Сущность качества и управления им. Понятие, показатели и методы оценки качества продукции.
Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:
1. показатели назначения товара (характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции),
2. показатели надежности (сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара.),
3. показатели технологичности (обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.),
4.показатели стандартизации и унификации (насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями),
5. эргономические показатели (отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием),
6. эстетические показатели,
7. показатели транспортабельности,
8. патентно-правовые показатели (патентную защиту и патентную чистоту продукции),
9. экологические показатели (уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции),
10. показатели безопасности (характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении).
Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:
-экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,
-органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пяти-бальной системе,
-социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции,
-экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.
Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить следующей формулой:
Q – количественный показатель качества;
С ‑ сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию, руб.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.
Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:
1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции.
2. Государственную систему стандартизации.
3. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.
4. Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.
5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.