Здоровый образ жизни – фактор, укрепляющий здоровье человека основные направления формирования ЗОЖ у детей и подростков

Сущность понятия «здоровый образ жизни» можно трактовать как типичную совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному, неограниченному выполнению присущих функций.. Тем самым подчеркивается его неразрывная связь с общей культурой человека. ориентация на ценности является характерной чертой жизнедеятельности личности в зависимости от того, насколько они удовлетворяют ее материальные и духовные потребности. Объективность как свойство ценности содержится в предметно-практической деятельности личности, ее образе жизни.

В подходах к формированию здорового образа жизни за последние годы определились три основных направления: 1) философско-социальное, определяющее ЗОЖ как интегральный показатель культуры и социальной политики общества, что отражает уровень заинтересованности государства вопросами здоровья граждан; 2) медико-биологическое, рассматривающее ЗОЖ как гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормах; 3) психолого-педагогическое направление отводит ведущую роль формированию у человека ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья, приоритетных является воспитательный момент.

Содержание ЗОЖ определенной группы людей (школьников, студентов, госслужащих т.д) отражает результат распространения индивидуального или группового стиля жизнедеятельности, закрепленного в виде образцов вплоть до уровня традиции. Основными элементами ЗОЖ выступают : культура труда (учебного, творческого, физического и т.д) с элементами его научной организации; организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность, преодоление вредных привычек; культура полового поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации. Все элементы ЗОЖ проецируются на личность, ее жизненные планы, цели, запросы, поведение. Названные компоненты здорового образа жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя его целостную структуру.

Для определения признаков формирования здорового образа индивида обычно использую следующие обобщенные показатели: наличие системы знаний и практических умений по ЗОЖ; отношение к нему; направленность; удовлетворенность его организацией; регулярность деятельности, направленной на его реализацию; степень проявления ЗОЖ в основных видах жизнедеятельности; степень готовности к его соблюдению и пропаганде. Высокий уровень сформирования ЗОЖ характеризуется оптимальным соотношением всех критериев здорового образа жизни, регулярным не менее трех раз в неделю включением основных средств физической культуры в жизнедеятельность и ежедневным использованием таких ее форм, как утренняя зарядка, закаливание, соблюдение правил гигиены др. Средний уровень ЗОЖ отличает нерегулярная реализация элементов здорового образа жизни, а средства физической культуры используются лишь эпизодически. Низкий уровень соответствует индифферентному отношению к ЗОЖ, практическому отсутствию или минимальному применению его элементов в жизнедеятельности. И крайне низкий уровень формирования ЗОЖ можно рассматривать как пассивное отношение к нему, полное отрицание нужности и необходимости его присутствия в жизни.

Поэтому оздоровительно-гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни в первую очередь среди подрастающего поколения как форма обучения и поддержания и сохранения здоровья должны идти не только от знания к поведению, а также через активизацию побудительных механизмов, включающих ряд других феноменов свой свойственных человеку.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И. Основы медико-биологических знаний. М.: Высшая школа, 2001.

2. Заготова С.Н. Валеология: Справочник школьника. М., 1999.

3. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. – М.: Владос, 2000.

4. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа молодежи. – М.: Медицина, 1988.

5. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. 3-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1993.


Рис. 1

 

 

Рис. 2

 

Рис. 3

 

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

 

Рис. 8

Рис. 9

 

Рис. 10

Рис. 11

 

Рис. 12

Рис. 13

 

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

 

Рис. 18

Рис. 19

 

Рис. 20

Рис. 21