Класс (34 ч)
Тема года:
«МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Первая четверть (9 ч)
Урок 1. Музыка рассказывает обо всем (1 ч)
Хоровое пение:
В. Алеев, стихи С. Маршака. Гвоздь и подкова.
Древний союз (3 ч)
Урок 2. Истоки (1 ч)
Урок 3. Искусство открывает мир (1 ч)
Урок 4. Искусства различны, тема едина (1 ч)
Слушание музыки:
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;
П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года»;
Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества».
Хоровое пение:
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка;
Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Где музыка берет начало?* (Песни, отмеченные знаком*, предлагаются для исполнения по усмотрению учителя);
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц*;
Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели*;
Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой.
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка (3 ч)
Урок 5. Два великих начала искусства (1 ч)
Урок 6. «Стань музыкою, слово!» (1 ч)
Урок 7. Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч)
Слушание музыки:
М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...»;
Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»;
В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть- Фрагмент;
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент;
М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская».
Хоровое пение:
Веселый мельник. Американская народная песня;
Веснянка. Украинская народная песня*.
Песня (3 ч)
Урок 8. Песня — верный спутник человека (1 ч)
Урок 9. Заключительный урок (1 ч) (Содержание заключительных уроков определяется учителем. Это могут быть уроки-концерты, уроки - викторины, а также уроки - обобщения.
Вторая четверть (7 ч)
Урок 10. Мир русской песни (1ч)
Урок 11. Песни народов мира (1ч)
Слушание музыки:
В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина?;
Ах ты, степь широкая... Русская народная песня, обработка Т. Триодина;
Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова;
Висла. Польская народная песня;
Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика»;
Ф. Мендельсон. Песня без слов № 14. Фрагмент.
Хоровое пение:
В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина?;
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева. Если другом стала песня*;
Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых»*;
B. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов*;
А. Александров. Уж ты зимушка-зима. Обработка Ю. Тугаринова*;
Висла. Польская народная песня*;
Вокализ на тему «Песни без слов» № 14 Ф. Мендельсона, обработка Т. Кичак.
Романс (2 ч)
Урок 12. Романса трепетные звуки (1ч)
Урок 13. Мир человеческих чувств (1ч)
Слушание музыки:
М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок;
C. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна.
Хоровое пение:
М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок;
С. Рахманинов, стихи К. Бальмонта (из Шелли). Островок*.
Хоровая музыка (2 ч)
Урок 14. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме (1ч)
Урок 15. Что может изображать хоровая музыка (1 ч)
Слушание музыки:
Есть на Волге утес. Русская народная песня;
П. Чайковский. Отче наш;
Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие. Фрагмент;
Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина».
Хоровое пение:
Д. Бортнянский. Многолетие;
Кант XVIII века «Музы согласно»*;
Канон «С веселой песней» (музыка неизвестного композитора)*.
Урок 16. Заключительный урок (1ч)
Третья четверть (11 ч)
Опера (2 ч)
Урок 17. Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч)
Урок 18. Из чего состоит опера (1ч)
Слушание музыки:
М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент;
Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы «Снегурочка». IV действие. Фрагмент;
Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие. Фрагмент.
Хоровое пение:
М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя»;
С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды»*.
Балет (2 ч)
Урок 19. Единство музыки и танца (1ч)
Урок 20. «Русские сезоны» в Париже (1 ч)
Слушание музыки:
М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя»*. II действие. Фрагмент;
Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4. Фрагмент;
И. Стравинский. Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка»;
П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик».
Хоровое пение:
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта;
П. Чайковский, Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н. Пановой*.
Музыка звучит в литературе (2 ч)
Урок 21. Музыкальность слова (1 ч)
Урок 22. Музыкальные сюжеты в литературе (1 ч)
Слушание музыки:
К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика».
Хоровое пение:
М. Яковлев, стихи А Пушкина. Зимний вечер.
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке (2 ч)
Урок 23. Живописность искусства (1 ч)
Урок 24. «Музыка — сестра живописи» (1 ч)
Слушание музыки:
С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка»;
О. Лассо. Эхо;
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент;
М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Хоровое пение:
Г. Струве. Веселое эхо;
Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова. Я рисую море*.
Музыкальный портрет (1 ч)
Урок 25. Может ли музыка выразить характер человека? (1 ч)
Слушание музыки:
М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов»;
М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Хоровое пение:
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах.
Пейзаж в музыке (2 ч)
Урок 26. Образы природы в творчестве музыкантов (1 ч)
Урок 27. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов (1ч)
Слушание музыки:
П. Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Фрагмент;
И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная»;
М. Равель. Игра воды. Фрагмент;
К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент;
К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд...»
Хоровое пение:
П. Чайковский, стихи Г. Иващенко. Неаполитанская песенка;
В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей*;
<>П. Чайковский, стихи Г. Иващенко. Неаполитанская песенка;
В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей*;
Ты река ли моя. Русская народная песня*.
Четвертая четверть (7 ч)
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3 ч)
Урок 28. Волшебная красочность музыкальных сказок (1ч)
Урок 29. Сказочные герои в музыке (1 ч)
Урок 30. Тема богатырей в музыке {1 ч)
Слушание музыки:
Н. Римский-Корсаков. Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко»;
П. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик»;
И, Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар-птица»;
М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба Яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;
А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская». I часть. Фрагмент;
М. Мусоргский. Богатырские ворота (В стольном городе Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Хоровое пение:
С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идет;
A. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Волшебник*;
Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых.
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 ч)
Уроки 31, 32. «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» (2 ч)
Слушание музыки:
Ф. Торрес. Danza Alta;
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент. Хоровое пение:
B. Семенов. Звездная река*.
Урок 33. Подводим итоги (1 ч)
Хоровое пение:
Б. Окуджава. Пожелание друзьям;
В. Высоцкий. Песня о друге*.
Урок 34. Заключительный урок (1 ч)