Первый класс

Настоящий вариант программы первого класса (шестилетки) перекликаясь с программой Н. А. Ветлугиной, отличается своим конкретным содержанием. Музыкальный материал максимально приближается к играм, сказкам, к определенным календарным праздникам. Особое внимание уделяется тематической цельности урока, в программу вошла серия сюжетных уроков: «Мы катаемся на лошадках», «Мы едем на поезде», «Мы укладываемся спать», «Здравствуй, праздник Новый год», «Весна-красна», «Птицы в музыкальном королевстве».

Игровой метод ведения уроков является ведущим. На всех уроках присутствуют элементы сказки, импровизации, театрализации. Главное — опереться на различные способы самовыражения ребенка, на разные виды детского творчества. О целях и задачах программы достаточно подробно сказано в пояснительной записке.

Здесь приводятся задачи, стоящие перед учителем в нервом классе:

1. Развивать эмоциональную сферу ребенка, способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Научить понимать содержание музыкального произведения, его построение в самом общем виде, развитие сюжета.

3. Научить понимать некоторые особенности музыкального языка: в процессе практической музыкальной деятельности, в ходе всевозможных музыкальных дидактических игр, в работе над освоением элементов ритмики и различных форм музыкального движения дети знакомятся с темпом, ритмом, мелодией, регистром, различной динамикой, с первичными музыкальными жанрами; осваивают простейшие интонации и элементарные ритмические формулы в размере 2/4, изучают четверть и восьмые и так далее.

4. Целенаправленно развивать музыкальное восприятие ребенка, работать над формированием целостного эстетического восприятия музыкального произведения, адекватного его содержанию.

Ключом к работе с детьми шестилетнего возраста может служить сказка, например о королеве Музыки. Весь учебный год педагог вместе с детьми играет и действует на уроках как бы внутри этой сказки, внутри Музыкального королевства, и тематика тесно связана со сказкой.

 

Тема года: «ТАЙНЫ МУЗЫКАЛЬНОГО КОРОЛЕВСТВА»

Тема первой четверти: «О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ КОРОЛЕВА МУЗЫКИ?»

 

Первая и главная задача учителя — научить детей вслушиваться в музыку, показать красоту и очарование музыки, «околдовать» красотой музыки. Для решения этой проблемы можно рассказать детям сказку о королеве Музыки, которую хотел погубить великан Шум («Музыка любит тишину!»), а гномы Марш и Танец, собрав и объединив всех жителей Музыкального королевства (марш и танец озвучивает учитель, а дети шагают под марш и импровизируют движение танца, например польку), сумели спасти королеву и выгнать великана Шума. В конце сказки королева Музыки дарит детям свою любимую музыку. Педагог может исполнить любимое произведение В. Моцарта: фрагмент сонаты до мажор, «Рондо в турецком стиле» (рефрен). Учитель должен выбрать обязательно какой-то яркий фрагмент. Это — первый концерт на уроке музыки, а для большинства детей вообще первая концертная встрече с классической музыкой. Можно исполнить несколько фрагментов из разных произведений. Обстановка должна быть концертной, учителю желательно играть все наизусть, аплодисменты и поклон исполнителя — все как на настоящем концерте. Первая встреча с великой музыкой — обязательно праздник!

Здесь приводится подробное описание фрагмента первого урока, потому что именно первый урок музыки дети запоминают на всю жизнь. На эмоционального ребенка шести лет необычная обстановка, игра, сказка должны произвести сильное впечатление.

В первой четверти происходит знакомство с характером и эмоциональным содержанием музыкальных произведений, причем предлагается давать их специально подобранными парами, вначале резко контрастными, постепенно уменьшая контраст. Дети учатся сравнивать различные и похожие произведения, учатся находить соответствующие эпитеты для характеристики звучащей на уроке музыки. Дети должны узнавать музыку, звучавшую ранее на уроке, два-три произведения по выбору учителя должны быть повторены четыре-пять раз, для того чтобы дети запомнили их, узнавали, знали их названия и фамилию композитора, написавшего предлагаемую пьесу. В первой четверти дети знакомятся с двумя именами: П. И. Чайковский и Р. Шуман, так как на уроках в основном будет звучать музыка из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Альбома для юношества» Р. Шумана.

В первой четверти происходит знакомство с тремя первичными жанрами: танец, марш, песня.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

С. Прокофьев. «Марш».

Д. Кабалевский. «Боевая песенка».

П. Чайковский. «Осенняя песня» (фрагмент).

С. Майкапар. «Беспокойство».

В. Селиванов. «Шуточка».

П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Новая кукла» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Вальс» из балета «Спящая красавица».

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».

Р. Шуман. «Первая утрата» из «Альбома для юношества».

Р. Шуман. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» из «Альбома для юношества».

Р. Шуман. «Смелый наездник» из «Альбома для юношества».

Выбранные для запоминания произведения необходимо повторять несколько раз, возможно использовать не все пары или ввести другие произведения. Важно только, что каждое произведение должно звучать обязательно на двух уроках: на первом — концертное прослушивание и определение эмоционального содержания, на следующем — повторное прослушивание и более подробное обсуждение-анализ и опять прослушивание целиком. Эту часть урока можно назвать концертом, и если произведения новые, то концерт открывает урок, при повторении концерт может занимать в драматургической ткани урока любое место, соответственно развитию драматургии.

 

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Это важнейший вид музыкальной деятельности на уроке в первом классе, поэтому перед детьми стоят задачи, которые помогут им соприкоснуться с таким удивительным жанром, как песня.

1. Освоить певческую установку. (Ножки - раз! Ручки - два! Спинка - три! В певческой позе замри! )

2. Уметь одновременно начинать и заканчивать пение.

3. Понимать дирижерский жест (начало и конец пения, ведение фразы). Осваивать метод свободного дирижирования.

4. Петь простейшие попевки и песни в небольшом диапазоне (квинты-сексты) от ре1—ми-бемоль1 до си1—до2. Работать над чистотой интонирования.

5. Петь напевно (главный навык кантилена), естественным, полетным, мягким, негромким звуком с мягкой атакой.

6. Дышать не поднимая плеч; распределять дыхание на фразу, соблюдать законы вокальной орфоэпии (вокальное деление на слоги), правильно выговаривать слова.

7. Петь выразительно, передавая в пении эмоциональное содержание песни.