CD Дискуссионные вопросы.
1. Дайте оценку следующим суждениям.
► «Главное и почти исключительное занятие сифогрантов (жителей Утопии) состоит в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом» (Т. Мор).
► «Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут» (Ж.-Ж. Руссо).
► «…в деле воспитания человека серьёзное и строгое профессиональное образование должно предшествовать словесному обучению» (И.Г. Песталоцци).
2. Выскажите своё суждение по оценке школы Г. Кершенштейнера.
► «Кершенштейнеру ставили в вину, – отмечает З.И. Васильева, – что из своей школы он изгнал как раз человека и строго поставил ей задачей подготовку только ремесленника».
Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию.
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Томмазо Кампанелла о трудовом воспитании».
▫ «Идея трудового воспитания в трудах Я.А. Коменского».
▫ «Идеи трудового обучения в Англии (XVI – сер. XIX вв.)».
▫ «Проблема трудового воспитания и обучения в учении марксизма».
III. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) глубоко и всесторонне проанализировал роль труда в развитии личности. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) он рассуждает о больших возможностях самовозвышения человека в свободном творческом труде, чтобы «каждый в своей сфере мог делать, что может лучшего, и в том находил своё высшее счастье и блаженство».
Законспектируйте выдержки из статьи К.Д. Ушинского (см. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв.; с. 45-52). В конспекте отразите следующие тезисные положения, дополнив их аргументами из первоисточников и примерами, подтверждающими их актуальность.
Таблица 6.