Попевки

Повторение попевок, разученных в первой четверти.

«Уронили мишку на пол» на стихи А. Барто (V—III ступени).

«Лошадка» (V-III ступени).

«Часы».

«Слон».

«Хнык» на стихи Г. Сапгира (пластическая импровизация).

Песни

А. Филиппенко. «Веселый музыкант» (повторение и исполнение с движением).

Е. Тиличеева. «Конь».

Ф. Лещинская. «Лошадки».

3. Компанеец. «Паровоз».

Г. Эрнесакс. «Паровоз».

М. Ройтершпгейн. «Снег».

А. Филиппенко. «Новогодняя».

М. Красев. «Елочка».

М. Парцхаладзе. «Дед Мороз».

А. Ашкенази. «Зимний сад».

Т. Попатенко. «Вот такая елочка».

В течение четверти учитель выучивает с детьми три-четыре песни по выбору. Желательно на каждом уроке повторять одну-две песни.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В области музыкальной грамотности дети продолжают осваивать в процессе музыкальной деятельности метр, ритм, определяют на слух различные регистры, учатся следить за движением мелодии, показывать движение мелодии в процессе высотного тактирования, понимают графическую запись звуковысотности на доске, разучивают песни, путешествуя по музыкальной лесенке, используют кисть руки как нотный стан и показывают на ней простейшие интонации; сольфеджируют попевки на основе интонации V-III ступеней (V-III вниз, III—V вверх, повторение V или III ступеней); умеют читать запись этой интонации на полном нотном стане в размере 2/4, знают ритмослоги, включающие различные сочетания четверти и двух восьмых; знакомятся с тембром ксилофона, со звучанием симфонического оркестра.

 

ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

 

1. Импровизация на стихи Н. Найденовой:

Что там в небе летит?

Что там в небе гудит?

То летит самолет,

То гудит самолет.

 

2. Импровизация «Конек»:

— Кто копытом бьет — цок-цок?

— Это резвый мой конек.

 

3. Импровизация на стихи М. Ивенсена:

— Здравствуй, поезд, как дела?

— Мчусь я быстро, как стрела.

— Поезд, поезд, ты куда?

— Еду в села, города.

Дети импровизируют на выученный текст. Главная задача — создание яркого образа.

 

4. Импровизация на стихи С. Маршака:

Как в бою, в лихой погоне,

Раздается дробь копыт.

Это кони, кони, кони,

Это конница летит.

 

5. Импровизация на стихи Г. Виеру. Перевод с молдавского Я. Акима:

— Ты куда идешь, медведь?

— В город елку приглядеть.

— Да на что тебе она?

— Новый год встречать пора.

— Где поставишь ты ее?

— В лес возьму, в свое жилье.

— Что ж не вырубил в лесу?

— Жалко. Лучше принесу.

 

В стихах диалогической структуры вопросы, постоянно изменяя интонацию, поет учитель, отвечают дети.

По мере освоения материала можно поручить задавать вопросы самым способным детям. Стихи можно использовать не полностью, если их запоминание вызывает сложности у класса.

По-прежнему педагог работает над ритмизацией текстов. Продолжает работать с опорой на жанровые признаки. Тексты, предложенные для импровизаций, позволяют учителю создавать с детьми и небольшие инсценировки на заданные темы, и пластические импровизации.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

1. Дети должны уметь передавать в движениях характер музыки.

2. Продолжают освоение метрической пульсации в музыке, связанной с движением.

3. Имитируют движение всадника, играют в «атаку кавалеристов», меняют характер и темы движения в соответствии с формой музыкального произведения.

4. В игре «Поезд» на музыку М. Старокадомского дети имитируют движение колес поезда, инсценируют отправление поезда, путешествие на поезде и его прибытие, постепенно ускоряя и замедляя движение в соответствии с изменением темпа.

5. Педагог вводит понятие об изменении динамики, понятия тихо (р) и громко (f), и в связи с этим - изменение характера и амплитуды движений. Эффект приближения и удаления.

6. В игре — пластическая импровизация «Кто как двигается» идет повторение маршей, танцев и упражнений, звучавших в первой четверти, для закрепления понятий жанра, метра по желанию учителя.

М. Раухвергер, В. Мурадели, Д. Покрасс, Л. Сидельников. «Марши»

А. Гречанинов. «Моя лошадка».

Д. Кабалевский. «Кавалерийская».

М. Старакадомский. «Поезд».

И. Арсеев. Игра «В гости»: «Пешком», «На велосипеде», «На машине».

Т. Ломова. «Ускоряй и замедляй».

 

ИГРА НА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1. Педагог особое внимание уделяет закреплению приемов игры на треугольнике.

2. Дети должны освоить приемы игры на детских ксилофонах и кастаньетах.

3. Уметь исполнить ритмический аккомпанемент, метрическую пульсацию. Имитировать шумовые эффекты в инсценировках и играх.

4. Ритмическое эхо.

 

Тема третьей четверти: «СКАЗКИ КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ»

Задачи, стоящие перед учителем в первом полугодии, остаются актуальными, однако процесс восприятия должен становиться все более полным, глубоким и целостным. Усложняется музыкальный материал: укрупняются произведения, усложняется музыкальный язык. Особенное внимание учитель уделяет в третьей четверти анализу выразительных средств музыки: характеру интонации, мелодии, темпу, ритму, жанру, динамике, их изменениям и связи этих изменений с характером музыки и содержанием пьес, предлагаемых ребенку для прослушивания.

Обязательно включаются как повторение прослушанные ранее пьесы Р. Шумана, П. И. Чайковского и другие по выбору учителя для сравнения по принципам общности и" различия с новыми музыкальными произведениями.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

Р. Шуман. «Дед Мороз» из «Альбома для юношества».

Р. Шуман. «Первая утрата» из «Альбома для юношества».

Р. Шуман. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» из «Альбома для юношества».

Р. Шуман. «Марш» из «Альбома для юношества».

А Хачатурян. «Вечерняя сказка».

В. Кикта. «Синеглазка» из цикла «Веселый колокольчик».

А Лядов. «Колыбельная» из сюиты «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра».

Г. Гладков. «Колыбельная».

П. Чайковский. «Колыбельная песнь в бурю».

П. Чайковский. «Баба-Яга» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Нянина сказка» из «Детского альбома».

С. Слонимский. «Марш Бармалея».

С. Прокофьев. «Сказочка».

П. Чайковский. «На тройке» (фрагмент; размер фрагмента по желанию учителя).

В. Агафонников. «Сани с колокольчиками».

Для прослушивания педагог выбирает пять-шесть произведений для серьезного анализа и запоминания, несколько произведений для сравнительного анализа.

 

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для учителя певческие задачи остаются прежними, однако усложняется интонационный и ритмический язык разучиваемых песен, усложняются вокальные задачи (увеличивается размер фразы, длительность певческого выдоха), расширяется диапазон.

Перед детьми же ставятся более сложные певческие задачи. Дальнейшее развитие навыка свободного дирижирования. Выразительное исполнение разучиваемых песен.