CD Дискуссионные вопросы.

1. Дайте оценку следующим суждениям.

► «Главное и почти исключительное занятие сифогрантов (жителей Утопии) состоит в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом» (Т. Мор).

► «Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут» (Ж.-Ж. Руссо).

► «…в деле воспитания человека серьёзное и строгое профессиональное образование должно предшествовать словесному обучению» (И.Г. Песталоцци).

2. Выскажите своё суждение по оценке школы Г. Кершенштейнера.

► «Кершенштейнеру ставили в вину, – отмечает З.И. Васильева, – что из своей школы он изгнал как раз человека и строго поставил ей задачей подготовку только ремесленника».

Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию.

 

€ Темы для индивидуальных выступлений.

▫ «Томмазо Кампанелла о трудовом воспитании».

▫ «Идея трудового воспитания в трудах Я.А. Коменского».

▫ «Идеи трудового обучения в Англии (XVI – сер. XIX вв.)».

▫ «Проблема трудового воспитания и обучения в учении марксизма».

 

III. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) глубоко и всесторонне проанализировал роль труда в развитии личности. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) он рассуждает о больших возможностях самовозвышения человека в свободном творческом труде, чтобы «каждый в своей сфере мог делать, что может лучшего, и в том находил своё высшее счастье и блаженство».

Законспектируйте выдержки из статьи К.Д. Ушинского (см. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв.; с. 45-52). В конспекте отразите следующие тезисные положения, дополнив их аргументами из первоисточников и примерами, подтверждающими их актуальность.

Таблица 6.