V. Современные авторские школы.
Актуализировать общие знания об инновациях в педагогике и инновационных учебных заведениях поможет обращение к учебному пособию И.П. Подласого (см. Педагогика, кн. 1, тема 7).
! 1. Ответьте на вопросы.
- Что понимают под инновацией в педагогической науке?
- Каковы главные направления инновационных преобразований?
- Какими признаками характеризуется инновационное учебное заведение?
Значение современных российских авторских школ в инновационном движении в образовании трудно переоценить, так как они способствовали созданию новых моделей образовательных институтов, ориентированных на утверждение гуманистических и демократических подходов к процессу формирования личности будущих поколений.
По утверждению М.В. Богуславского и Г.Б. Корнетова, со второй половины 80-х годов начался новый этап взаимодействия педагогических парадигм: «свободных школ» и «школ жизни» (см. Современные проблемы образования и педагогической науки. – М., 1994, с. 137).
Получить знания о современных отечественных авторских школах поможет ознакомление с концепциями авторских школ М.П. Щетинина, А.В. Тубельского, Е.Ш. Ямбурга и др. (см. Дидактические материалы).
! 2. Составьте таблицу.
Таблица 15.
“Современные авторские школы”.
название авторской школы | автор школы | концептуальные идеи | особенности структуры, организации учебно-воспитательного процесса |
Сделайте вывод, в котором отразите:
- наличие общих черт в авторских школах;
- отличие авторских школ от традиционных общеобразовательных учебных заведений.
Подумайте, можно ли отнести авторские школы к разновидностям альтернативных учебных заведений. Ответ обоснуйте.