Хоровое творчество

Казанский музыкальный колледж имени И. В. Аухадеева

 

Аннотация:

Танеев - «Серенада»

Работу выполнила:

Студентка III курса

Ильмухаметова Алина

Руководитель: Маликова А. Я.

Рецензент: Фомина Е. С.

Казань 2014.

Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – русский композитор, музыкальный теоретик, пианист, дирижер, общественный деятель.

Родился С.И.Танеев в г. Владимире в дворянской семье. С 5 лет занимался игрой на фортепиано. В 1866г. семья переехала в Москву, где будущий композитор поступил учиться в Московскую консерваторию. Окончил консерваторию с Большой золотой медалью по двум специальностям (1875г.).

С 1878 г. – преподаватель, затем профессор Московской консерватории по теоретическим дисциплинам, а с 1881-1888 г. и по классу фортепиано. 1885-1889г. – директор консерватории. С 1902г. был организатором «булычевских вечеров», на основе которых было создано Научное музыкальное общество.

С.И.Танеев собирал и изучал народное творчество.

Хоровое творчество

Хоровые произведения составляют значительную часть творчества композитора:

· Кантата «Я памятник себе воздвиг»

· Кантата «Иоанн Дамаскин»

· Кантата «По прочтении псалма»

· Хоры в опере «Орестея»

· Хоры a capella

· Цикл из 12 смешанных хоров на сл. Я.Полонского в 3-х тетрадях

· Ранние сочинения для смешанного состава («Серенада», «Сосна», «Венеция ночью»)

· Духовные хоры

 

Творчество С.И.Танеева отличается большим богатством содержания, глубиной мысли в сочетании с лирической выразительностью, законченность форм, полифоническим мастерством. Тематика его сочинений охватывает широкий круг жизненных, философских, этических проблем:

· борьба сил добра и зла («Прометей»)

· стремление от мрака к свету («Восход солнца»)

· вопросы жизни и смерти («На могиле»)

· во многих хорах изображена природа («Сосна», «Венеция ночью»).

Отдельные хоры отличаются монументальностью, до тех пор необычайной для жанра русской светской музыки a capella. Танеев применяет в основном полифонические средства, такие как контрапункт, который по выражению композитора «дает возможность извлечь из хора наибольшую выразительность».

Мелодика отдельных хоров С.Танеева по широте, напевности близка к народной песне, русской романсовой лирике.

Большинство хоров композитора трудны для исполнения – широкий диапазон хоровых партий и высокая тесситура, иногда инструментальная трактовка голосов, обилие модуляций и отсюда частые интонационные трудности, разная подтекстовка в партиях.

Авторами текстов хоровых произведений Танеева были А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, А.Хомяков и другие.

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт, был принципиальным сторонником доктрины «чистого искусства», избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В тоже время его поэзия – в более широком смысле – имеет твердую жизненную почву. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу, поэт как бы растворяет свое «я» в стихии органической жизни. Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Фете природа – «весны таинственная сила». «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Поэзия Ф.Фета музыкальна и мелодична.

Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы – уходящего теплого вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд – мы видим в поэтическом тексте.

Это еще раз подтверждает ровное спокойное дыхание и мягкую атаку звука, которые используются на протяжении всего произведения от самого первого звука до последнего его «растворения» и затухания.

«Серенада» написана в умеренном темпе, в характере спокойного шага (Andante = 58 ), в мажорном ладу, в тональности B Dur, размер ¾. Начинается миниатюра из затакта с третьей доли, восьмыми длительностями, что придает движению небольшой импульс вперед, словно дуновение ветерка. Этот ритмический рисунок лежит в начале каждой фразы.

Непрерывность звучания в хоре поддерживается цепным дыханием, которое объединяет между собой фразы. Работая над дыханием, нужно заострить внимание на смену дыхания не в конце слова, а в середине слова на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до «истощения». Место цезур определяется паузами, ферматами и «галочками». Фермата и пауза играют немаловажную роль в исполнении данного хорового произведения. Они дают возможность осмыслить происходящее, перестроиться на другой характер и образ в новой части.

Форма произведения простая трехчастная с расширенной репризой за счет введения полифонических приемов – имитации в голосах, сначала в Альтах и Тенорах, затем в Басу, которая построена на одной фразе «спи мое дитя».

Данная форма, как нельзя лучше характеризует жанр серенады, которая родилась во Франции (serenade - вечер), была очень популярна в Италии и Испании и была связана с образами любви. «Серенада» Танеева повествовательного характера, описывающая пейзаж, зарисовку заходящего солнца и приближающейся ночи. Отсюда вытекает и динамика произведения, пиано вводит нас в лирико-романтический образ с мягким, нежным, даже несколько волшебным звуком. Только услышав первые аккорды, хочется переместиться во все таинство природы, чтобы понаблюдать за сменой вечерних красок, за переливанием и мерцанием звезд, почувствовать то дыхание ночи, о котором пишет поэт «…как легко дыханье ночи…».

Обращаясь к поэтическому тексту можно выверить и певческое дыхание, которое должно быть цепным, «перетекающим» из фразы во фразу, не нарушая то спокойствие ночи, которое создано самой природой.

Ферматы здесь формообразующие, так как они представлены на окончании первого и второго разделов и приходятся на один и тот же слог – дитя.

Еще одним выразительным приемом пользуется композитор, в конце каждой части изменяется темп, постепенно замедляя движение (poco rit.), после чего - a tempo возвращает нас к предыдущему, первоначальному темпу (пример 1).

Фактура произведения смешанная, с преобладанием гомофонно-гармонического, что характерно этому жанру, и лишь в III разделе, при многократном повторении текста «…спи, моё дитя…», можно увидеть полифоническое изложение текста, которое проходит имитационно сначала в партии Альтов и Теноров, а затем и Басов. Все эти приемы вводят нас в круг образов колыбельной песни (пример 2).

 

 

Тональный план

I II III
B Dur g moll d moll Es Dur B Dur Es Dur B Dur

 

Гармонический анализ

II5/3 = S5/3

B Dur

T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 T6/4 - D5/3 - T5/3 S 5/3 D2 T6 – III5/3 T6 II 5/3 -

D g moll D проход. D T6/4 D7 D -

VI6 = II6

d moll

III6/4 = VI6/4

Bdur II 7 III5/3 S 5/3 D2 T6 III5/3 T6 II 5/3 - II 5/3 - II 7 D5/3 T5/3

S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 T6/4 - D5/3 - T5/3 проходящ.

T6 = D6

Es dur D6/5

T5/3 = S5/3

B dur

II 6 имитация D5/3 III5/3 VI 5/3 S5/3 II 7 D5/3 T5/3 T5/3

 

 

Исходя из характера произведения, звуковедение во всех партиях legato, которое достаточно сложно отрабатывать при вертикальном движении голосов, поэтому дирижеру с помощью плавного, гибкого дирижерского жеста нужно помочь исполнителям выдержать штрих и кантилену на протяжении всего произведения.

Окраска певческого звука должна быть светлой, в высокой позиции. Особенно обратить внимание на басовую партию, чтобы звук не был «тяжелым» и темным. Добиваться в работе над звуком нежного, мягкого, плавно льющегося исполнения.

Тесситура для хора удобная. Диапазон хоровых партий позволяет исполнителям передать образ произведения, его красочность, сочность, насыщенность гармоний и бархатистость звучания.

 

Диапазоны:

· Диапазон хора – F большой октавы до G 2-й октавы.

· Диапазон S партии – C первой октавы - G 2-й октавы.

· Диапазон А партии – G малой октавы - As первой октавы.

· Диапазон T партии – D малой октавы - D 1-й октавы.

· Диапазон В партии – F большой октавы - G малой октавы.

Удобная тесситура звучания и диапазон партий помогают хору естественно показать вершины фраз, которые совпадают со смысловыми акцентами на первой доле такта (пример 3).

Кульминация всего произведения приходится на 3 раздел серенады и является связующим звеном эмоционально-художественной вершины музыкального языка и поэтического текста. Эта связь хорошо видна в партитуре и слышна в хоре: постепенное нарастание звучности, широкое расположение в аккордах.

3 раздел «Серенады» - реприза 1 части с дословным повторением двух первых тактов и новой трактовкой басовой партии в третьем такте, где бас делает скачок на чистую кварту вниз, образуя октаву с партией тенора (пример 4). Такой квартовый ход придает фактуре более далекую пространственность, подготавливая слушателя к главному высказыванию мысли - к кульминации всего произведения (пример 5).

Кульминация логически выстроена как в поэтическом, так и в музыкальном плане. Догорающий тихий вечер плавно переходит в ночь, наполненную теплом, звездным небом, звездами, которые в оригинале поэт сравнивает с ангельскими очами:

…смотрят ангельские очи

Трепетно светя…

Композитор же заменил эту строчку своими словами «…смотрят звезды, словно очи…». Нюансы очень чуткие, дают ощущение колыхания, трепета листочков, дуновения ветра – и это все в пределах звучания piano.

Ансамбль:

Прежде всего, ансамбль – художественное единство, согласованность всех элементов хорового звучания.

Ритмический ансамбль в этом произведении достаточно прост, так как здесь нет дробления долей, полиритмии, синкоп, триолей и других сложных ритмов. Начальная же ритмоформула требует аккуратности, строгости, точности взятия каждой доли в аккорде, чтобы не нарушить мелодическую линию. Дирижер должен собрать внимание исполнителей для точности при вступлениях, снятиях и в агогике.

Очень важен в этом произведении динамический и тембральный ансамбль. Динамика звучания не должна выходить за пределы mp – mf. В унисонном звучании добиваться одной тембральной окраски голосов, чтобы не было выделения партий (пример 6).

Следует обратить внимание на частный и общехоровой ансамбль как в отдельных партиях, так в партии всего хора, чтобы была слитность голосов, согласованность, ровность звучания, одно звукообразование.

 

Строй.

Одной из трудностей горизонтального строя является длительное повторение одного и того же звука в партиях А и В, между которыми образуется октава. Отрабатывать интонацию с тенденцией к повышению в высокой позиции, в одной певческой манере и в гармонии с остальными голосами (пример 7).