Человека».

Эпиграф к уроку: «Человек — это звучит гордо». М. Горький. 1. Вход: «Токката и фуга» ре минор (фрагмент начала «Ток­каты») .

П. Приветствие (мелодия темы Органной фуги g-moll).

Море звуков заполняет класс, Сильно,*мош.но. благородно, И таинственно и гордо Музыка звучит сейчас.

(Подчеркнутые слоги распеваются.)

Какой инструмент звучал? Кто знает автора этой музыки?

1. Иоганн Себастьян Бах 1685—1750 гг. (портрет, запись на

доске).

Спела я также тему одного из сочинений Баха.

2. Исполнение темы на фортепиано, затем ознакомительно
с классом вокализом. Отметить певучесть, лиризм и повествова­
тельный характер темы.

3. Перед прослушиванием Органной фуги g-moll прошу внима­
тельно следить за развитием темы.

4. Прослушивание фуги.

5. Беседа о прослушанной музыке: многократное повторение
темы в разных голосах, в разных регистрах, в разном характере.

Тема как бы перебегает из голоса в голос. Такое произведе­ние называется — фуга, что в переводе значит — «бег».

Фуга — как бы разговор нескольких равных и очень вежливых собеседников, где каждый имеет право и возможность высказать

свое мнение.

 

Остановиться на определении воздействия музыки И. Z. Баха. Эта музыка делает человека лучше, сильнее. Когда слушаешь И. С. Баха, веришь в безграничные возможности человеческого разума н а величие человеческой души, в глубину познания мира и себя, уважаешь человека, его человеческое достоинство. Не


зря Л. Бетховен сказал о И. С. Бахе: «Не ручей,— а море ему имя!» (объяснить игру слов).

IV. Беседа о жизни и творчестве И. С. Баха.

1. Детство. Занятия музыкой. Необыкновенное трудолюбие
(случай с тетрадью переписанных нот, отобранных братом).

2. И. С. Бах — лучший органист Европы того времени.

3. Кем служил И. С. Бах, для кого писал свою музыку? (При
дворе, в церкви.)

4. Какие жанры музыки предпочитал И. С. Бах? (Кантаты,
оратории, произведения для органа, клавира, оркестра.)

5. Положение и место музыканта в Германии 1-й половины
XVIII века.

6. Необыкновенная творческая продуктивность. И. С. Бах
создал около тысячи крупных произведений в разных музыкаль­
ных жанрах.

7. 100 лет забвения. Почему? Об этом поговорим на следующем
уроке.

Д/з. Краткая биография И. С. Баха; указать города, в которых он проживал подолгу.

V. Я хочу показать произведение, написанное И. С. Бахом для
клавира (один из предков фортепиано). Исполнение Прелюдии
C-dur из I тома «Хорошо темперированного клавира».

Понравилось? Эта музыка очень нравилась Ш. Гуно, фран­цузскому композитору XIX века, и он сочинил к ней мелодию на текст латинской молитвы. Слушаем в записи «Ave Maria» И. С. Бах — Ш. Гуно.

VI. Распевание:

1. «Ave Maria» Бах — Гуно, первая фраза.

2. «Ave Maria» Ф. Шуберт, первая фраза.
Повторяю понятия: мелодия и аккомпанемент.

VII. Работа над песней:
«Весенняя песня» И. С. Бах.

«Ты шуми, зеленый бор» И. С. Бах,

«За рекою старый дом» И. С. Бах.

Предлагаю любую из этих песен на выбор. Выбор зависит от степени подготовленности класса. Самая доступная песня — «За рекою старый дом». Она учится легче других в связи с небольшим объемом и наименьшим мелодическим развитием.

Любую из песен И. С. Баха надо учить либо сольфеджируя, либо с опорой на нотную запись. Песни «Весенняя песня», «Ты шуми, зеленый бор» на первом уроке стоит выучить только напо­ловину, тщательно закрепляя каждую фразу, распевы (они неудобны в силу плохой подтекстовки), обращая внимание детей на непрерывность интонационного развития в музыке И. С. Баха.

Очень интересна работа с вокализом на темы инструменталь­ных сочинений Баха. На мой взгляд, это петь полезнее, чем плохо подтекстов а иные хоральные и инструментальные мелодии.

4* 5!


626. Тема урока: «Музыка возвышает и облагораживает