Здоровый образ жизни – фактор, укрепляющий здоровье человека основные направления формирования ЗОЖ у детей и подростков
Сущность понятия «здоровый образ жизни» можно трактовать как типичную совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному, неограниченному выполнению присущих функций.. Тем самым подчеркивается его неразрывная связь с общей культурой человека. ориентация на ценности является характерной чертой жизнедеятельности личности в зависимости от того, насколько они удовлетворяют ее материальные и духовные потребности. Объективность как свойство ценности содержится в предметно-практической деятельности личности, ее образе жизни.
В подходах к формированию здорового образа жизни за последние годы определились три основных направления: 1) философско-социальное, определяющее ЗОЖ как интегральный показатель культуры и социальной политики общества, что отражает уровень заинтересованности государства вопросами здоровья граждан; 2) медико-биологическое, рассматривающее ЗОЖ как гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормах; 3) психолого-педагогическое направление отводит ведущую роль формированию у человека ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья, приоритетных является воспитательный момент.
Содержание ЗОЖ определенной группы людей (школьников, студентов, госслужащих т.д) отражает результат распространения индивидуального или группового стиля жизнедеятельности, закрепленного в виде образцов вплоть до уровня традиции. Основными элементами ЗОЖ выступают : культура труда (учебного, творческого, физического и т.д) с элементами его научной организации; организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность, преодоление вредных привычек; культура полового поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации. Все элементы ЗОЖ проецируются на личность, ее жизненные планы, цели, запросы, поведение. Названные компоненты здорового образа жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя его целостную структуру.
Для определения признаков формирования здорового образа индивида обычно использую следующие обобщенные показатели: наличие системы знаний и практических умений по ЗОЖ; отношение к нему; направленность; удовлетворенность его организацией; регулярность деятельности, направленной на его реализацию; степень проявления ЗОЖ в основных видах жизнедеятельности; степень готовности к его соблюдению и пропаганде. Высокий уровень сформирования ЗОЖ характеризуется оптимальным соотношением всех критериев здорового образа жизни, регулярным не менее трех раз в неделю включением основных средств физической культуры в жизнедеятельность и ежедневным использованием таких ее форм, как утренняя зарядка, закаливание, соблюдение правил гигиены др. Средний уровень ЗОЖ отличает нерегулярная реализация элементов здорового образа жизни, а средства физической культуры используются лишь эпизодически. Низкий уровень соответствует индифферентному отношению к ЗОЖ, практическому отсутствию или минимальному применению его элементов в жизнедеятельности. И крайне низкий уровень формирования ЗОЖ можно рассматривать как пассивное отношение к нему, полное отрицание нужности и необходимости его присутствия в жизни.
Поэтому оздоровительно-гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни в первую очередь среди подрастающего поколения как форма обучения и поддержания и сохранения здоровья должны идти не только от знания к поведению, а также через активизацию побудительных механизмов, включающих ряд других феноменов свой свойственных человеку.
Рекомендуемая литература:
1. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И. Основы медико-биологических знаний. М.: Высшая школа, 2001.
2. Заготова С.Н. Валеология: Справочник школьника. М., 1999.
3. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. – М.: Владос, 2000.
4. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа молодежи. – М.: Медицина, 1988.
5. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. 3-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1993.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 21