II. Школьные системы образования. Инновации в образовании.
Реформы образования 80-90-х годов ХХ века существенно повлияли на реорганизацию образовательной системы. Теоретической основой обновления образования стала идея непрерывного образования.
Общее представление об организации образовании, его содержании, формах и методах обучения возможно получить из материалов учебного пособия Д.И. Латышиной «История педагогики» (с. 577-589), книги Б.Л. Вульфсона «Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века» (с. 131-176).
Конкретизировать процесс развития школьных систем, показать их особенности поможет учебное пособие А.Н. Джуринского «Развитие образования в современном мире» (с. 18-28), а также использование дополнительного материала об альтернативных, в т.ч. авторских и частных школах.
Необходимо подчеркнуть превращение системы профессионального образования из второстепенного в существенный компонент образования, что обусловлено увеличением спроса на профессии в сфере обслуживания, сближением школы с производством, расширением профессиональных интересов, профессиональной мобильностью в связи с темпами экономического развития стран, интернационализацией экономики и т.д.
Конкретизировать представление о непрерывной многоуровневой системе подготовки кадров специалистов поможет анализ следующей схемы.
Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
школа | → | колледж | → | вуз |
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ | ↓ | ↑ | ↓ | |
←← ↓ | 1-я ступень: гособрстандарт (уровень – рабочая профессия) | ↑ ↑ ↑ | 2-я ступень: высшее проф. образование (бакалавриат) | |
↓ | ↓ | ↑ | ↓ | |
↓ ↓← ↓↓ | 2-я ступень: среднее проф. образование (уровень – базовый) | ↑ ↑ ↑ | 3-я ступень: высшее проф. образование (специалист) | |
↓↓ | ↓ | ↑ | ↓ | |
↓↓ ↓↓ ↓↓ | 3-я ступень: среднее проф. образование (уровень – повышенный) | ↑ ↑ ↑ | 4-я ступень: высшее проф. образование (магистр) | |
↓↓ | ↨ | ↑ | ↓ | |
↓→ →→ | производство | ↑ ↔ | послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) | |
↓ | ↓ | |||
дополнительное образование |
Особо следует остановиться на характеристике структуры и инноваций в высшей школе. При этом необходимо подчеркнуть, что модели университетского образования исторически формировались под влиянием различных факторов и доминирующей образовательной парадигмы: культурно-ценностная, академическая, профессиональная, технократическая, гуманистическая (см. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика; с. 118-122).
Заполните таблицу.