I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы ХХ века.

1. Изучите вопрос о поисках путей обновления зарубежной школы в 20-30-е гг. ХХ столетия в контексте идей реформаторской педагогики, используя учебные пособия, дидактические материалы (CD).

! Заполните таблицу:

Таблица 12.

“Системы обучения в "новых школах"”.

название автор место и время возникновения сущность
Метод проектов      
Виннетка-план      
Говард-план      
Йена-план      
Дальтон-план      

 

Обратите внимание на общее и особенное в характеристике данных систем обучения.

 

2. Познакомьтесь с поисками советской педагогикой новых подходов к методам организации учебно-воспитательного процесса в трудовой школе 20-х годов [см. учебные пособия З.И. Васильевой, с. 370-374 и Д.И. Латышиной, с. 504-508; работу Р.Б. Вендровской, с. 24-29].

! Ответьте на вопросы.

- В чём состояла специфика применения метода проектов, обучения по Дальтон-плану и др. в опыте отечественной школы?

- Какие сильные и слабые стороны новых методов отмечали советские педагоги-исследователи?

- Приведите примеры, показывающие, как в современных условиях реализуется метод проектов? В чём сущность других активных методов обучения?

 

3. Прочитайте следующие высказывания видных советских педагогов А.П. Пинкевича и И.Ф. Свадковского о Дальтон-плане.

«Во-первых, уничтожены пассивные «классы» с молчащими учениками и ораторствующим перед ними учителем; во-вторых, очень важный момент – понимание учеником цели своей работы: обычно учащийся от первоклассника первой ступени до студента никогда не видел всей работы в целом; в-третьих, с помощью Дальтон-плана можно дать учащемуся возможность заниматься тем, что он хочет, а не стричь всех под одну гребёнку!; в-четвёртых, ученик чувствует себя свободным; в-пятых, применение этого плана, несомненно, активизирует школу, работа становится гибче и динамичнее; в-шестых, создаются совершенно иные условия для совместной работы (кооперации) учителя и ученика, а также учеников между собой» (Пинкевич А.П. Педагогика. – М., 1929. – Ч. II, с. 177).

«Только тогда, когда учащиеся любят школу, хотят учиться, уважают друг друга и своих руководителей, когда они умеют исполнять свои постановления, когда общественное мнение способно влиять на отдельных малодисциплинированных учеников – только при этих условиях можно переходить на Дальтон-план…» (Свадковский И.Ф. Дальтон-план в применении к советской школе. – М.-Л., 1926. – С. 153).

! Ответьте на вопросы.

- Чем Дальтон-план привлекал советских исследователей с педагогической точки зрения?

- Какие трудности имели место при реализации Дальтон-плана в советской трудовой школе 20-х годов?

 

4. Познакомьтесь с опытом деятельности Вальдорфской школы Р. Штайнера, используя учебное пособие З.И. Васильевой (с. 335-336), книгу Т.В. Цырлиной (с. 94-111), Дидактические материалы (CD).

! Сделайте выписки, позволяющие характеризовать данную школьную систему по следующим аспектам:

● ведущая концептуальная идея,

● цель школы,

● структура школы,

● содержание и организация деятельности,

● управление школой.

Выскажите свою точку зрения по нижеприведённым высказываниям Р. Штайнера.

- «…есть деление знаний: то, что нужно ребёнку и что нужно взрослому. Каким образом в течение жизни человек совершает переход от первых ко вторым – вот о чём надо больше всего думать педагогу».

- «Тот, кто скажет, что вальдорфская школа ориентируется на антропософскую науку о духе и что в ней будет внедряться только это мировоззрение…, глубоко ошибается. Мы совсем не собираемся прививать наши принципы, содержание нашего мировоззрения молодым людям в период их становления. Мы совсем не стремимся к тому, чтобы осуществлять догматическое воспитание. Мы стремимся к тому, чтобы всё, что может дать духовная наука, стало живым делом воспитания».