CD Дискуссионные вопросы.

1. Существуют различные оценки педагогического наследия А.С. Макаренко. Одни считают его «классиком», а его учение – великим педагогическим явлением, другие – навсегда отошедшим в историю.

► Так, немецкий исследователь творчества Макаренко В. Зюнкель отмечает, что Макаренко и сейчас является оплотом в борьбе против той школы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними…» (см. Зюнкель В. В Эрлангене изучают Макаренко. // Советская педагогика, 1990, № 4. – С. 135).

► Отечественный педагог Ю.П. Азаров высказал противоположную точку зрения: «Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа – завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание – буржуазные категории. Мы создаём педагогику параллельного действия, а это значит плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! Макаренковщина исчерпала себя!» (см. Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. – М., 1989. – С. 20).

2. Во вступительной статье к книге А.С. Макаренко «О воспитании» отмечается: «Его идеи развивают, конкретизируют, дополняют в современных условиях духовные наследники – творчески работающие учителя и поднимающиеся до собственных научных открытий практики-экспериментаторы». В связи с этим приводится пример урока математики В.Ф. Шаталова и комментарии к нему. «На классной доске – условие задачи. Спустя минуту поднимают руки пятеро учеников. Учитель приглашает к доске всех, и отвечают они по очереди друг за другом. И если решение задачи расчленить на ряд более мелких, частных операций, то на долю каждого из отвечающих приходится своя часть работы. Сбоев нет, все пятеро отвечают чётко, все получают "отлично". Что происходит в сравнении с обычной методикой? Во-первых, в познавательный процесс включается и интенсивно, на полную мощь, работает коллективная мысль; во-вторых, никто из лучших учеников не выделен (всех вызвали к доске), их труд и способности получили справедливую оценку; в-третьих, опрошены пятеро (а не один!) учащихся…» (с. 33).

Какие идеи А.С. Макаренко о воспитании нашли своё творческое воплощение?

Согласны ли Вы с данными комментариями?

 

€ Темы для индивидуальных выступлений.

▫ «А.С. Макаренко о проблеме взаимодействия личности и коллектива».

▫ «Педагогические идеи в художественных произведениях Макаренко» («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»).

▫ «Макаренко о воспитании детей в семье» (по «Книге для родителей»).

▫ «Реализация идей Макаренко в современной педагогической практике».

▫ «Макаренко в оценке гуманистической и авторитарной педагогики» (по статье М.Ю. Красовицкого «Педагогика Макаренко: как она видится в конце ХХ столетия». // Педагогика, 1996, № 1).