Третья четверть

1. Сочинение мелодий на определенный ритм, записанный на доске.

2. Сочинение мелодий на определенные, заданные интонации.

3. Продолжение работы по ритмизации стихотворений.

4. Продолжение работы по импровизации в определенном жанре на текст и вокализом. Повторение заданий второй четверти.

 

 

На стихи С. Михалкова:

Ты меня знаешь —

Я храбрый щенок!

Увижу котенка —

Собью его с ног.

Я тявкать умею,

Умею рычать,

Умею своих от чужих отличать!

 

На стихи С. Маршака:

Говорила мышка мышке:

«До чего люблю я книжки!

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть!»

 

Четвертая четверть

Повторение пройденного за год.

Повторение по выбору детей и педагога отдельных заданий.

Импровизация мелодий в мажорном и минорном ладу вокализом и на тексты.

Умение импровизировать мелодии-ответы на мелодический вопрос учителя (вокализом), умение закончить импровизацию тоникой.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Дети должны уметь передавать в движении характер музыки, менять характер движения в связи с изменением эмоционально - образного содержания музыкального произведения.

1. Принимать участие в сюжетно - образных играх (пластическая импровизация).

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» (игра в трехчастной форме).

Д. Шостакович. «Марш» ( игра «Солдатики»).

Д. Шостакович. «Вальс-шутка».

B. Витлин. «Козочки и Волк».

П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

А. Гречанинов. «Мазурка» (игра «Цветы»).

Ж. Визе. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен» (игра «Оркестр»: имитация игры на флейте, трубе, скрипке).

 

Игра «Кто как двигается».

М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

C. Слонимский. «Марш Бармалея».

К. Сен-Санс. «Слоны» из цикла «Карнавал животных».

С. Прокофьев. «Темы Пети, Утки, Кошки, Дедушки» из симфонической сказки «Петя и волк».

2. Уметь наблюдать и передавать в движении метрическую пульсацию. Импровизировать движения в связи с изменением жанра. Освоить различного вида ходьбу, элементы танцевальных движении польки, вальса, менуэта, полонеза.

Ш. Гуно. «Марш» из оперы «Фауст».

Ж. Визе. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен».

Д. Верди. «Марш» из оперы «Аида».

П. Чайковский. «Марш» из балета «Щелкунчик» (первая часть).

М. Глинка. (Полька».

М. Балакирев. «Полька».

С. Рахманинов. «Итальянская полька».

П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

Ф. Шуберт. «Вальсы» (ля мажор, ре мажор, си-минор, до мажор).

И. Брамс. «Вальс», (ля-бемоль мажор, соч. 39. № 15).

А. Грибоедов. «Вальс» (ми минор).

A. Гречанинов. «Вальс» (фа мажор).

Р. Глиэр. «Вальс» из балета «Медный всадник».

П. Чайковский. «Полонез» из балета «Лебединое озеро» (первая часть, «Танец с кубками»).

П. Чайковский. «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» (первая часть).

М. Огинский. «Полонез» (ля минор, средняя часть).

Ф. Шуберт. «Скерцо» (си-бемоль мажор).

И. Гайдн. «Менуэт» из «Детской симфонии» (соль мажор).

Л. Бетховен. «Менуэт» (соль мажор).

И. Бах. «Менуэты» из «Нотной тетради А. М. Бах» (ре минор, соль мажор).

Л. Бетховен. «Экоссезы» (повторение).

3. Передавать в движении ощущения метрической пульсации, чередования сильных и слабых долей. Уметь определить в движении размер 2/4 и 3/4.

B. Ребиков. «Лягушки».

A. Гречанинов. «Моя лошадка».

Л. Бетховен. «Экоссезы».

Ф. Шуберт. «Экоссезы» (ре мажор).

Л. Бетховен. «Контрданс».

B. Моцарт. «Менуэты».

Ф. Шуберт. «Вальс» (ми мажор).

А. Островский. «Праздничный марш».

Е.Марченко. «Танец».

Чешская народная песня «Алый платочек» в обработке А. Шебестика.

Е. Младой. «Черешенки».

Ф. Шуберт. «Лендлер» (соч. 18. № 15).

4. Передавать в движении изменения темпа.

М. Старокадомский. «Поезд».

Т. Ломова. «Ускоряй и замедляй».

Т. Ломова. «Мельница».

И. Арсеев. Игра «В гости»: «Пешком», «На велосипеде», «На машине».

А. Филиппенко. Игра «Парад» (авторы игры Т. Бырченко и Г. Франио).

Дм. и Дан. Покрасс. «Полюшко - поле».

5. Уметь слышать музыкальную фразу и передавать фразировку посредством волнообразного кругового движения одной или двух рук.

П. Чайковский. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Декабрь» из цикла «Времена года» (первый период).

Ф. Шуберт. «Вальс» (си-минор).

A. Гречанинов. «Мазурка».

6. Передавать в движении изменения тембра, имитируя игру на различных инструментах.

Ж. Бизе. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен».

7. Ритмическое эхо на материале песен, произведений, прослушиваемых в классе, и другом музыкальном материале по выбору учителя. Прохлопывать ритмический рисунок в объеме изученных ритмослогов в размере 2/4 и 3/4.

8. Уметь слышать в музыкальных произведениях и передавать в движении динамические оттенки и их изменения.

Р. Шуман. «Марш» из «Альбома для юношества».

B. Ребиков. «Лягушки».

Д. Кабалевский. «Игра в слова».

Педагог исполняет известные детям музыкальные произведения с изменением динамики и проводит на знакомом музыкальном материале «Игры в прятки».

Форте дети отмечают громкими хлопками или ходьбой с хлопками, пиано - отсутствием хлопков или хлопками кончиками пальцев, а можно просто тихо присесть у парты.

9. Овладеть некоторыми элементами метода свободного дирижирования: уметь показывать начало и конец фразы в песнях и инструментальных произведениях; показывать различные штрихи, различную динамику, фразировку;

показывать развитие музыкальной мысли внутри музыкального произведения; подход к кульминации, кульминация, завершение развития.

 

ИГРА НА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1. Освоить приемы игры на треугольнике, барабане, бубне, маракасах, кастаньетах или деревянных ложках.

2. Уметь исполнять метрическую пульсацию, акценты в песнях, прослушиваемых произведениях (если это оправдано художественно).

С. Рахманинов. «Итальянская полька».

Д. Кабалевский. «Наш край».

Ю. Слонов. «Неваляшки».

И. Стравинский. «Тили - бом».

Л.Бетховен. «Экосезы».

Л. Сиделъников. «Марш солдатиков».

3. Уметь исполнять ритмические двухголосные партитуры.

Д. Шостакович. «Вальс-шутка».

Л. Бетховен. «Марш».

П. Чайковский. «Камаринская».

И. Бах. «Волынка».

П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».