Попевки

Русская народная песня «Колыбельная» (учить по слуху).

Русская народная песня «Не летай, соловей».

Русская народная песня «Ай, ду-ду» (сольфеджировать).

М. Ройтерштейн. «Доброй ночи» {сольфеджировать).

Русская народная песня «Скок-поскок» (учить по слуху).

Польская народная песня «Два кота» (сольфеджировать).

Русская народная песня «Котик» (сольфеджировать).

Русская народная песня «Кукушка» (сольфеджировать).

 

Песни

Т. Попатенко. «Нас школа ждет».

М. Красев. «Осень».

Д. ВасильевБуглай. «Осенняя песенка».

Ю. Литовко. «Ути-ути».

М. Парцхаладзе. «Песенка белочки».

М. Красев. «Веселая дудочка».

А. Филиппенко. «Веселый музыкант».

Т. Попатенко. «Урок».

М. Красев. «Марш».

А. Александров. «Наша песенка простая».

Э. Гумпердинг. «Стоит стар человечек».

Учитель выбирает четыре - пять песен, причем две – три должны быть выучены до уровня выразительного целостного исполнения, остальные — в разной степени, возможно и эскизное знакомство с песней (обычно это песни повышенной трудности).

На уроке рекомендуется одновременно разучивать две песни; хорошо, если они различны по характеру, содержанию и певческим задачам, стоящим перед детьми.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В области музыкальной грамотности дети должны освоить представление о движении мелодии вверх, вниз, на одной высоте, уметь сравнивать два звука по высоте (игра: «Какой звук выше?»), при постепенном сближении звуков до терции, секунды.

Познакомиться с нисходящей интонацией малой терции (V—Ш ступеней). Уметь петь ее, путешествуя по музыкальной лесенке, показывая ручными знаками ступени. Начать освоение нотной записи на нотном стане, состоящем вначале из двух линеек. Педагог познакомит детей со слоговыми названиями ступеней: V — «ЗО» и III — «ВИ».

Учащиеся приступают к освоению алгоритма сольфеджирования, начинают сольфеджировать простейшие попевки, построенные на одной и двух ступенях лада (V— III), а затем разучивают их с текстом и используют на последующих уроках как распевания.

Опираясь на высотное тактирование учителя и детей; графическую запись песни на доске, разучиваются песни при помощи музыкальной лесенки, по которой путешествует «волшебная» указка.

Дети начинают освоение понятия ритм. Учитель знакомит с соотношением четверти и двух восьмых и со слоговыми названиями (четверть - та), (восьмые - ти-ти). Дети учатся отхлопывать простейший ритмический рисунок, осваивают понятие о звуках высоких, низких, а затем средних (игры на определение регистра без привлечения термина) [Методика музыкальных игр по освоению звуковысотности описана в Приложении.] и значение термина мелодия.

 

ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

1. «Что ты хочешь, кошечка?» (ответ по желанию детей).

2. «Как тебя зовут?»

3. «Гуси-гуси».

4. «Барабан» (Тра-та-та, тра-та-та, барабаню я с утра).

5. Ритмизация текстов с последующим сочинением мелодии на этот ритм.

Можно использовать любые диалогические простые игровые фразы. Педагог все время меняет интонацию, сохраняя ее незавершенный, вопросительный характер [Методика работы в области вокальной импровизации описана в Приложении.]

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В области музыкального движения дети должны освоить первоначальные программные требования.

1. Уметь передавать в движении характер и содержание музыки. Уметь изменять движение в соответствии с изменением характера музыки.

2. Уметь передавать в движении метрическую пульсацию в марше и танце. Освоить понятие пульс (метр).

3. Освоить различного вида шаги: бодрый шаг, высокий шаг.

4. Освоить танцевальные движения: поскоки, шаг с притопом, плавные покачивания корпусом.

5. Уметь изменять движение в соответствии с изменением жанра.

6. Освоить некоторые элементы формы в движении - показ фразы рукой в виде полукруга при пении, а также в музыкальных произведениях, исполняемых с движением.

7. Участвовать в музыкальных играх на материале

«Марша деревянных солдатиков» П. И.Чайковского и «Марша» Д. Д. Шостаковича.

8. Участвовать в играх — пластических импровизациях на тему «Кто как двигается?».

Ш. Гуно. «Марш».

М. Глинка. «Полька».

А. Гречанинов. «Вальс» (фа мажор).

Д. Верди. «Марш» из оперы «Аида».

М. Качурбина. «Мишка с куклой пляшут полечку».

П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Н. Леви. «Марш».

Д. Шостакович. «Марш».

Е. Марченко. «Вальс».

Л. Бетховен. «Экоссезы» (№ 1).

Л. Бетховен. «Контрданс».

Д. Кабалевский. «Вальс».

С. Майкапар. «Маленький командир».

Литовская народная песня «Веселые дети» в обработке В. Агафонникова.

 

ИГРА НА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1. Освоить приемы игры на треугольнике, барабане.

2. Уметь исполнять на элементарных музыкальных инструментах метрическую пульсацию.

3. Уметь сыграть простейший ритмический рисунок, основанный на чередовании четвертей и восьмых в процессе игры в эхо, а также в качестве ритмического аккомпанемента к попевкам, песням, пьесам.

Теми второй четверти:

«КАК МОЖНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬВ МУЗЫКАЛЬНОМ КОРОЛЕВСТВЕ?»

Продолжается серьезная работа по развитию эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Педагог продолжает учить понимать содержание музыкального произведения. Ведущее направление четверти в освоении материала — различное эмоциональное содержание музыкальных произведений, связанных с передачей разных форм движения в музыке: движения игрушек, животных, игрушечной лошадки, поезда и тому подобное. Таким образом, в процессе разнообразной музыкальной деятельности (пение, слушание, движение,сольфеджирование, импровизация, игра на различных музыкальных инструментах) происходит освоение временной природы музыки через освоение метроритмической организации музыкальной ткани. Естественно, что в процессе подобной работы учитель сталкивается с проблемой изобразительных возможностей музыки, но не следует вникать с детьми в суть этого явления, заострять внимание детей на вопросе: «Что может изобразить музыка?», так как их восприятие и так достаточно конкретизировано. Гораздо важнее через движение, через конкретную изобразительность прийти к пониманию детьми эмоционально - образного содержания музыки.

Остаются актуальными все задачи, поставленные в первой четверти по совершенствованию музыкального восприятия ребенка. Педагог продолжает целенаправленно учить музыкальному восприятию не только в процессе слушания музыки (концерт), но и подбирая для урока специальные музыкальные игры, упражнения.

Педагог продолжает работу по сравнению музыкальных произведений, хотя теперь они написаны на одну тему, но различны по эмоционально - образному содержанию, например:

«Смелый наездник» Р. Шумана, «Моя лошадка» А. Т. Гречанинова и

«Кавалерийская» Д. Б. Кабалевского или «Поезд» М. Старокадомского и «Отъезд» С. С. Прокофьева из сюиты «Зимний костер».

Дети продолжаp>

«Кавалерийская» Д. Б. Кабалевского или «Поезд» М. Старокадомского и «Отъезд» С. С. Прокофьева из сюиты «Зимний костер».

Дети продолжают освоение первичных жанров.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» (повторение).

B. Ребиков. «Игра в солдатики».

Д. Шостакович. «Марш» (повторение).

Прослушивание и исполнение с движением (игра, пластическая импровизация). Для работы учитель выбирает четыре-пять новых произведений. Для запоминания — два - три произведения. Дети должны знать фамилии П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича.

П. Чайковский. «Игра в лошадки».

Р. Шуман. «Смелый наездник» из «Альбома для юношества» (повторение).

Щ. Кабалевский. «Кавалерийская».

Б. Дварионас. «Деревянные лошадки».

C. Прокофьев. «Отъезд» из сюиты «Зимний костер».

Д. Шостакович. «Шарманка».

 

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В области певческой деятельност и задачи остаются те же, что и в первой четверти: дальнейшее освоение певческой установки; работа над легким, мягким, округлым, полетным звуком; совершенствование кантилены; работа над правильной организацией певческого дыхания; освоение законов певческой орфоэпии; достижение хорошего унисона; работа с «гудошниками». В процессе пения использование так называемого свободного дирижирования детей.

Дети должны научиться понимать дирижерский жест: уметь одновременно начинать и заканчивать пение по руке дирижера, одновременно по руке произносить согласные звуки в конце слова.

Главным требованием остается осмысленность и выразительность исполнения.