Певческая деятельность на уроке музыки в начальной школе
Процесс вокально-хорового воспитания и обучения многогранен. Выразительное, художественное исполнение требует прочного владения вокально-техническими навыками, которые являются базой, основой хоровой культуры. Следовательно, правильное воспитание певческого голоса учащихся на основе всестороннего развития музыкального слуха (мелодического, гармонического, вокального, ритмического, динамического) — первоочередная задача для учителя музыки.
Остановимся на певческом аппарате детей. В голосовой аппарат входят следующие органы: легкие, трахея, бронхи, гортань, состоящая из нескольких хрящей, соединенных плотными связками. Особое значение имеют перстневидный, щитовидный и черпаловидные хрящи. Самые важные мышцы, принимающие участие в голосообразовании, — это щито-черпаловидные мышцы, состоящие из продольных, поперечных и косых волокон. Важное значение имеют в пении верхние резонаторы, артикуляционный аппарат (глотка, рот, носовая полость, лобные пазухи, черепной свод) — здесь усиливаются основной и частичные тоны (обертоны).
Деятельность голосового аппарата представляет собой сложную систему функций, специфическая жизнедеятельность которых протекает в органическом единстве между собой. Процесс пения представляет собой яркий пример цепного рефлекса.
Главная особенность голоса ребенка состоит в том, что он постоянно находится в процессе роста, развития, изменения и требует осторожного отношения со стороны любого вокального педагога.
Основным методическим принципом вокального воспитания является принцип комплексного развития частей певческого аппарата и его функций в тесной взаимосвязи между собой. Исходя из данного принципа можно сформулировать первую группу задач в работе над развитием детского голоса:
1. Развитие певческой атактной функции.
2. Формирование универсальной пластичности подвижной акустической формы мягких и твердых резонаторов полости рта и глотки в единстве с речедвигательным аппаратом .
3. Развитие опорно-мышечной функции в процессе певческого движения в тесной функциональной связи с певческим механизмом гортани.
4. Формирование дифференцированного интонационного движения гортани.
5. Формирование легатированного и стаккатированного певческого движения, оптимальной силы на протяжении всего диапазона.
6. Формирование непринужденности и органичности певческого движения и глубины
фонематической формы певческого звучания.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости системы целенаправленных упражнений, развивающих в комплексе все составляющие певческого аппарата, и работы над развитием атактной функции, опорно-мышечной дыхательной функции и фонематического рефлекса. Педагог работает над формированием динамической стереотипности певческого процесса.
Предлагаемый путь работы, в основе которого лежит фонематический метод воспитания певческого голоса, предполагает систематическую многолетнюю работу с детьми начиная с младшего школьного возраста.
Качество вокального звука служит эталоном правильности работы для учителя музыки. Огромное значение имеет хороший вокальный показ педагога.
Качество ансамбля и строя в классном хоре зависит от степени сформированности певческих навыков, в особенности дыхания и звукообразования, поэтому, рассматривая певческий процесс как
комплексный, в программе выделяются отдельные задачи по работе над дыханием, звукообразованием, дикцией и так далее.
Развитие музыкального слуха происходит на протяжении всех лет занятий с детьми. В программе предлагается ряд конкретных путей этой работы. Здесь же необходимо отметить, что чистота инто-
нирования напрямую зависит от правильности певческого движения. Работа над интонацией происходит на вокальной основе.
Надо учитывать, что русский язык — язык тембральный, а быстрое развитие тембрального слуха тормозит формирование звуковысотного слуха (тонального).
В процессе обучения многоголосию более интенсивно развивается ладовое чувство, гармонический слух, чистота интонирования, расширяются исполнительские возможности детей. Главное внимание уделяется здесь развитию гармонического слуха детей. Трудность многоголосия заключается не в пении, а в слышании.
Наиболее ярко специфика хорового пения выступает в пении без сопровождения, когда вокальные краски, их игра становятся определяющими в исполнении. При пении а капелла повышается качество слухового внимания к чистоте интонации, дети лучше слышат себя и соседей, активно развивается музыкальный слух, а также внутренний слух.
Пение а капелла ведется по трем этапам:
1) пение одноголосное — мелодическое,
2) пение многоголосное — полифоническое,
3) пение многоголосное — гармоническое.
В пении без сопровождения особенно важно учитывать тесситурные условия каждой партии, так как вокальные трудности обязательно скажутся на интонации. В таких случаях полезно использовать транспорт как временный, так и постоянный.
Вторая группа задач — задачи чисто специальные:
1. Развитие различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического) в тесной связи с певческим интонированием.
2. Анализ трудностей произведения в звуковысотном аспекте: выразительность и вокальность мелодии, характер интервальной последовательности, диапазон, лад, особенности гармонии, аккомпанемента и сочетание его с мелодией.
3. Анализ тембровой стороны партитуры, тесситура, ритмические особенности, штрихи, динамика, поэтический текст.
Третья группа задач:
1. Соответствие содержания произведения возрасту детей.
2. Соотношение музыкального материала по жанрам, по стилю, по темам.
3. Соотношение произведений различного уровня сложности: обязательно петь и легкие, и трудные, и посильные произведения.
4. Соблюдение равновесия художественных и технических задач.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА РЕПЕРТУАРА
1. Учитывать значение психофизиологических особенностей детей данного возраста.
2. Знать законы музыкально-певческого развития детей и уметь предугадывать динамику этого развития.
3. Соответствие репертуара методике работы хормейстера.
4. Знать уровень подготовленности и развития учащихся данного коллектива.
5. Подчинить репертуар учебно-воспитательным задачам.
6. Развивать хороший музыкальный вкус, музыкальный кругозор учащихся.
7. В результате правильного подбора репертуара должны целенаправленно развиваться мышление, внимание, память детей, их эмоциональная отзывчивость на музыку.
ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ
Дети в возрасте шести-семи лет поют за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голос у детей этого возраста мал по диапазону и невелик по силе.
Смыкание связок неполное, движутся только края голосовых связок, это так называемое фальцетное звукообразование. Голос у детей в шесть-семь лет светлый и легкий.
Разницы в устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек нет. Многие мышцы, так или иначе задействованные в пении, слабо развиты. Носовая полость и придаточные пазухи также только формируются.
Слабы и мышцы грудо-брюшного пресса. Из вышеизложенного прямо вытекает необходимость особой осторожности в работе с детьми этого возраста, забота об охране и правильном развитии певческого аппарата.
Первые певческие навыки связаны с певческой установкой. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя.
Садятся дети на стул так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидят как бы на половине стула. Спину держат прямой, руки легко и спокойно лежат на коленях. Голову держат прямо, не опуская и не поднимая вверх. При пении стоя корпус и шея у детей выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу и чуть расставлены, руки спокойно висят вдоль туловища или мягко сплетены за спиной. Особое внимание педагог уделяет подбородку ребенка: он ни в коем случае не должен быть поднят или сильно опущен — это ведет к неправильной манере пения.
ДЫХАНИЕ
У детей до десяти лет нет специально певческого дыхания. Внепевческое (жизненное) дыхание у детей этого возраста обычно совпадает с певческим. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно и одновременно делать вдох — спокойно, без напряжения.
Педагог учит формировать певческий выдох за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы. Объясняет о недопустимости смены дыхания в середине слова. Обучает короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху: при вдохе ни в коем случае нельзя поднимать плечи.
Перед началом пения у детей необходимо расслабить артикуляционный аппарат. Они должны разомкнуть зубки, опустить подбородок, проверить указательными пальчиками обеих рук, есть ли дырочки в щеках между зубами, чуть приоткрыть губы. Дальше начинается игра. Дети должны представить, что в руках у каждого из них роза. Вдруг розы раскрываются и становятся пышными и большими. Дети удивляются вместе со взмахом руки дирижера, и все тихо говорят «ах!». Вместе с началом ауфтакта «мы удивляемся», затем мгновенно задержка дыхания от удивления и красоты — и поют «фа», «соль» первой октавы на гласный а. Педагог тщательно следит, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха.
Почему в игре необходимо возникновение эмоции удивления? Потому что когда человек удивляется или пугается, он инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода, кромого, в этот момент поднимается мягкое небо, что является основой правильного звукообразования.
Параллельно с одновременным вдохом дети обучаются (одновременному завершению фонации.
Особенно полезны для развития певческого дыхания упражнения в сочетании пения стаккато и легато. И все-таки главное умение на первоначальном этапе обучения — это умение петь легато.
ПЕВЧЕСКОЕ ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ
Певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок, неразрывно связан с певческим дыханием. Основное требование художественного вокального исполнения — правильный, красивый певческий звук.
Певческий голос должен звучать ровно, однородно по всему диапазону.
1. Начинать работу педагогу необходимо с трех-пяти звуков в примерной зоне звучания голосового аппарата. Диапазон вверх и вниз он в работе с детьми расширяет постепенно, без торопливости. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения и утомления голосового аппарата (это звуки ми1-ля1)
2. Диапазон в этой возрастной группе — ре1—до2. При пении используется мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука).
3. Главной педагогической задачей является выработка кантилены. Особое внимание уделяется выравниванию, округлению звучания гласных, работа по округлению «белого звука».
Характер звука должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения и форсирования при головном звучании (фальцетном).
Основное внимание уделять выработке чистого унисона.
4. Обучать детей навыку пения а капелла на материале простейших попевок.
5. Вся вокальная работа ведется в негромкой динамике (mp).
6. Главный метод вокальной работы заключается в вокальном показе и устном объяснении. Педагог всегда обязан точно сформулировать певческую задачу перед началом пения детей.
7. Не разрешать детям петь плохо выученный материал а капелла и дозировать длительность пения без сопровождения.
8. Главным критерием методической правильности в певческой работе является качество звука и свобода певческого аппарата в процессе пения.
Педагог должен работать без торопливости, его критерий — не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки и песенки, которые у них хорошо получаются.
На каждом занятии повторять с детьми уже выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой — позволяет детям получать удовольствие от процесса пения уже на первых порах обучения.
Вырабатывать сознательное и критическое отношение детей к своему пению. Ребенок с первых занятий должен учиться слушать себя и своих товарищей в пении, уметь подстроиться к хору, слиться с общим звучанием. Слушая себя, дети всегда должны контролировать как чистоту интонирования, так и качество певческого звука. Важнейший метод работы педагога — метод предупреждения ошибок.
ОСВОБОЖДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
«В основу вокальной дикции должно быть положено звучание певческого тона, которое остается неизменным при произношении гласных и согласных и их комбинаций» [Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей. М., 1963. С. 64.]
Органами артикуляции являются губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. У детей шести лет артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Необходимо работать над мягким, свободным опусканием нижней челюсти без напряжения лицевых мышц как при исполнении песен, так и при выполнении специально подобранных упражнений.
Другой серьезный тормоз в работе над артикуляцией — напряженные движения языка.
Необходимо включить в работу слоги с зубными: д, к, т, р, г, а также губными согласными: б, п, в, м, оставляющими заднюю часть языка в пассивном состоянии.
Главное — учить протягивать гласные и округлять их, при этом а приближается к о; и — к ы; е — к э.
Важно научить четко, понятно и правильно произносить текст песен, понимая его смысл.
Следует познакомить детей с правилами вокального деления на слоги: согласные, которыми заканчиваются слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову; одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова, поются отдельно; слог ться поется как ца, и т. п.
Обязательно обратить внимание детей на активность губ, на четкое произношение согласных, особенно в конце слова. Вырабатывать дикцию при помощи специальных упражнений в умеренно-подвижном темпе. Так как механизмы певческой и речевой артикуляции в этом возрасте очень близкие, то очень полезно включать в работу скороговорки, улучшающие артикуляционную подвижность певческих и речевых органов.
РАБОТА С «ГУДОШНИКАМИ»
1. Внимательное и регулярное индивидуальное прослушивание всех детей, а особенно детей с плохой интонацией.
2. Работа по налаживанию координации слуха и голоса.
3. Пение в режиме пиано.
4. Обучение кантилене.
5. Быстрый скачок в верхнюю часть диапазона.
6. Привлечение образных ассоциаций, как словесных, так и пластических.
7. Правильная рассадка при пении: слабые дети сидят впереди и между сильными.
8. Использование гласного у при пении упражнений и в сочетаниях с согласными в слогах ку и гу.
9. Пение про себя.
10. Активизация органов артикуляции.
11. Индивидуальная дополнительная работа.
12. Пение попевок и песенок в удобной тональности в транспорте.
13. Самоконтроль при пении: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход указательным пальцем. Это прекрасный способ контроля: плохо интонирующие дети всегда должны петь прикрыв ухо.
ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ВОСЬМИ-ДЕВЯТИ ЛЕТ
У детей восьми-девяти лет голосовой аппарат уже несколько другой, активно развивается гортань, постепенно изменяются и усложняются в соответствии с ростом и развитием гортани расположение и структура рецепторов. С усложнением строения рецепторов появляется большая чувствительность к восприятию различных раздражений, что особенно важно для пения.
Гортань ребенка этого возраста расположена несколько выше уровня, обычного для взрослого человека. Грудной резонатор развит слабо. Звук образуется легкий, нежный, с верхним резонированием (головное звучание).
Смыкание связок неполное, колеблются только края голосовых связок.
Разницы в устройстве голосового аппарата мальчиков и девочек нет, развитие происходит одинаково.
ДЫХАДИЕ
У детей восьми-девяти лет певческое дыхание совпадает с жизненным. Поверхностное дыхание, наблюдаемое у детей этого возраста,— следствие слабого развития диафрагмы, а также межреберных и грудных мышц, узости дыхательных путей по сравнению с объемом легких.
Жизненный тип дыхания — ключичный, верхнереберный. В пении подобный тип дыхания выражается в поднимаемых при вдохе плечах. Работа над дыханием происходит опосредованно, через совершенствование навыка спокойного, мягкого, не напряженного вдоха через нос с чуть
приоткрытыми губами.
Продолжительность певческого выдоха формируется длиной музыкальной фразы, которую педагог предлагает спеть детям без остановки. Необходимо учить детей делать вдох в характере и темпе песни, сохранять вдыхательную установку в пении. Длительный выдох, без толчков, умение экономно расходовать дыхание при пении. Быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе. Использовать активно дыхательную гимнастику, включая элементы дыхательной гимнастики
А. Стрельниковой, а также дыхательные упражнения, развивающие глубину вдоха и протяженность выдоха.
Включение в работу упражнений, выражающих одну законченную мысль: «На полянке у реки загорелись огоньки» — такая фраза не дает возможности остановиться в середине, таким образом, как всегда, у детей младшего школьного возраста все навыки вырабатываются с явной опорой на образную сферу мышления.
ПЕВЧЕСКОЕ ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ
Продолжение работы над звуком. Исходя из физиологической картины развития гортани детей восьми-девяти лет, нужно учитывать, что звук должен быть легким, звонким, мягким, хотя он довольно беден по звучности, так как в нем еще нет в достаточной мере обогащающих его обертонов
[См.: Грачева М. С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М.: Медгиз, 1956. С. 48.]
В этом возрасте у детей отчетливо Отмечается фальцетный характер и головное резонирование голоса. Голос должен звучать однородно и ровно по всему диапазону. Примерная зона, при всей индивидуальности, является основой для воспитания голоса. Развивая голос с примарных тонов, педагог постепенно обучает детей, не прибегая к лишнему физическому усилию, к напряжению, переносить на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для примарной зоны звучания.
Диапазон классного хора ре1 (до1) — до2 (ре2). По-прежнему в пении используется в основном мягкая атака.
Одной из главных задач является выработка хорошего унисона. Работать в динамике p - mp. Осваивать в пении динамические оттенки. Работать над протяженностью и сглаживанием гласных.
Развивать вокальный слух учащихся, сознательное и критическое отношение детей к своему пению, умение слышать и слушать себя своих товарищей в хоре.
Формировать у всех детей звонкость, полетность, ровность по тембру, умение петь активно, но не форсированно. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению. По возможности, слушать записи выступлений хора и совместно обсуждать их. Слушать лучшие детские хоры как в записи, так и на концертах.
ДИКЦИЯ
У детей восьми-девяти лет артикуляционный речевой аппарат еще достаточно вял.
1. Продолжать работу, начатую в первых-вторых классах, по расслаблению артикуляционного аппарата.
2. Продолжать работу с зубными и язычными согласными: д, з, т, р, н,а также с губными — б, п, в, м; работать над расслаблением задней части языка.
3. Совершенствовать у детей умение деления на «вокальные слоги» в пении.
4. Учить округлять гласные звуки, протягивать их.
5. Учить тщательному и быстрому произношению согласных при скоплении их в соседних слогах.
7. Работать над раздельным произношением согласных стоящих в конце слова и в начале другого слова.
8. Работать над раздельным произношением двух одинаковых гласных звуков, стоящих рядом.
9. Учить правильному произношению текста, выделению логического ударения и его совпадению с музыкальным акцентом. Правильно соотносить ударные и безударные слоги.
10. Учить соблюдать правила вокальной орфоэпии.
11. Формировать единообразное и одновременное произношение.
12. Вырабатывать дикцию при помощи специальных упражнений.
13. В связи с близостью речевой и певческой артикуляции у детей восьми-девяти лет по-прежнему полезно включать в работу скороговорки и другие речевые упражнения, развивающие артикуляционные навыки.