Анатомо-физиологические особенности подростков и медицинские проблемы полового воспитания и просвещения детей этого возраста
Для полового воспитания подростковый возраст представляет собой в известной мере критическую группу, объединяющую всех молодых людей в возрасте 12-18 лет в учебные коллективы, где необходимая подготовка возможна. Половое воспитание в этом возрасте – задача трудная, но социально чрезвычайно важная.
Средний школьный возраст – это время быстрых перемен и трудных исканий. Физические изменения – лишь часть процесса взросления. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И это далеко неполный перечень перемен в их жизни.
С другой стороны, подростковый возраст – это время открытий и откровений, время, когда физическое развитие в сочетании с большей интеллектуальной и эмоциональной зрелостью создает ощущение приподнятости и свободы. Подростковый возраст это не только период страхов и опасений, как думали раньше, это одновременно приятное и счастливое время бурного, беспокойного перехода из детства в зрелое.
Детям подросткового возраста хочется выглядеть привлекательными. Это желание имеет самое непосредственное отношение к тому, как они воспринимают собственное тело, какой его образ они сами для себя создали. В этом возрасте озабоченность внешним видом переходит все доступные рамки. «Как я выгляжу?» - обычно для подростка более серьезный вопрос, чем для взрослого человека. Одна из причин такой концентрации внимания на собственной внешности состоит в том, что подросток еще до конца не ощутил себя личностью. Другая причина в том, что большинство подростков еще не выработали достаточно широкой концепции самооценки на основании собственных достоинств, личностных особенностей и характера взаимоотношений с окружающими, которая могла бы служить противовесом мнению о собственной непривлекательности. Озабоченность подростка по поводу своей внешности усугубляется тем, что в процессе полового созревания происходит непрерывный рост тела, почти необъяснимым образом изменяются его размеры, форма, очертания.
.
Рекомендуемая литература:
1. Половое воспитание / А.Г. Трушкин, В.В. Баташев,. Л.Ю. Трушкина и др. – Ростов-на-дону: «Феникс», 2001. – 310 с.
2. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. – 1987. - № 5.
3. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. - № 2.
4. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. – 1991. - № 4.
5. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // В кн. «Соотношение биологического и социального в человеке» / Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.Ф. – М., 1975.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27
Рис. 28
Рис. 29
Рис. 30
Рис. 31
Рис. 32
Рис. 33
Рис. 34
Рис. 35
Рис. 36
Рис. 37
Рис. 38
Рис. 39
Рис. 40
Рис. 41
Рис. 42
Рис. 43
Рис. 44
Рис. 45
Рис. 46
Рис. 47
Рис. 48
Рис. 49
Рис. 50
Рис. 51
Рис. 52
Рис. 53
Рис. 54
Рис. 55
Рис. 56
Рис. 57
Рис. 58
Рис. 59
Рис. 60
Рис. 61
Рис. 62
Тема 5