И в радости».

I.Вход: «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»

П. И. Чайковского.

В каком крупном сочинении П. И. Чайковского звучит эта

музыка?

Какой инструмент исполняет мелодию?

II. Распевание: см. урок № 514.

III. Работа над песней «Неаполитанская песенка» П. И. Чай­
ковского.

1. Закрепление I части.

2. Разучивание II части песни. Учить медленно, напевно, с
правильным вокальным делением на слоги («а в я — сном»
и т. п.), сразу определить места дыхания и учить все время оди­
наково, причем сначала в момент дыхания цезуру делать больше,
чем надо. Затем постепенно ускорять темп, одновременно работая
над хорошим ведением фразы.

IV. Тест на определение стиля П. И. Чайковского.

1. В. А. Моцарт. Симфония № 33 I часть, главная партия.

2. П. И. Чайковский IV симфония, II часть, главная тема.

3. А. П. Бородин. II симфония, I часть, главная партия.
Работа выполняется письменно. Задание:

 

1. Найти музыку П. И. Чайковского.

2. Узнать знакомую музыку, назвать автора и произведение.
(Задание дает возможность проверить степень усвоения произ­
ведения.)

3. Моцарт — более высокий уровень сложности; если кто-то
узнает всю музыку, то за это ставится отдельная отметка.

Дети ставят цифры в тетради. После прослушивания заполняют своими ответами место рядом с цифрой. Проверка идет следую­щим образом:

1. Кто нашел музыку П. И. Чайковского? Какая она по
порядку?

2. Кто узнал знакомую музыку? Чья она? Как называется?
Дети ставят плюсы, если их ответы правильны; иногда я

предлагаю соседям поменяться тетрадями, и тогда идет взаимо­проверка.

3. А кто же был третий?

В тетради проверенное задание выглядит так: 1. Моцарт +


 

2. Чайковский -4-

3. Бородин + II симфония или «Богатырская симфония»

5/5

V. «Зеленая рощица»

1. Сольфеджирование.

2. Разучивание с текстом.
Задание:

3. Доказать, что это русская народная песня.

4. Назвать песню, близкую по эмоциональному настрою, где
также ярко выражено человеческое горе.

«Матушка» Матвеев.

Обобщение. Музыка, как друг, может разделить горе, помочь в трудную минуту.

VI. Сцена из оперы «Повесть о настоящем человеке» С. С. Про­
кофьев.

1. С помощью детей кратко рассказать о сюжете книги Б. По­
левого.

2. Ввести сценическую ситуацию.

3. Слушание сцены из оперы.

4. Почему Клавдия поет песню «Зеленая рощица»?
Почему С. Прокофьев ввел еще одну песню «Мне ничто

не тешит взгляда»?

5. Беседа о сопереживании, о том, как оно необходимо людям,
каждому человеку. Необходимость чуткости, внимания, любви к
людям.

Что объединяет такие разные произведения, как VI симфония, сцена из оперы? Сопереживание.

«Горе можно только размыкать, а „разъякать" никак нель­зя...» — слова няни М. П. Мусоргского.

Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Самая большая роскошь на свете — роскошь человеческого общения».

Д/з. Привести примеры на тему: «Музыка — друг в горе, в беде».

616. Тема урока: «Музыка — оружие в борьбе».

I. Вход: «На побережье тайном» М. Теодоракис.

II. «На побережье тайном» М. Теодоракис.

1. Повторное прослушивание I куплета.

2. Беседа о М. Теодоракисе — Орфее антифашистского гре­
ческого движения.

3. Беседа о фашизме. Фашизм — прежде всего духовное раб­
ство, бездуховность, бесчеловечность, безнравственность и амо­
ральность. Современное лицо фашизма.

4. Беседа о значении музыки Теодоракиса для греческого
народа.

5. Сообщить исполнительский состав, осуществивший запись.

6. Повторное прослушивание целиком. Ритм сиртаки (показать
и объяснить).

Почему нельзя было исполнять эту красивую музыку?


Это образ свободной Родины.

III. «Я фронт» М. Теодоракис.

1. Исполнение — знакомство.

2. Анализ содержания, объяснение непонятных слов.

3. Разучивание с опорой на партитуру.
Почему так называется песня?

«Песня и стих — это бомба и знамя» В. Маяковский.

IV. Обобщающая беседа о воздействии музыки на людей.

1. Музыка — друг и помощник в беде и в радости.

Прошу детей привести примеры из произведений, прослушан­ных в классе и дома.

2. Музыка — сопереживание.

А какая музыка вызывает у нас желание порадоваться, улыб­нуться? («Вальс» Ж. Брель, «Неаполитанская песенка» П. Чай­ковский.)

V. «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковский.
Исполнение.

Д/з. Примеры по теме «Музыка — оружие в борьбе».

Примечание. Мне думается, что необходимо найти более современный и актуальный материал на эту тему. События 1967— 1974 годов/>чень далеки от сегодняшних шестиклассников. Может быть, стоит обратиться к теме Великой Отечественной войны, блокаде Ленинграда под девизом «А музы не молчали». К сожа­лению, у меня есть только наметки, по-настоящему этот материал ждет еще своей разработки.

617. Тема урока: «Музыка — оружие в борьбе».

I.Вход: М. Теодоракис «На побережье тайном».
Чья музыка?

Значение музыки М. Теодоракиса, как оружия в борьбе.

II. Распевание:

1. Интервалы на слух (2, 3, 4, 5).

2. «Тема лебедей» П. И. Чайковского es, e, f, fis, g.

3. «Марш» Д. Верди из оперы «Аида» F, Fis, G (сцена встре­
чи Радамеса) на слоги «но» и «до».

 

III.«Я — фронт» М. Теодоракис — продолжение разучивания.

IV. «Варшавянка» Г. М. Кржижановский — повторение и ис­
полнение.

Цитата из книги Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее». Краткие сведения о Ю. Фучике и его книге. Предлагаю прочитать также и другие цитаты из книги.

«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! ...не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свиде­тельства о тех, кто пал за себя и за вас... Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами».

Ю. Фучик.

Вернуться к разговору об античеловеческой сути фашизма. Книга заканчивается замечательными словами:

«Люди, я любил вас! Будьте бдительны!» Ю. Фучик, стр. 172.


«Сегодня 1 мая 1943 г. И дежурит тот, при ком можно писать...» Стр. 55.

«И мы поем. Поем, когда нам взгруснется, поем, когда выдается веселый день, песней провожаем товарища, с которым, наверное, никогда не увидимся... Без песни нет жизни.как нет ее без солнца...» Стр. 51.

Ю. Фучик. «Репортаж с петлей на шее», Москва, 1964 г., «Детская литература».

V.

1. По ритму вспомнить музыку IIIчасти 5 симфонии Л. Бет­
ховена.

2. Прослушать эту тему в записи.

3. Исполнение на фортепиано главной партии I части.

а) Сравнить ритм тем I и IIIчасти.

б) Сравнить интонации. Отметить повелительные, грозные ин­
тонации I части. Л. Бетховен так сказал об этой теме: «Так
судьба стучится в дверь».

VI. Л. Бетховен 5 симфония, I часть. Слушаем.

1. Почему к этой музыке обращались узники тюрьмы Панкрац?

2. Почему эта музыка нужна людям?

3. Какое воздействие на вас оказала эта музыка?

4. Какими словами вы могли бы раскрыть содержание этой
музыки? Что в ней главное? (борьба, напряжение движения
вперед, преодоление трудностей, настойчивое стремление к свету,
действенность, драматизм и т. д.).

Л. Бетховен своей музыкой помогал людям быть сильными, мужественными, помогал бороться за свободу, счастье, ведь «Сво­бода, равенство и братство» — лозунги французской революции 1789 года, были лозунгами жизни Бетховена. Лучше всего об этом сказал Р. Роллан:

«Музыка Бетховена и поныне остается лучшим другом всех, кто страдает и борется».

Главное содержание симфонии можно было бы выразить сло­вами Бетховена: «От тьмы — к свету, через страдания — к радос­ти, через борьбу — к победе».

Д/з. Краткая биография Л. Бетховена.

618. Тема урока: «Музыка — оружие в борьбе».

1. Вход: Тема оды «К Радости» из финала 9 симфонии Л. Бет­ховена. Приветствие: Снова вижу вас сегодня, снова музыке зву­чать, И прекрасное искусство очарует нас опять. Все сердца одним стремленьем музыка объединит, И торжественно и чудно в наших душах зазвучит!

Чья музыка? Называю произведение, автора, главную мысль финала.

618. Тема урока: «Музыка — оружие в борьбе».

I. Вход: Л. Бетховен. V симфония, IIIчасть.


Чья музыка? Как называется?

Д/з. Что дети узнали о Людвиге ван Бетховене?

II.Беседа о жизни и творчестве Л. Бетховена, проверка Д/з.

1. Тяжелое детство.

2. Начало занятий музыкой. Место К. Г. Нефе в жизни Бет­
ховена.

3. Образование Бетховена.

4. Встреча с Моцартом.

5. Революция 1789 года, значение ее идеалов в жизни Бет­
ховена.

6. Глухота. Гейлигенштадтское завещание. «Я схвачу судьбу
за глотку». «Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно
найти себе выход». «Музыка должна высекать огонь из души
человека» Л. Бетховен.

7. Основные произведения Бетховена.

Эпиграфом к беседе могут служить слова Р. Роллана: «Вся его жизнь похожа на грозовой день». «Музыка — откровение более высокое, чем мудрость и философия».

Особое внимание обратить на жизненный подвиг Л. Бетховена. Судьба и личность Л. Бетховена — пример того, как музыка помог­ла соверигить подвиг человеческого духа, воли, таланта, души.

III. 5 симфония, I часть, Л. Бетховен.

1. Прослушивание целиком.

2. Анализ — эту музыку мог написать сильный, мужественный
человек, который силой духа своего ведет людей к высоким идеа­
лам. (Настойчиво повторяющаяся ритмоформула, быстрый темп,
минорный лад, патетическая, полная драматизма тональность —
до минор (тональность сонаты Н° 8 «Патетической»), напря­
женность, мощные tutti всего оркестра.)

IV. Письменная работа на 5—7 минут: «Что я чувствовал и
думал, слушая V симфонию Л. Бетховена?

Вопрос-название написан на доске. Эту работу можно предло­жить в качестве Д/з.

V. Тест на определение стиля:

1. В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», ч. 1.

2. П. И. Чайковский — V симфония, II часть, соло валторны.

3. Л. Бетховен — «Эгмонт» (главная партия).
С последующей проверкой.

VI. В. Баснер «Песня о ленинградских мальчишках».

1. Показ-исполнение.

2. Начало разучивания.

621. Тема урока: «Музыка — оружиев борьбе».Этот урок достаточно подробно изложен в программе, в разра­ботках, поэтому даю только краткий план урока.

1. Вход: V симфония. Финал, главная партия.

Какова музыка по характеру? Какие чувства она выражает?

*8

И. Беседа.


 

1. Влияние песен и гимнов французской революции на Бет­
ховена (наиграть примеры).

2. Какие французские революционные песни вы знаете? «Са
ira», «Карманьолах — наиграть, напеть.

III.Руже де Лиль «Марсельеза».

1. Слушание в записи I куплета по-французски.

2. Как называется эта песня?

3. Беседа об истории создания «Марсельезы» Руже де Лилем
в 1792 году.

4. Показать яркие фанфарные интонации, которыми прони­
зана песня.

5. «Марсельеза» — гимн Французской республики.

IV. «Рабочая Марсельеза» текст перевода Петра Лаврова
(1875 г.).

1. История появления.

2. «Рабочая Марсельеза» — гимн революции 1905 года.

3. Прослушивание в записи.

V. Прошу назвать русские революционные песни.

В каких симфонических произведениях звучат революционные песни? (II симфония Д. Д. Шостаковича, 6 симфония Н. Мяс­ковского).

VI. Распевание:

1. Интервалы на слух.

2. «Марш» Д. Верди F, Fis, G, As, А на слоги «но» и «до».

3. «Марсельеза» — первая фраза вокализом.

VII. «Рабочая Марсельеза». 1. Плакат с текстом. 2. Ознако­
мительное пропевание.

VIII. «Песня о маленьком трубаче» С. Никитин. Исполнение
с звучанием «Интернационала*.

IX. Г. Коржев «Интернационал».

X. «Интернационал» П. Дегейтер, Э. Потье.

1. Беседа об истории создания и роли в международном рабо­
чем движении.

2. Р. Рождественский «Баллада о бессмертии». «Интернацио­
нал» — оружие коммунистов.

3. Прослушивание «Интернационала».

XI. В. Мухина «Рабочий и колхозница» — сравнение с «Интер­
националом». Рассказать, к чему все это привело: концлагеря,
миллионы замученных.

623. Тема урока: «Музыка — оружиев борьбе».

I.Вход: А. Скрябин. Этюд № 12.
Чья музыка? Как называется?

II.А. Скрябин «Этюд». Анализ:

1. Содержанке, характер музыки.

2. Минорный лад.

3. Главная интонация фанфарная, призывная.

4. Быстрый темп.

5. Содержательная роль аккомпанемента.


 


6. Значение именно трехчастной формы, как утверждения основной мысли и, особенно, динамической репризы.

III. Распевание:

1. Интервалы на слух с озвучиванием.

2. «В темном лесе», русская народная песня. Аналич интерва­
лов (чередование терций и квинт), разучивание вокализом на
2 голоса (гласный «у»), затем с текстом.

А. «Марш» Верни F по '/j вверх до А.

IV. «Во кузнице», русская народная песня — разучивание.
Работа над двухголосьем, над выразительным исполнением.

V. Т. Хренников. Сцена на площади из оперы «В бурю».
Народная песня — как объединяющая сила, как выразитель

народного гнева.

624. Тема урока: «Музыка возвышает и облагораживает