Попевки

Повторение попевок, выученных в первом полугодии, по выбору учителя.

Русская народная песня «Ходит зайка по саду» (учить по слуху и графической записи).

«Спите, куклы» (сольфеджировать).

«Спать пора» на стихи А. Барто (сольфеджировать).

П. Вейс. «Белочка» (сольфеджировать с импровизацией ответа в последней фразе).

П. Вейс. «Жучок».

Русская народная песня «Небылицы» (сольфеджировать).

Болгарская народная песня «Встретил ежика бычок» (сольфеджировать).

«Мороз» (сольфеджировать).

«Верблюд» на стихи С. Маршака (сольфеджировать).

Песни

T, Потапенко. «Будет горка во дворе».

M. Красев. «Зимняя песенка».

Д. Львов-Компанеец. «Снежная песенка».

Ю. Слонов. «Пришла зима».

В. Кикта. «Синеглазка» из цикла «Веселый колокольчик» (эскизное разучивание).

Ю. Слонов. «Матрешки».

А. Гречанинов. «Петушок», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Вставала ранешенько...» из сборника русских народных песен для детей.

А Александров. «Зимняя колыбельная».

И. Стравинский. «Медведь».

Русская народная песня «Зимой».

А. Лядов. «Колыбельная» из сюиты «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра» . Е. Тиличеева. «Маме в день 8 Марта».

М. Парцхаладзе. «Мама и солнце».

М. Ройтерштейн. «Песенка-небылица».

Как обычно, учитель выбирает пять-шесть песен для разучивания и целостного исполнения, дополняя репертуар эскизным разучиванием песен, связанных с тематикой урока, с необходимостью закрепления определенных навыков.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В области музыкальной грамотности продолжается освоение регистра («Игра в регистры»), темпа, динамики («Игра в прятки»). Продолжается освоение круга интонаций, связанных с V и III ступенями лада. Развивается навык сольфеджирования и умение читать ритм в размере 2/4. Педагог проводит ритмические игры (различные виды «Эхо»), использует ритмический аккомпанемент к песням и попевкам. Знакомит с половинной нотой. Дети продолжают освоение первичных жанров.

 

ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

 

1. Импровизация на текст:

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

2. Импровизация на жанр:

сочинение мелодии колыбельной. Инсценировка: «Уложим спать все игрушки».

3. Сочинение детьми колыбельной со своим текстом.

4. Сочинение колыбельной на текст:

Засыпай, малышка,

Серенькая мышка.

Укрываем хвостик,

Сны придут к нам в гости.

Солнце по небу гуляло,

Солнце к вечеру устало.

Прошептало: «Спать пора!»

И уснуло до утра.

5. Импровизация-диалог.

— Что ты делал, котик бурый?

— Шубку шил из козьей шкуры.

— Где же шубка? — На базаре,

Там нужда в таком товаре.

— Что с ней сделал кот пушистый?

— Променял на сыр душистый.

— Где же сыр? — Занес на крышу,

А его там съели...

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Дети должны освоить более сложные задачи:

1. Уметь передавать в движениях характер музыки.

2. Уметь менять характер и темп движения в соответствии с изменением характера музыки.

3. Менять движение в связи с изменением динамики.

4. Передавать в движении изменение штриха в музыке (легато, стаккато, нон легато).

5. Использовать пластические импровизации; связанные со сказочными сюжетами в музыке.

6. Уметь применять элементы танцевальных движений русской пляски: шаг с притопом, полуприсядка.

7. Уметь показывать фразы рукой при пении и в движении.

8. Повторение пройденного ранее по выбору учителя.

Т. Ломова. «Передача платочка».

Русские народные песни «Сеяли девушки яровой хмель»,

«Я на горку шла» (элементы русской пляски, игра «Плетень»).

Т. Ломова. «Ускоряй и замедляй».

Ф. Шуберт. «Вальс» (ля мажор).

Л. Бетховен. «Контрданс» (ритмическое эхо и «Игра в прятки»),

Ф. Шуберт. «Экоссез» (ритмическое эхо и «Игра в прятки»).

 

ИГРА НА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1. Дети закрепляют приемы игры на треугольнике, кастаньетах, детских ксилофонах и барабанах.

2. Знакомятся с приемами игры на бубнах, маракасах.

3. Исполняют ритмический аккомпанемент, ритмическое эхо.

4. Исполняют двухголосную ритмическую партитуру: И. Бах. «Волынка».

 

Тема четвертой четверти: «ВЕСНА В МУЗЫКАЛЬНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»

В четвертой четверти подводятся итоги всей работы, проделанной в течение учебного года. Учитель проверяет, как дети научились воспринимать характер и содержание музыкальных произведений; как они дифференцируют выразительные средства музыки, такие, как: мелодия, ритм, темп, регистр, динамика; как дети научились выражать словами свои впечатления от музыки; как научились эмоционально откликаться на услышанное, сопереживать ему. Весь процесс повторения и обобщения происходит как на новом музыкальном материале, так и при повторении. Особое внимание уделяется закреплению представления о жанровых особенностях музыки. Учитель знакомит детей с тембром виолончели.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

Э. Григ. «Птичка».

П. Чайковский. «Песня жаворонка».

К. Сен-Санс. «Лебедь».

Г. Фрид. «Про то, как заяц в лесу заблудился».

Э. Григ. «Весна» (фрагмент).

П. Чайковский. «Подснежник» (фрагмент).

Идет повторение ранее прослушанных произведений по выбору учителя и детей. Проводятся концерты по заявкам детей, составленные из любимых произведений, и концерты - загадки, составленные учителем из произведений, намеченных для запоминания.

 

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В области певческой деятельности перед учителем также стоят задачи закрепления детьми полученных навыков, совершенствование их на новом песенном материале; Подготовка своеобразного классного хорового концерта в конце года, состоящего из песен, выученных в течение учебного года, отобранных детьми и учителем. Главная задача этой работы — выразительное и певчески грамотное исполнение.