Анимация в туризме. Особенности анимационного менеджмента

Анимация - это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплекс, отель, круизный теплоход, поезд и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга.

Составляющими понятия "анимационный менеджмент" являются два понятия - "анимация" и "менеджмент": анимация - как процесс предоставления туристу комплекса анимационных услуг с целью максимального удовлетворения его потребностей; и менеджмент - как система управления этим процессом с учетом стратегической цели и миссии отеля, стратегических ограничений, правил и условий, корпоративной гостиничной философии.

Таким образом, гостиничный анимационный менеджмент - это система управления процессом предоставления туристу комплекса анимационных услуг, направленная на достижение стратегической цели функционирования туркомплекса в условиях туристского рынка.

Анимационный менеджмент имеет свою специфику, которая выражается в следующем:

· специфическом предмете труда, которым является деятельность управ­ляемых анимаци­онных систем и служб,

· специфическом орудии труда, которым является анимационная программа,

· результате труда, которым является удовлетворенность отдыхающих проведенным досу­гом.

Анимационный менеджмент, как один из видов специализированного менеджмента, осу­ществляется посредством механизма, который работает в результате выполнения взаимосвязанных и взаимопроникающих во времени осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля анимационной деятельности.

Функция "ПЛАНИРОВАНИЕ".

Реализация этой функции связана с решением следующих основных задач анимационного менеджмента ТК:

- разработка анимационной стратегии и концепции ТК, согласованной с маркетинговой стратегией ТК;

- разработка типовых анимационных программ и алгоритмов (методик) их адаптации к реальным группам и туристам;

- анализ факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления анимационного менедж­мента и конъюнктуры гостиничного рынка района, региона, страны с точки зрения анимаци­онной деятельности;

- участие в формировании ценовой политики с учетом комплекса вопросов анимационных услуг и анимационного менеджмента ТК;

- долгосрочное и краткосрочное планирование анимационной деятельности ТК, включение меропри­ятий по совершенствованию анимационной деятельности в бюджет и в бизнес-план ТК - итоговый документ по планированию деятельности ТК.

Функция "ОРГАНИЗАЦИЯ".

Реализуется при решении следующих основных задач:

- организация и управление отношениями ТК во внешней среде по вопросам анимационного ме­неджмента;

- оптимизация ресурсов ТК при выполнении целей и задач анимационного менеджмента;

- формирование эффективной организационной структуры анимационного менеджмента ТК, под­бор, расстановка, подготовка, воспитание кадров, специалистов разного уровня квалификации для анимационного обслуживания;

- организация взаимодействия с другими службами туркомплекса по вопросам анимационного об­служивания: с технической службой по эксплуатации технических анимационных установок, си­стем, сооружений; со службой приема и размещения по ежедневным вопросам работы с клиен­там и по изучению потребительского спроса; с финансовой службой по вопросам финансов; транс­портной, туристско-экскурсионной, вспомогательной и другими службами, с которыми необ­ходимо взаимодействовать в процессе анимационного обслуживания;

- разработка совместно со службой финансового менеджера инвестиционной политики по вопро­сам реализации анимационной концепции, участие в формировании инвестиционного портфеля по данному вопросу;

- "риск-менеджмент": разработка путей снижения рисков и организация системы мероприятий по профилактике и минимизации "анимационных рисков", т.е. рисков, связанных с нарушением ани­мационного обслуживания туристов и с потерей потенциальных клиентов в результате недоста­точно высокого или плохо ориентированного анимационного обслуживания.

Функция "МОТИВАЦИЯ".

Реализуется путем решения следующих основных задач:

- творческая работа по развитию личности сотрудников анимационной службы, их способности к внутренней мотивации совершенствования анимационного мастерства;

- разработка способов внешней мотивации к труду, способов морального и материального поощре­ния за аниматорский профессионализм и результаты труда, формирование принципов заинтересо­ванности, определение параметров удовлетворенности в труде по анимационному об­служиванию туристов;

- превращение любого работника ТК в частичного сопредпринимателя, глубоко заинтересованного морально и материально в результатах анимационной и в целом гостиничной деятельности;

- повышение квалификации и профессионального роста кадров; создание и поддержка престижа профессиональной анимационной и гостиничной деятельности;

- создание благоприятных условий для самореализации человека в деле, основываясь на высоких мотивах, гуманистических и эстетических ценностях.

Функция "АНАЛИЗ и КОНТРОЛЬ".

Реализуется путем решения следующих основных задач:

- анализ анимационной деятельности ТК с выдачей высшему управленческому звену в любой мо­мент времени для оперативного и стратегического управления показателей этой деятельности ТК, включая экономические показатели;

- корректировка концепции, тактических целей, анимационных программ и методик в соответ­ствии с реальными обстоятельствами и результатами деятельности и анализа;

- корректировка планов и проектов ТК и его подразделений с точки зрения анимационного обслужи­вания туристов;

- контроль исполнения управленческих решений в рамках анимационного менеджмента; контроль технической службы и других служб ТК в вопросах эксплуатации анимационных технических средств;