женщины отправляющейся в дальнее путешествие вещи доставляются ей в беспорядке наспех лишь за 5 минут до отхода поезда.

Монахиня Феодосия сперва дала благоприятное для игуменьи показание, но затем мучимая совестью показала следователю, что она боялась депутата от духовного ведомства. Он открыл вам, что под подражанием руке Солодовникова старческой дряблой, но весьма оригинальной, скрывается рука пишущая прекрасно.

Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить теоретический материал по следующим разделам: 1. Обособление определений. 2. Обособление приложений. 3. Обособление обстоятельств. 4. Обособление дополнений.

После обсуждения теоретического материала выполняются практические задания на формирование навыков правильной постановки знаков пунктуации в предложениях с обособленными второстепенными членами. Рекомендуется обратить особое внимание на содержание терминов: обособление, обособленные члены предложения, приложение, осложненность содержания второстепенного члена предложения. При рассмотрении материала целесообразно акцентировать внимание на таких наиболее сложных случаях: обособление приложений, обособление дополнений со значением исключения, включения, замещения.