Теории интеграции: функционализм, неофункционализм, федерализм, плюрализм

 

Интеграция – межгосударственное сотрудничество, которое выходит за рамки государственного суверенитета. Отдача части суверенитета в «общий котел».

 

Функционализм.В 1943 г. Митрани решил понять, почему идея Лиги Наций потерпела крах и выяснил, что все страны просто боялись за свой суверенитет. Не нужно создавать наднациональные органы (ибо бесполезно) нужно содействовать сотрудничеству стран.

Функционализм видит в межгосударственном сотрудничестве путь к достижению политической цели – интеграции гос-в в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов. Не должно быть вертикальной власти, должно быть горизонтальное управление, которое будет координировать сотрудничество в конкретных сферах. И все бы зашибись… но

Недостатки: децентрализация международного сообщества; управлять такой махиной трудно; оказалось, что интеграция не всегда ведет к отмиранию суверенитета; функциональное сотрудничество нуждается в подкреплении мероприятиями политического характера.

Отчасти эти недостатки были устранены в – неофункционализме.

 

Неофункционализм: Хаас и Линдберг считают, что потребность сотрудничества в той или иной сфере (экономика, культура, социальный сектор) способна вызвать эффект цепной реакции в др. сферах, что приведет к необходимости в создании специализированных наднациональных институтов для их координации, и как следствие к ускорению политической интеграции.

Для достижения целей, гос-во лишь должно найти единомышленников и тогда достигать эту цель будет легче, т.к. и договориться тоже будет легче.

Структурные условия успеха интеграции: политический плюрализм, консенсус относительно фундаментальных ценностей.

И вообще логика функциональной интеграции носит не механический а вероятностный характер.

 

Федерализм: договорный отказ от централизма, структурна оформленная дисперсия полномочий между различными центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией. Центр концепции политические ситуации, политическая воля участников,

Основа модели:

1) Двойное гражданство в условиях существования центрального и регионального правительств.

2) Многообразие роли региональных правительств

3) Цикличность изменения силы и роли региональных правительств

4) Происхождение федерализма, которое имеет два источника и две цели: воздействие центростремительных сил и проблем, влекущее за собой федерализм как средство проведения единой политики; влияние центробежных сил, в результате которого федеративные признаки формируются с целью предотвращения распада общества.

Недостаток: меньше шансов на успех, чем функциональная модель, т.к. удельный вес элемента нормативности в ней еще выше.

 

Плюралистическая модель: комплексное изучение, интеграционный процесс рассматривается в терминах коммуникационных сетей, передающих информацию, способствующих выполнению определенных функций и накоплении опыта.

Дойч анализирует два типа политических интеграций:

1) Амальгамный – слияние, в соответствующей форме, двух или нескольких ранее самостоятельных единиц в более широкое объединение, наделенное определенным типом общего управления. (процесс интеграции тут должен сопроваждаться лояльностью населения)

2) Плюралистический – интегрирующиеся единицы сохраняют свою политическую самостоятельность. (Тут основные социокультурные ценности интегрирующихся единиц просто не должны противоречить друг другу)