II. Зарождение педагогической мысли в древности.
1. Проанализируйте сущность взглядов наиболее известных мыслителей Древнего Востока и античного мира на проблемы воспитания и личности ребёнка.
! Результаты оформите в виде таблицы:
Таблица 2.
“Мыслители Древнего мира о воспитании”.
мыслитель | основные труды | ведущие педагогические идеи |
При заполнении третьей графы используйте цитатный материал из первоисточников работ Конфуция, Демокрита, Платона, Сократа, Аристотеля, Квинтилиана, наиболее ярко показывающий понимание мыслителем цели и сущности воспитания, возрастной и социальной дифференциации воспитательного процесса, а также содержания, методов, средств воспитания.
Сделайте общий вывод, в котором отразите основные тенденции и специфику развития школьной практики и педагогических идей в странах древневосточной и западноевропейской цивилизаций.
2. Изучите сущность используемого Сократом метода обучения. При этом следует иметь в виду, что Сократ распространял свои взгляды, по преимуществу, в разговорах и дискуссиях. В процессе их сформировался особый метод ведения диалога. Его целью было помочь собеседнику достигнуть истины путём обнаружения противоречий в его утверждениях. Первоначально Сократ возбуждал интерес к беседе при помощи правильно подобранных вопросов, выяснял слабые места в знаниях собеседника. В этом состояла сократовская ирония (сомнение). Вслед за этим наступал основной период беседы – маевтика («повивальное искусство»). Этим термином, который Сократ выбрал по аналогии с профессией своей матери – помогать ребёнку появиться на свет, он определил стремление обрести новое знание как основу истинной нравственности. Достижению этого служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать нравственной основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией – понятийной фиксацией полученного общего знания. Дефиницию, по Сократу, следует подвергать новой иронии, а если общее ещё содержало противоречие, сформировать таким же путём (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниции в сократовском понимании служат понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов в их взаимных отношениях. (См.: История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. – С. 132.)
Проанализируйте ситуацию беседы Сократа с Аристодемом о божестве, которую приводит в своих «Очерках истории воспитания и обучения» Л.Н. Модзалевский.
! Результаты оформите в виде таблицы:
Таблица 3.
“Анализ сократической беседы”.
этапы беседы Сократа | примеры из ситуации |
1. ирония 2. маевтика 3. индукция 4. дефиниция |