Сущность качества и управления им. Понятие, показатели и методы оценки качества продукции.

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:

1. показатели назначения товара (характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции),

2. показатели надежности (сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара.),

3. показатели технологичности (обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.),

4.показатели стандартизации и унификации (насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями),

5. эргономические показатели (отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием),

6. эстетические показатели,

7. показатели транспортабельности,

8. патентно-правовые показатели (патентную защиту и патентную чистоту продукции),

9. экологические показатели (уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции),

10. показатели безопасности (характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении).

Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:

-экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,

-органолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пяти-бальной системе,

-социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции,

-экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

 

Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.


Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить следующей формулой:

Q – количественный показатель качества;

С ‑ сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию, руб.

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.

Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:

1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции.

2. Государственную систему стандартизации.

3. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.

4. Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.

5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.