II. Школьные системы образования. Инновации в образовании.

Реформы образования 80-90-х годов ХХ века существенно повлияли на реорганизацию образовательной системы. Теоретической основой обновления образования стала идея непрерывного образования.

Общее представление об организации образовании, его содержании, формах и методах обучения возможно получить из материалов учебного пособия Д.И. Латышиной «История педагогики» (с. 577-589), книги Б.Л. Вульфсона «Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века» (с. 131-176).

Конкретизировать процесс развития школьных систем, показать их особенности поможет учебное пособие А.Н. Джуринского «Развитие образования в современном мире» (с. 18-28), а также использование дополнительного материала об альтернативных, в т.ч. авторских и частных школах.

Необходимо подчеркнуть превращение системы профессионального образования из второстепенного в существенный компонент образования, что обусловлено увеличением спроса на профессии в сфере обслуживания, сближением школы с производством, расширением профессиональных интересов, профессиональной мобильностью в связи с темпами экономического развития стран, интернационализацией экономики и т.д.

Конкретизировать представление о непрерывной многоуровневой системе подготовки кадров специалистов поможет анализ следующей схемы.

Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».

школа колледж вуз
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓  
  ←← ↓ 1-я ступень: гособрстандарт (уровень – рабочая профессия) ↑ ↑ ↑ 2-я ступень: высшее проф. образование (бакалавриат)
↓ ↓← ↓↓ 2-я ступень: среднее проф. образование (уровень – базовый) ↑ ↑ ↑ 3-я ступень: высшее проф. образование (специалист)
↓↓
↓↓ ↓↓ ↓↓ 3-я ступень: среднее проф. образование (уровень – повышенный) ↑ ↑ ↑ 4-я ступень: высшее проф. образование (магистр)
↓↓
↓→ →→   производство ↑ ↔ послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура)
   
дополнительное образование

 

Особо следует остановиться на характеристике структуры и инноваций в высшей школе. При этом необходимо подчеркнуть, что модели университетского образования исторически формировались под влиянием различных факторов и доминирующей образовательной парадигмы: культурно-ценностная, академическая, профессиональная, технократическая, гуманистическая (см. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика; с. 118-122).

Заполните таблицу.