Второй класс
Тема учебного года: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ»
Особенности программы были достаточно подробно освещены и в пояснительной записке, и в программе первого класса четырехлетней начальной школы. Однако во многих школах по - прежнему существует трехлетняя начальная школа. Созданная программа по музыке ориентирована на трехлетнюю и четырехлетнюю начальную школу, поэтому некоторые понятия, обусловленные прежде всего явлениями жанра и жанровости в музыке, некоторые аспекты освоения музыкальной грамотности, освоения приемов певческой деятельности, музыкального движения, вокальной импровизации будут в какой-то мере повторены в программе второго класса. Если учитель учит детей второй год, то все понятия, знакомые детям, будут при повторении закреплены, расширены и углублены; если же дети только пришли в школу, необходимо не торопясь освоить первоначальные, базисные понятия, а затем уже двигаться вперед. Итак, приступая к изложению программы второго класса, ее можно рассматривать как вариант программы первого года обучения.
Программные требования по различным разделам работы учителя, в отличие от программы первого класса, здесь излагаются не по четвертям, а сразу на весь учебный год. Изложение музыкального материала строится по различным видам деятельности, причем в объеме, намного превосходящем необходимое на учебный год. Это сделано для того, чтобы учитель мог выбрать самостоятельно дидактический материал соответственно своим вкусам, условиям работы, возможностям детей, дидактическим целям.
Предполагается, что в течение одной четверти дети должны выучить три - пять песен, прослушать четыре - шесть музыкальных произведений различной сложности и объема, выучить четыре - шесть попевок по слуху или методами сольмизации и сольфеджирования, освоить в движении три - четыре небольшие пьесы или их фрагменты. В течение четверти может быть предложено детям три - четыре различных задания по вокальной импровизации, две - три ритмические партитуры для исполнения на элементарных музыкальных инструментах. На первый взгляд, это немного, предполагается неоднократное обращение к музыкальному материалу в процессе работы на уроке музыки. Поэтому необходимо включать повторение на каждый урок: регулярно повторять наиболее важные, предназначенные для запоминания песни и пьесы в форме концерта или соревнования, в форме игры на узнавание пьес, как материал для знакомства с новыми понятиями и так далее. На повторение должна быть отведена и большая часть четвертой четверти.
Урок строится так, чтобы в нем органично сочетались старый и новый музыкальный материал, знакомые и новые понятия; два - три раза в течение урока органично вводятся различные формы музыкального движения; на каждом уроке обязательно проводятся дидактические музыкальные игры на определение регистра, лада, жанра, метра, формы и ее элементов и так далее. Методика проведения музыкальных игр изложена отдельно. Работу по вокальной импровизации также желательно проводить на каждом уроке. Все многообразие музыки, видов музицирования и задач, стоящих перед учителем и детьми, необходимо сплавить в единое тематическое действо со своей обязательно развивающейся драматургией. Это сложная, но интересная проблема, и каждый учитель, исходя из конкретной ситуации своей работы, организует урок по-своему, творчески. Именно поэтому в программе отсутствуют поурочные разработки.
Учителю необходимо знать тему, примерный объем материала и параметры предполагаемого уровня музыкального развития своих учеников, представлять конкретные задачи по формированию необходимых знаний, умений и навыков в области разнообразной музыкальной деятельности и в соответствии с вышеназванными задачами строить процесс работы. Главное, педагог не должен торопиться, не спешить, добиваясь качественного, глубокого освоения детьми основных понятий, заинтересованного участия детей в процессе музицирования, и ни в коем случае не формализировать процесс музыкальных занятий!
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Задачи на учебный год, которые ставятся перед педагогом и учащимися в области восприятия музыки, можно рассматривать в качестве основных путей решения общих задач музыкального образования детей.
1. Работать над развитием эмоциональной сферы ребенка, способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на музыку, осознанию своих эмоциональных впечатлений: умение выразить их словами, движениями, рисунками и так далее. Работать над развитием образности речи детей.
2. Научить детей вслушиваться в музыку, в каждый звучащий звук (игра «Кто дольше слышит звук?»). Уметь внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца.
3. Научить детей понимать эмоционально-образное содержание музыкальных произведений, выразительность музыкального языка, научить различать основные выразительные средства музыки: темп, регистр, лад, интонация, мелодия, ритм, динамика, тембр и так далее, и понимать их
содержательное значение.
4. Научить детей запоминать прослушанную музыку, узнавать ее при повторном звучании. Дети должны научиться пропевать вокализом наиболее яркие темы инструментальных сочинений.
5. Научить детей определять на слух первичные жанры и их некоторые особенности: четкость методической пульсации марша, трехдольную метрическую формулу сопровождения вальса и тому подобное.
6. Познакомить детей со специфическими особенностями жанров оперы, балета, симфонии и, по возможности, концерта.
7. Научить понимать значение некоторых музыкальных терминов: жанр, интонация, мелодия, ритм, темп, регистр,— не заучивая их формально.
8. Дети должны уметь осознавать структуру небольших пьес с ярко выраженной сменой характера и содержания (В. С. Косенко. «Дождик»), написанных в двухчастной и трехчастной форме.
9. Научить детей различать тембры основных групп инструментов симфонического оркестра (семья флейты, семья скрипки, семья трубы). Они должны различать на слух тембры отдельных инструментов: рояля, контрабаса, скрипки, флейты, трубы, треугольника и некоторых других ударных инструментов (по выбору учителя).
10. Дети должны уметь сравнивать близкие но характеру и контрастные музыкальные произведения и находить в них общее и разное и по содержанию, и по использованию выразительных средств музыки. Наблюдать и осознавать изменения темпа, регистра, лада, динамики, тембра.
11. Педагог знакомит детей с именами и портретами композиторов — П. И. Чайковского,
С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, В. Моцарта, Л. Бетховена (можно несколько расширить круг композиторов или изменить его в соответствии с музыкальным материалом, используемым педагогом).
12. Дети должны уметь правильно называть музыкальные произведения и их авторов.
ТЕМА ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ:
«ГНОМЫ ТАНЕЦ И МАРШ ПРИГЛАШАЮТ В МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРОЛЕВСТВО»
На первом уроке (см. материал первого класса) педагог, рассказывая сказку о королеве Музыки и великане Шуме, включая детей в действие сказки (дети маршируют, танцуют, поют вместе с героями рассказываемой сказки), обобщает жизненный музыкальный опыт детей и подводит их к выделению трех первичных жанров: песни, танца и марша. Далее материал строится так: песня связана в основном с певческой работой, а знакомство с различными видами танца и марша занимает первое полугодие второго класса.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ
Первая четверть
С. Прокофьев. «Марш» (исполнение с движением, введение в тему).
С. Рахманинов. «Итальянская полька» (введение в тему).
А. Гречанинов. «Вальс» (фа мажор, введение в тему).
П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома».
П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (фрагмент, прослушивание и исполнение с пластической импровизацией).
П. Чайковский. «Вальс» из балета «Спящая красавица».
Д. Шостакович. «Вальс-шутка».
К. Сен-Санс. «Слоны» из цикла «Карнавал животных».
П. Чайковский. «Камаринская».
П. Чайковский. «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро».
Г. Свиридов. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
Вторая четверть
И. Гайдн. «Менуэт» из «Детской симфонии».
В. Моцарт. «Менуэт» из симфонии «Кавалер».
B. Моцарт. «Менуэт» из «Маленькой ночной серенады».
П. Чайковский. «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» (фрагмент; использовать как музыку на вход в класс).
C. Прокофьев. «Гавот» из «Классической симфонии».
В. Моцарт. «Серенада» (ре мажор, первая часть, фрагмент). -
Ш. Гуно. «Марш» из оперы «Фауст».
Л. Бетховен. «Марш» из музыки к драме А. Коцебу «Афинские развалины».
П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» (повторение).
Г. Свиридов. «Марш» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
ТЕМА ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ:
«НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ГНОМОВ - ЖАНРОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»
Опера.
Ж. Бизе. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен».
Ж. Бизе. «Марш тореадора» из оперы «Кармен».
М. Коваль. Фрагменты из оперы «Волк и семеро козлят».
Симфония.
И. Гайдн. «Детская симфония».
В. Моцарт. «Симфония № 5» (первая и третья части).
В. Моцарт. «Симфония № 41» (экспозиция первой части).
В. Моцарт. «Концерт для фортепиано с оркестром № 21» (вторая часть, фрагмент).
Балет.
П. Чайковский. «Марш» из балета «Щелкунчик».
П. Чайковский. «Война игрушек и мышей» из балета «Щелкунчик».
П. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».
П. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро».
Повторение пройденного материала в течение учебного года.
Уроки-концерты по заявкам, уроки - викторины, уроки - загадки.
Дидактический материал для развития музыкального восприятия
М. Глинка. «Полька».
В. Мурадели. «Марш».
Ф. Шуберт. «Вальсы» (си-минор, ля мажор, ре мажор).
Л. Бетховен. «Экоссезы».
П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Новая кукла» из «Детского альбома» (сравнить, повторить, если это второй год обучения).
Р. Шуман. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата» из «Альбома для юношества» (сравнить).
И. Бах. «Менуэт» из «Нотной тетради А. М. Бах» (ре минор).
Л. Бетховен. «Контрдансы» (№ 2, № 3, № 5).
Л. Бетховен. «Багатели» (№ 1 и № 2).
В. Дварионас. «Деревянные лошадки».
B. Моцарт. «Турецкое рондо».
П. Чайковский. «Детский альбом» (пьесы по выбору, кроме уже названных ранее).
Р. Шуман. «Альбом для юношества» (пьесы по выбору, кроме уже названных ранее).
C. Прокофьев. «Детская музыка» (пьесы по выбору, кроме уже названных ранее).
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Перед педагогом и детьми во втором классе ставятся более сложные задачи на учебный год в области певческой деятельности.
1. Дети должны овладеть певческой установкой.
2. Уметь петь мягким, легким, округлым, полетным, естественным звуком, используя мягкую атаку при пении.
3. Уметь петь в диапазоне ре1—до2, используя в основном примарные тона, петь негромко.
4. Уметь протягивать гласные звуки при пении. Главная задача — освоение навыка кантиленного пения.
5. Педагог в работе над дыханием обязательно опирается на жизненное дыхание ребенка, учит детей вдыхать в основном через нос, не поднимая плеч, распределять дыхание на всю фразу.
6. Учить детей одновременно начинать и оканчивать пение. Понимать дирижерский жест. В процессе разучивания песен дети должны уметь использовать высотное тактирование.
7. В певческой работе учитель широко применяет навыки свободного дирижирования детей, рассматривая его как один из основных методов певческого освоения звуковысотности, метро - ритма и ощущения фразы. Свободное дирижирование является и самым эффективным методом работы над выразительностью исполнения как внутри каждой фразы, так и в произведении в целом.
8. Педагог продолжает серьезную работу над правильным формированием и пропеванием гласных; четким, ясным произношением согласных, одновременным произношением согласного в конце слова. Работает над позиционной ровностью звучания и соблюдением правила вокальной орфоэпии (правильное вокальное деление на слоги).
9. Отдельные навыки отрабатываются на небольших попевках - упражнениях.
10. Дети учатся выстраивать первый звук в начале пения.
11. Педагог работает над формированием в классе чистого унисона к концу учебного года. Индивидуально работает с так называемыми «гудошниками», определив в начале работы причину гудения каждого. Работает над освоением различных видов ансамбля в пении. Учит детей слушать
себя и своих товарищей во время пения.
12. Всю работу по формированию комплексного певческого процесса учитель осуществляет через достижение максимально выразительного, осмысленного исполнения детьми каждой интонаии, фразы, попевки. Ребенок прежде всего должен понимать, что он пытается выразить в пении. Опора на создание определенного образа позволит свести до минимума технические проблемы, возникающие в процессе певческой деятельности. Педагог ведет серьезную работу по развитию исполнительских навыков у детей.
13. Учителю необходимо сочетать коллективную, групповую и индивидуальные формы вокальной работы на уроке.
14. К концу года дети должны знать и уметь исполнить целиком несколько любимых песен, сохраняя верную интонацию и правильный ритм.
15. В программе предлагаются песни разной степени сложности: от элементарно простых до очень трудных. Полезно сочетать на одном уроке песни разного уровня сложности. Трудные песни (как бы «на вырост») дети осваивают эскизно, доучивая их до конца в следующем учебном году.
ПЕСНИ
Первая четверть
Г. Струве. «Все новое», «Переменка» из сюиты «Мы - первоклассники» (остальные песни - по желанию учителя).
A. Филиппенко. «Веселый музыкант» (первый класс трехлетней начальной школы).
М. Красев. «Осень» (первый класс трехлетней начальной школы).
Ю. Слонов. «Осенние листья».
Ю. Чичков. «Осень».
B. Иванников. «Журавли летят на юг».
М. Парцхаладзе. «Осень».
М. Парцхаладзе. «Песенка белочки» (первый класс трехлетней начальной школы).
Ю. Слонов. «Неваляшки».
Д. Кабалевский. «Наш край».
Т. Попатенко. «Урок».
B. Вилинчук. «Разноцветные скакалки».
Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Русская народная песня «А я по лугу» (повторение).
Русская народная песня «Как у наших у ворот».
А. Аренский. «Там вдали, за рекой».
Вторая четверть
Р. Бойко. «Праздник букваря».
Польская народная песня «Снежинки» в обработке В. Сибирского.
Немецкая народная песня «Гусята» в обработке Т. Попатенко.
Л. Сидельников. «Марш солдатиков».
М. Парцхаладзе. «Здравствуй, елка».
М. Парцхаладзе. «Снега-жемчуга» (исполнение с движением, возможны элементы театрализации).
C. Соснин. «Новый год к нам пришел».
И. Стравинский. «Тили - бом».
И. Стравинский. «Медведь».
А. Рубанов. «Солнышко».
Л. Бетховен. «Сурок».
Русская народная песня «На горе - то калина» (двухголосие).
Белорусская народная песня «Перепелочка».
Белорусская народная песня «Савка и Гришка».
Третья четверть
М. Коваль. «Хор и темы козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».
М. Красев. «Зимняя песенка».
Г. Эрнесакс. «Паровоз» (повторение).
Ю. Литовко. «Ути - ути» (первый класс трехлетней начальной школы).
Латышская народная песня «Ай - я, жу - жу».
Е. Тиличеева. «Наша мама».
М. Парцхаладзе. «Мама и солнце».
Ц. Кюи. «Зима».
B. Калинников. «Киска».
Ю. Чичков. «Здравствуй, Родина моя».
Чешская народная песня «Раз, два, три, четыре, пять» в обработке Н. Потоловского.
Четвертая четверть
Я. Полонский. «Весенняя песенка».
Т. Чудова. «Весна».
П. Вейс. «Я мороженое ем».
Ц. Кюи. «Мыльные пузыри».
Ц. Кюи. «Весна».
C. Соснин. «Мы - уточки» (повторение).
С. Соснин. «Певец».
С. Соснин. «До чего же грустно».
С. Соснин. «Начинаем перепляс».
В. Кикта. «Синеглазка» из цикла «Веселый колокольчик».
ПЕВЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Понимание детьми роли и значения распевания как музыкальной и певческой настройки.
2. Пение небольших попевок на основе народных песен с небольшим диапазоном, в основном в нисходящем движении: «Скок-поскок», «Ладушки», «Гули», «Петушок».
3. Пение простейших вокальных упражнений на различные слоги в нисходящем движении (ля, мо, лё, ма, муи тому подобное) в связи с постановкой учебных задач в объеме трех - пяти звуков, на основе трезвучия и поступенного движения.
4. Пение фрагментов и отдельных фраз из песен в разных тональностях.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1. Дети в течение учебного года должны научиться отличать на слух при сравнении один и много звуков (игра «Сколько звуков слышу я?»).
2. Постепенно вводить понятие интонация, вначале в узком значении — как наименьшей содержательной частицы музыки. Разъяснение дается для учителя, дети должны только понимать значение этого термина, например: интонация зо - ви.
3. Дети должны освоить понятие мелодия (мелодия песни, мелодия пьесы) как последовательное, осмысленное движение нескольких звуков, как синтез нескольких интонаций, выражающий законченную музыкальную мысль.
4. Освоить различные виды направления движения мелодии: вверх, вниз, на одной высоте. Уметь показывать рукой направление движения мелодии, понимать высотное тактирование учителя, уметь самим пользоваться высотным тактированием при разучивании песен и попевок.
Дети учатся понимать и уметь использовать для показа направления движения мелодии различные виды графической записи: столбицу, музыкальную лесенку и тому подобное. При разучивании песен и попевок уметь использовать кисть руки как подобие нотного стана. Это простой и доступный метод освоения звуковысотных соотношений в музыке, конкретизирующий их, помогающий впоследствии в изучении расположения нот на нотоносце.
Использовать в работе ручные знаки ступеней лада, применяемые в системе относительной сольмизации.
5. Педагог учит детей отличать на слух поступенное и скачкообразное движение.
6. Вводит понятие регистр (министр, управляющий высотой в Музыкальном королевстве). Учит понимать и употреблять этот термин. Использует игры на определение регистра. Игра «Маскарад» (например: тема «Птички» из симфонической сказки С. С. Прокофьева в низком регистре). С первой четверти и в течение всего года педагог учит детей слышать одновременное звучание двух разных регистров, ритмов (Д.Б.Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка», С.С.Прокофьев «Дождь и радуга»); двух мелодий (Ж. Бизе «Фарандола»), что создает основу для восприятия полифонии.
7. Дети знакомятся с явлением лада: определение мажорного и минорного лада на слух. Игра «Солнышко - туча» (вторая четверть). Учатся определять на слух консонанс и диссонанс.
8. В области метро - ритма параллельно осваиваются два понятия: метр и ритм. Термин метр заменяется словом пульс и осваивается детьми постепенно через различные виды музыкального движения. Формированию ощущения метрической пульсации уделяется очень серьезное внимание, на основе ощущения детьми метра вводятся понятия сильного и слабого пульса (ударного и безударного,
если проводить аналогию с русским языком), а затем дети учатся определять на слух двухдольный и трехдольный размер ( 2/4 ма-ма; 3/4 ма-моч-ка). На основе ощущения метрической пульсации вводится понятие темп (министр, управляющий скоростью в Музыкальном королевстве).
9. Осваиваются понятия о такте и тактовой черте.
10. Понятие «ритм» вводится как результат наблюдений над музыкальной тканью. Вначале дети «открывают», что звуки длятся неодинаково: есть долгие и короткие звуки, а затем вводится понятие ритма как чередование долгих и коротких звуков. Термин «ритм» дети должны понимать, а к концу учебного года пользоваться им, не заучивая определения. Эффективным методом освоения ритма является ритмизация стихотворных текстов, начинающихся с ударного слога в стихотворных размерах
(хорей 2/4 и дактиль3/4).
В течение учебного года дети должны освоить четверть (та), восьмые (ти-ти), половинную ноту (та-а), четвертную паузу (па) и все ритмослоги в размере 2/4, связанные с этими длительностями.
11. В течение года детям необходимо освоить четыре ступени лада (I – III – V - VI) или другие три -четыре ступени лада по выбору учителя и весь круг интонаций, связанных с этими ступенями.
12. Уметь читать нотную запись в пределах изученных ступеней лада и длительностей.
13. Сольфеджировать в объеме изученных интонаций и ритмослогов в размере 2/4.
14. При работе в абсолютной системе знать расположение нот на нотоносце (количество по желанию учителя).
15. В связи с изучением первой ступени лада педагог вводит понятия тоника и трезвучие (третья четверть).
16. С динамическими изменениями дети знакомятся в самом общем виде в процессе игры (тихо - громко), а затем осваивают термины форте и пиано и закрепляют знания в процессе «Игры в прятки».
В заключение можно еще раз обратиться к положению, изложенному в пояснительной записке: вся работа по освоению музыкальной грамотности опирается на музыкально-художественные впечатления, на основе накопления которых происходит осознание и понимание элементов музыкального языка, выразительных средств музыки. Вначале учащиеся слушают, наблюдают, затем осознают, понимают и называют.
ПОПЕВКИ, РАСПЕВАНИЯ
В основной своей массе попевки тесно связаны с изучением внутриладовых интонаций и предназначены для сольфеджирования с последующим разучиванием с текстом, а затем для использования в качестве распеваний. В первом классе трехлетней начальной школы необходимо использовать в первой четверти попевки, связанные с интонацией малой терции, образуемой V и III ступенями звукоряда, конечно, значительно уменьшив их количество по сравнению с первым классом.
В данной работе используется в первом и втором классах метод относительной сольмизации, и последовательность попевок обусловлена порядком изучения ступеней лада и связанных с ними внутриладовых интонаций. Особое внимание необходимо уделить чистоте интонирования всех попевок, всех внутриладовых интонаций. Работать неторопливо и тщательно. Все попевки исполняются и разучиваются без сопровождения в разных тональностях. Каждый ребенок должен чисто интонировать изучаемые интонации в удобной для себя тональности, тесситуре, диапазоне. Все изучаемые интонации дети должны узнавать на слух, уметь найти среди нескольких песенок, записанных на доске, знакомую. Проводить различные музыкальные диктанты в форме игры.